Бензин АИ-95 может стать дефицитным (и дорогим) топливом

Бензин АИ-95 может стать дефицитным (и дорогим) топливом

Это признали в Минэнерго. С чем связан дефицит и в какие сроки решится проблема с топливом?

О том, что с 95-м бензином в стране «есть напряжение», министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев заявил пару недель назад. Сегодня же он признал, что в Казахстане «наметился тренд на появление его дефицита». По словам главы ведомства, проблема с АИ-95 возникла из-за ремонта на Шымкентском нефтехимическом заводе, а также из-за аварийной остановки Атырауского завода.

«Сейчас необходимый объём на нефтебазах и заводах накоплен, идёт отгрузка данного вида топлива в соответствии с заявками акиматов. Да, в направлениях, где есть повышенный объём потребления, возможны сбои. Дефицит будет покрыт за счёт внутренних поставок», — пообещал министр, уточнив также, что Минэнерго работает над недопущением резкого подорожания топлива, однако цены на 95-й бензин государством не регулируются.

Между тем, по имеющимся данным, дефицит АИ-95 в стране сложился сразу из нескольких факторов. Во-первых, в апреле текущего года в Казахстане были установлены предельные цены на 92-й бензин, разница у которого с 95-м на тот момент составила 10–15 тенге за литр. И многие автомобилисты попросту перешли с АИ-92 на АИ-95, посчитав переплату незначительной. Если в феврале-марте в стране потреблялось порядка 60–65 тысяч тонн 95-го бензина, в апреле-мае его продавалось уже по 80 тысяч тонн в месяц.

Но наиболее серьёзными причинами дефицита стали остановка на плановый ремонт Атырауского завода, затем Павлодарского НХЗ и, главное, некорректная работа Шымкентского завода, ранее вышедшего из ремонта. Как стало известно редакции Kolesa.kz, до сих пор в Шымкенте выпускают только 86-й бензин, догоняя его октановое число до 92-го присадками, 95-й на этом заводе не делают сегодня вовсе.

Начать выпуск АИ-92 без добавок и частично возобновить производство АИ-95 (10 тысяч тонн вместо 25 тысяч) шымкентцы смогут только в сентябре текущего года, а выйти на проектную мощность производства бензина на заводе удастся лишь к ноябрю. Немного смягчится ситуация с 95-м после возвращения из ремонта Павлодарского нефтехимического ближе к концу июля. Но побороть дефицит АИ-95 в стране до набора оборотов южанами не удастся.

Опять-таки, пока ШНПЗ не восстановится, доставлять АИ-95 в южные регионы и, в частности, в Алматы придётся из Атырау и Павлодара. Перевозка на такие большие расстояния сделает бензин дороже для автомобилистов.

Ввозить же российский 95-й казахстанские предприниматели пока не готовы. По их подсчётам, себестоимость соседского топлива с учётом логистики выйдет в районе 300 тенге за литр, что вместе с маржой АЗС поднимет цену бензина ощутимо.

Остаётся, конечно, надежда, что с дефицитом и ростом цены больше автовладельцев перейдёт на АИ-92. Спадёт ажиотаж. Но и тут прогнозы строить рискованно.

Комментариев: 14

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Рахим

    самим не смешно? детский лепет и тот понятнее звучит!

    Ответить
  • Аватар
    хомо сапиенс

    Ну правильно, всё как всегда, форс мажор по казахстански. А тут ещё и России поднасрали и она отказала в поставках топлива.

    Ответить
  • Аватар
    voom

    Эти заводы из бумаги что ли делали?! Почему такие невероятно ломучие-то???

    Ответить
    • Аватар
      cazax   voom

      Проблемы с самой нефтью, слишком тяжелая для переработки. Большую нагрузку дает на оборудование.

      Ответить
      • Аватар
        Владимир   cazax

        При проектировании завода, они об этом, конечно же, не знали.

        Ответить
        • Аватар
          cazax   Владимир

          Себестоимость переработки заложена в стоимость оборудования. Нет смысла увеличивать размер вложений, если их окупаемость будет длинной или повлияет на резкие росты стоимости топлива. Поэтому частые ремонты это плата приемлемости решений по капитальным затратам.

          Ответить
  • Аватар
    Mikola

    Построить пару новых НПЗ не судьба независимому Казахстану. А то владелец нынешних обидится)))

    Ответить
  • Аватар
    Алекс

    Казахстан готов залить ЕАЭС дешевым топливом
    Аман Жандосов / 10.10.2018
    LiveJournal Facebook Twitter Вконтакте Google + Buffer
    Казахстану, партнеру России по Евразийскому экономическому союзу, критически важно начать экспорт бензина в октябре-ноябре. Поставки дешевого топлива из центральноазиатской республики обострят отношения с Россией, полагают казахские эксперты.

    Стремительно нарастающий в Казахстане профицит бензина, угрожающий остановкой нефтеперерабатывающих заводов, подталкивает казахстанские власти к решительным действиям.

    С начала октября они энергично готовят плацдарм для наступления на топливные рынки соседних государств. Министр энергетики Республики Казахстан (РК) Канат Бозумбаев уже подписал с российским коллегой Александром Новаком соглашение, разрешающее РК экспортировать топливо. А через неделю казахстанская делегация направится на переговоры в столицу Кыргызстана, Бишкек. Казахстан подписывает соглашения о сбыте топлива в Россию, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан, говорит Канат Бозумбаев. «Со странами, куда будем поставлять бензин, заключим соответствующие соглашения, в которых будут расписаны совместные балансы: в какой месяц и сколько мы будем им продавать. (…) Будем продавать ровно тот объем, который будет являться излишком для нашего рынка», — поясняет глава казахстанского Минэнерго.

    Ответить