• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Последнее заметное изменение законодательства, затронувшее автострахование, а именно ОГПО, произошло в 2018 году. Тогда водителей избавили от необходимости возить с собой бумажные полисы. Это был достаточно серьёзный шаг вперёд, но в ближайшем будущем нас ждут куда более заметные перемены.
Прежде чем говорить о них, давайте посмотрим, как обстоят дела с автострахованием сейчас.
Как рассчитывается стоимость страховки сегодня
На протяжении многих лет стоимость полиса ОГПО рассчитывается по одной и той же формуле, в которой базовая страховая премия, равная 1.9 МРП, умножается на несколько коэффициентов. В их числе:
- территория регистрации автомобиля;
- тип транспортного средства;
- возраст и стаж вождения страхуемого;
- срок эксплуатации автомобиля;
- срок страхования;
- бонус-малус, или коэффициент безаварийности.
Расчёт для жителя Алматы старше 25 лет со стажем вождения более двух лет, страхующего легковой автомобиль старше семи лет и имеющего чистую аварийную историю, выглядит следующим образом
(1.9 * 2 778 тенге) * 2.96 * 2.09 * 1 * 1.10 * 0.50 * 1 = 17 960 тенге
В нынешней системе подсчёта важно выделить несколько деталей. Так, стоимость страхования очень сильно зависит от региона. Если автомобиль алматинский, то коэффициент будет равен 2.96, а если он зарегистрирован, к примеру, в Шымкенте, то всего 1.01.
Немаловажную роль играет и безаварийность. Максимальный класс, который может достичь водитель, — 13. Его получают только те, кто годами ездит, не становясь виновниками аварий или же не попадая в официальную статистику.
Остальные факторы практически не влияют на итоговую стоимость. К примеру, разница между множителями возраста автомобиля едва заметна. Для машин младше семи лет применяется единица, а для авто старше — 1.1.
У кого страхуются чаще
Косвенно на вопрос о популярности той или иной страховой компании может ответить статистика по выплатам, которая предоставляется в Нацбанк ежемесячно. Так, по состоянию на 1 августа 2020 года клиенты получили от страховщиков более 16 млрд тенге по полисам ОГПО.
Лидером по выплатам является СК «Евразия» с результатом почти 3.7 млрд тенге, на второй строчке находится СК «Халык» с 2.7 млрд, а замыкает тройку лидеров СК «НОМАД Иншуранс» с 2 млрд.
№ | Страховая компания | Выплаты по состоянию на 1 августа 2020 года |
1 | АО «СК «Евразия» | 3 663 089 000 тенге |
2 | АО «Дочерняя организация Народного Банка Казахстана «Страховая компания «Халык» | 2 702 564 000 тенге |
3 | АО «СК «НОМАД Иншуранс» | 2 033 956 000 тенге |
4 | АО «СК «Коммеск — Өмiр» | 1 519 810 000 тенге |
5 | АО «Нефтяная страховая компания» | 1 361 394 000 тенге |
6 | АО «СК «АСКО» | 1 029 848 000 тенге |
7 | АО «СК «Cентрас Иншуранс» | 986 194 000 тенге |
8 | АО «СК «Amanat» | 826 077 000 тенге |
9 | АО «СК |
463 128 000 тенге |
10 | АО «СК «Jysan Garant» | 351 002 000 тенге |
11 | АО «СК «Виктория» | 240 568 000 тенге |
12 | АО «Зерновая страховая компания» | 209 911 000 тенге |
13 | АО «СК «Freedom Finance Insurance» | 198 674 000 тенге |
14 | АО «СК «ТрансОйл» | 176 274 000 тенге |
15 | АО «КК ЗиМС «ИНТЕРТИЧ» | 104 149 000 тенге |
16 | АО СК «Basel» | 86 279 000 тенге |
17 | АО «СК «Казахмыс» | 53 472 000 тенге |
В среднем же автомобилистам, обращающимся в страховые компании, выплачивают от 350 000 до 470 000 тенге.
Как обстоят дела сейчас
Нынешние правила расчёта стоимости полиса не пересматривались уже более десяти лет. Действуют они с 2007 года. За это время цена полиса менялась только за счёт ежегодного роста МРП. Так,
Также существует региональный дисбаланс при расчёте, о котором рассказывали выше. Уже не первый год представители страховых компаний намекают, что с ним надо
Ещё одной проблемой, раздражающей страховщиков, являются мошенники, устраивающие подставные ДТП ради получения выплаты. Популярность такого рода афер только растёт, хотя массовая установка постов видеонаблюдения в городах может поубавить пыл мошенников или же вынудит их работать на трассах, где шанс попасть в объективы камер заметно ниже.
