Несмотря на кризис и повсеместное снижение покупательской способности, на авторынке Казахстана есть несколько брендов, дела которых в 2016 году заметно улучшились.
Если смотреть на общую ситуацию, в которой оказался казахстанский авторынок в 2016 году, то выглядит она далеко не самой приятной. По результатам 12 месяцев уходящего года продажи упали почти на 52 %. То есть если в уже кризисном 2015 году из автосалонов выехало более 97 тысяч машин, то в 2016-м их количество слегка перевалило за 46 тысяч. Однако отдельные марки всё же смогли нарастить показатели, причём некоторые увеличили продажи чуть ли не в два раза.
Лучше всех в кризисном 2016-м себя чувствовал Lexus. С января по декабрь представители премиальной японской марки в Казахстане сумели продать 1 027 автомобилей, что на 89.5 % лучше результатов 2015 года (около 540 авто). В плюсе, кстати говоря, и ближайший родственник «Лексуса» компания Toyota. В процентном соотношении её показатели не такие впечатляющие, рост составил всего 25 %, однако в числовом продажи выросли с 7 до 8.8 тыс. авто, что обеспечило «Тойоте» лидерство на рынке новых автомобилей.
Продажи Lexus и Toyota по результатам 2015 и 2016 года
Оставшиеся три компании, которым, судя по всему, удалось хоть немного, но преуспеть в кризис, как и Lexus, являются представителями премиум-сегмента. Первая — Jaguar. Её количественные показатели слабоваты. Дилеры марки реализовали четыре десятка машин, это лучше результатов 2015 года, когда им удалось продать лишь 18 авто. Правда, если бы не появление кроссовера F-Pace, то дела у британцев были бы куда более плачевными. Зато в процентном соотношении рост составил 122 %.
Вторыми оказались баварцы. BMW показала 41-процентный рост в 2016-м, передав клиентам более трёхсот автомобилей против 214 в 2015-м. Обладателя третьей позиции тут могло бы и не оказаться вовсе, если бы кто-то вовремя не купил один Mercedes-Benz. В итоге немцы закончили год с 195 продажами против 194 в минувшем году, а это целых 0.52 % роста. В отчётах есть рост и у марки JAC, однако стоит учесть, что китайские машины начали массово продавать лишь в конце 2015 года, так что сравнение со всем 2016 годом некорректное.
Продажи Jaguar, BMW и Mercedes-Benz по результатам 2015 и 2016 года
Всем остальным в кризисном 2016-м досталось по полной. Продажи марок, которые лидировали в 2015 году, сократились в два и более раза. LADA, бессменный лидер на протяжение долгих лет, реализовала 8.1 тыс. машин против 24.5. Компания Renault сумела пробиться в топ-3 марок, но только с 3.8 тыс. авто против 8.1 тыс. годом ранее. Потери Hyundai составили 68 % (3.5 тыс. против 11.2), аналогичная ситуация у бренда Kia (3.2 тыс. против 9.4 тыс.).
Но хуже всего дела у трёх марок, чьи машины собираются в Казахстане. И первый в этом списке бренд SsangYong. В 2015 году компании удалось реализовать около 800 машин, а в 2016-м чуть больше сотни (—85.3 %). Серебро в рейтинге худших по праву досталось Geely. Она потеряла 74.5 %: 1.9 тыс. авто было продано в 2015-м и лишь немногим менее 500 в 2016-м. Замыкает тройку лузеров Chevrolet. В минувшем году эти автомобили разошлись тиражом 3.8 тыс., а год спустя продажи едва достигают отметки 1.1 тыс. единиц (—70 %).
Продажи SsangYong, Geely и Chevrolet по результатам 2015 и 2016 года
Редакция kolesa.kz по данным «Автоконсалтинг.KZ»