Что ждёт рынок автострахования в ближайшем будущем

Что ждёт рынок автострахования в ближайшем будущем

От роста стоимости полиса до более гибких условий.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Последнее заметное изменение законодательства, затронувшее автострахование, а именно ОГПО, произошло в 2018 году. Тогда водителей избавили от необходимости возить с собой бумажные полисы. Это был достаточно серьёзный шаг вперёд, но в ближайшем будущем нас ждут куда более заметные перемены.

Прежде чем говорить о них, давайте посмотрим, как обстоят дела с автострахованием сейчас.

Как рассчитывается стоимость страховки сегодня

На протяжении многих лет стоимость полиса ОГПО рассчитывается по одной и той же формуле, в которой базовая страховая премия, равная 1.9 МРП, умножается на несколько коэффициентов. В их числе:

  • территория регистрации автомобиля;
  • тип транспортного средства;
  • возраст и стаж вождения страхуемого;
  • срок эксплуатации автомобиля;
  • срок страхования;
  • бонус-малус, или коэффициент безаварийности.

Расчёт для жителя Алматы старше 25 лет со стажем вождения более двух лет, страхующего легковой автомобиль старше семи лет и имеющего чистую аварийную историю, выглядит следующим образом

(1.9 * 2 778 тенге) * 2.96 * 2.09 * 1 * 1.10 * 0.50 * 1 = 17 960 тенге

В нынешней системе подсчёта важно выделить несколько деталей. Так, стоимость страхования очень сильно зависит от региона. Если автомобиль алматинский, то коэффициент будет равен 2.96, а если он зарегистрирован, к примеру, в Шымкенте, то всего 1.01.

Что ждёт рынок автострахования в ближайшем будущем

Немаловажную роль играет и безаварийность. Максимальный класс, который может достичь водитель, — 13. Его получают только те, кто годами ездит, не становясь виновниками аварий или же не попадая в официальную статистику. Всё-таки практика решения вопросов «на месте» никуда не делась. Для 13-го класса предназначен коэффициент 0.50. Худшей же является категория M. Она гарантирована новичкам, только получившим водительские права, и завсегдатаям сводок ДТП. Коэффициент — 2.45.

Остальные факторы практически не влияют на итоговую стоимость. К примеру, разница между множителями возраста автомобиля едва заметна. Для машин младше семи лет применяется единица, а для авто старше — 1.1.

У кого страхуются чаще

Косвенно на вопрос о популярности той или иной страховой компании может ответить статистика по выплатам, которая предоставляется в Нацбанк ежемесячно. Так, по состоянию на 1 августа 2020 года клиенты получили от страховщиков более 16 млрд тенге по полисам ОГПО.

Лидером по выплатам является СК «Евразия» с результатом почти 3.7 млрд тенге, на второй строчке находится СК «Халык» с 2.7 млрд, а замыкает тройку лидеров СК «НОМАД Иншуранс» с 2 млрд.

Страховая компания Выплаты по состоянию на 1 августа 2020 года
1 АО «СК «Евразия» 3 663 089 000 тенге
2 АО «Дочерняя организация Народного Банка Казахстана «Страховая компания «Халык» 2 702 564 000 тенге
3 АО «СК «НОМАД Иншуранс» 2 033 956 000 тенге
4 АО «СК «Коммеск — Өмiр» 1 519 810 000 тенге
5 АО «Нефтяная страховая компания» 1 361 394 000 тенге
6 АО «СК «АСКО» 1 029 848 000 тенге
7 АО «СК «Cентрас Иншуранс» 986 194 000 тенге
8 АО «СК «Amanat» 826 077 000 тенге
9 АО «СК «Лондон-Алматы» 463 128 000 тенге
10 АО «СК «Jysan Garant» 351 002 000 тенге
11 АО «СК «Виктория» 240 568 000 тенге
12 АО «Зерновая страховая компания» 209 911 000 тенге
13 АО «СК «Freedom Finance Insurance» 198 674 000 тенге
14 АО «СК «ТрансОйл» 176 274 000 тенге
15 АО «КК ЗиМС «ИНТЕРТИЧ» 104 149 000 тенге
16 АО СК «Basel» 86 279 000 тенге
17 АО «СК «Казахмыс» 53 472 000 тенге

В среднем же автомобилистам, обращающимся в страховые компании, выплачивают от 350 000 до 470 000 тенге.

Как обстоят дела сейчас

Нынешние правила расчёта стоимости полиса не пересматривались уже более десяти лет. Действуют они с 2007 года. За это время цена полиса менялась только за счёт ежегодного роста МРП. Так, в 2007-м он был равен 1092 тенге, в 2020-м — 2778. А вот ценники на запчасти, да и суммы, которые в сервисах просят за работу, увеличились куда существеннее. Это влияет и на рост выплат, которые обязаны делать страховщики.

Что ждёт рынок автострахования в ближайшем будущем

Также существует региональный дисбаланс при расчёте, о котором рассказывали выше. Уже не первый год представители страховых компаний намекают, что с ним надо что-то делать, ведь в некоторых регионах убыточность по ОГПО может превышать 100 %, то есть сумма страховых премий меньше выплат. Ситуацию эту выправляет наличие регионов с высокими коэффициентами и большим автопарком вроде Алматы, Нур-Султана и Атырауской области, к примеру, в которых множители равны 2.96, 2.2 и 2.69 соответственно.