Что предлагают поменять
О переменах в страховом законодательстве, касающихся ОГПО, говорят уже не первый год. Основной вопрос — пересмотр тарифов в сторону их увеличения и гибкости. Сделать это планируется за счёт переоценки коэффициентов, касающихся региона регистрации и сроков эксплуатации транспорта, новой возрастной градации, а также усложнения параметра
На сегодняшний день для присвоения класса учитывается только безаварийный стаж, а согласно техзаданию по актуарной оценке убыточности и страховых тарифов по обязательному страхованию
Если говорить о возрасте, то вместо того чтобы смотреть, есть водителю 25 лет или нет, хотят ввести градации:
- до 21 года,
- от 21 до 25 включительно,
- старше 25 до 30 включительно,
- старше 30 до 65 включительно,
- старше 65.
Можно предположить, что при прочих равных условиях в первой и последней категориях страховка будет наиболее дорогой.
Интересными выглядят и предложения по региональным коэффициентам. В документе предлагается рассмотреть два варианта изменений. В первом случае планируется оценить внутреннюю миграцию транспорта из регионов в крупные города и поднять ставки только в тех местах, откуда наблюдается массовый наплыв. Второй же вариант предусматривает простое введение единого тарифа для всей страны.
Отметим, не все предложения страховщиков направлены только на пересмотр стоимости страхового полиса. Обсуждаются и изменения условий в сторону большей гибкости.
Так, на сегодняшний день размер страховой выплаты по договору ОГПО ВТС в случае повреждения имущества составляет 600 МРП на одного потерпевшего. Эту планку предлагается увеличить до 900 МРП и предоставить клиентам возможность дополнительно выбрать повышенные лимиты вплоть до 2000 МРП, а в случаях с несколькими пострадавшими убрать максимальный лимит, установленный сейчас на уровне 2000 МРП. Рассматривается и введение тарифного плана с расчётом ущерба без учёта износа деталей.
Есть у страховщиков идеи и по поводу борьбы с мошенниками. Для этого участники рынка хотят быть включёнными в административное или уголовное производство, чтобы иметь возможность проводить необходимые экспертизы в подозрительных случаях до выплат. А не после них, как это происходит сейчас.
По оценкам председателя правления страховой компании
Когда стоит ждать перемен
Точной даты вступления в силу поправок в страховое законодательство на данный момент нет. На дворе конец 2020 года, учитывая это, можно предположить, что проект изменений чиновники увидят уже в 2021-м. Не исключено, что принять их могут в течение года.
Страховым компаниям всегда денег мало, а вот выдавать они не хотят. Придумывают всяки бред! И сейчас придумывают какие то подставы с авариями. Хотят еще наживаться эти страховщики. Приходит их оценщик оценил допустим 200 тыс, дал ему денег, уже оценил 450 тыс. Да достали уже, когда же уже будет все нормально в Казахстане?
Сколько бы не оценил страховщик (если даже дал на лапу) то все равно от этой суммы примерно 40-50% от минусуют при выплате ссылаясь на износ и год…хотя новые запчасти не делятся на год и износ
Так на лапу и дают оценщику что бы тот уже к оценённой сумме еще накинул 200-300 тыщ!
Если машине 15-20 лет, то почему страховщик должны считать новые детали? Велком на разбор, с такой же б/у машины и покупай вполне хватает. Странное у некоторых людей виденье, разбивают машину за 500 000 тенге, а на страховку купить хотят как за новую машину.
Не всегда на разборах все есть. А то что не нашёл полюбому берёшь новую деталь…а деталь не делиться на год выпуска ..покупаешь по новой цене
Ганд..ны! Стаж 14 лет не разу не обращался в страховую ГДЕ МОИ ДЕНЬГИ???
На пример в ОАЭ один раз 100$ закинул и ездишь до страхового случая, после еще закинул и ездишь дальше.
Где эмираты и где мы — вот и ответ!
Как по мне так за аварийность нужно просто сильнее поднимать. Есть у меня знакомые 1-2 ДТП в год по их вине. Так вот таким страховка должна по 50 000 — 100 000 стоить, а то из-за этих гонщиков соблюдающие ПДД должны больше платить. Может тогда их меньше на дороге станет, задолбали купят машину и считают себя Шумахерами на городских дорогах.
«Худшей же является категория M. Она гарантирована новичкам, только получившим водительские права, и завсегдатаям сводок ДТП.» — Новички только получившие права начинаю с класса 3