Ещё одной проблемой, раздражающей страховщиков, являются мошенники, устраивающие подставные ДТП ради получения выплаты. Популярность такого рода афер только растёт, хотя массовая установка постов видеонаблюдения в городах может поубавить пыл мошенников или же вынудит их работать на трассах, где шанс попасть в объективы камер заметно ниже.

Что предлагают поменять

О переменах в страховом законодательстве, касающихся ОГПО, говорят уже не первый год. Основной вопрос — пересмотр тарифов в сторону их увеличения и гибкости. Сделать это планируется за счёт переоценки коэффициентов, касающихся региона регистрации и сроков эксплуатации транспорта, новой возрастной градации, а также усложнения параметра бонус-малус.

На сегодняшний день для присвоения класса учитывается только безаварийный стаж, а согласно техзаданию по актуарной оценке убыточности и страховых тарифов по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСГПОВТС) с учётом текущих условий и планируемых законодательных изменений предлагается брать в расчёт размер нанесённого ущерба в предыдущих ДТП и даже нарушения ПДД вместе с их характером.

Что ждёт рынок автострахования в ближайшем будущем

Если говорить о возрасте, то вместо того чтобы смотреть, есть водителю 25 лет или нет, хотят ввести градации:

  • до 21 года,
  • от 21 до 25 включительно,
  • старше 25 до 30 включительно,
  • старше 30 до 65 включительно,
  • старше 65.

Можно предположить, что при прочих равных условиях в первой и последней категориях страховка будет наиболее дорогой.

Интересными выглядят и предложения по региональным коэффициентам. В документе предлагается рассмотреть два варианта изменений. В первом случае планируется оценить внутреннюю миграцию транспорта из регионов в крупные города и поднять ставки только в тех местах, откуда наблюдается массовый наплыв. Второй же вариант предусматривает простое введение единого тарифа для всей страны.

Отметим, не все предложения страховщиков направлены только на пересмотр стоимости страхового полиса. Обсуждаются и изменения условий в сторону большей гибкости.

Так, на сегодняшний день размер страховой выплаты по договору ОГПО ВТС в случае повреждения имущества составляет 600 МРП на одного потерпевшего. Эту планку предлагается увеличить до 900 МРП и предоставить клиентам возможность дополнительно выбрать повышенные лимиты вплоть до 2000 МРП, а в случаях с несколькими пострадавшими убрать максимальный лимит, установленный сейчас на уровне 2000 МРП. Рассматривается и введение тарифного плана с расчётом ущерба без учёта износа деталей.

Что ждёт рынок автострахования в ближайшем будущем

Есть у страховщиков идеи и по поводу борьбы с мошенниками. Для этого участники рынка хотят быть включёнными в административное или уголовное производство, чтобы иметь возможность проводить необходимые экспертизы в подозрительных случаях до выплат. А не после них, как это происходит сейчас.

По оценкам председателя правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олега Ханина, которые он озвучил в начале 2020 года порталу inbusiness.kz, ежегодно до 18 % страховых случаев являются сомнительными.

Когда стоит ждать перемен

Точной даты вступления в силу поправок в страховое законодательство на данный момент нет. На дворе конец 2020 года, учитывая это, можно предположить, что проект изменений чиновники увидят уже в 2021-м. Не исключено, что принять их могут в течение года.

Комментариев: 9

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Лавр

    Страховым компаниям всегда денег мало, а вот выдавать они не хотят. Придумывают всяки бред! И сейчас придумывают какие то подставы с авариями. Хотят еще наживаться эти страховщики. Приходит их оценщик оценил допустим 200 тыс, дал ему денег, уже оценил 450 тыс. Да достали уже, когда же уже будет все нормально в Казахстане?

    Ответить
  • Аватар
    Bro

    Сколько бы не оценил страховщик (если даже дал на лапу) то все равно от этой суммы примерно 40-50% от минусуют при выплате ссылаясь на износ и год…хотя новые запчасти не делятся на год и износ

    Ответить
    • Аватар
      Веселый джигга))   Bro

      Так на лапу и дают оценщику что бы тот уже к оценённой сумме еще накинул 200-300 тыщ!

      Ответить
    • Аватар
      Алексей   Bro

      Если машине 15-20 лет, то почему страховщик должны считать новые детали? Велком на разбор, с такой же б/у машины и покупай вполне хватает. Странное у некоторых людей виденье, разбивают машину за 500 000 тенге, а на страховку купить хотят как за новую машину.

      Ответить
      • Аватар
        Bro   Алексей

        Не всегда на разборах все есть. А то что не нашёл полюбому берёшь новую деталь…а деталь не делиться на год выпуска ..покупаешь по новой цене

        Ответить
  • Аватар
    id19725412

    Ганд..ны! Стаж 14 лет не разу не обращался в страховую ГДЕ МОИ ДЕНЬГИ???
    На пример в ОАЭ один раз 100$ закинул и ездишь до страхового случая, после еще закинул и ездишь дальше.

    Ответить
  • Аватар
    Алексей

    Как по мне так за аварийность нужно просто сильнее поднимать. Есть у меня знакомые 1-2 ДТП в год по их вине. Так вот таким страховка должна по 50 000 — 100 000 стоить, а то из-за этих гонщиков соблюдающие ПДД должны больше платить. Может тогда их меньше на дороге станет, задолбали купят машину и считают себя Шумахерами на городских дорогах.

    Ответить
  • Аватар
    mr.Ideal

    «Худшей же является категория M. Она гарантирована новичкам, только получившим водительские права, и завсегдатаям сводок ДТП.» — Новички только получившие права начинаю с класса 3

    Ответить