Сравниваем ценники популярных в Казахстане новых автомобилей в январе и декабре 2016 года.
Уже в январе 2016 года было понятно, что цены на авто в дилерских центрах будут расти в течение всего года, причём увеличение получится весьма значительным. И дело не только в курсе доллара, который на тот момент скакал в пределах 340–380 тенге, но и во введённом с начала года утильсборе. Как известно, и тот и другой фактор влияет на стоимость как импортируемых машин, так и собираемых в Казахстане. Как изменились значения на ценниках в декабре 2016-го в сравнении с январём?
Для сравнения мы решили взять наиболее популярные марки: Toyota, Renault, Hyundai, Kia, а также абсолютного лидера премиум-сегмента Lexus.
Toyota
В самом начале 2016 года в автосалонах марки Toyota покупатель ещё мог приобрести автомобиль, ввезённый в 2015-м, а значит, в его цене не был заложен утильсбор. Купить седан Camry в базовой комплектации можно было за 6.4 млн тенге. На сегодняшний день стоимость машины с 2-литровым мотором составляет чуть более 7.9 млн тенге. Рост составил +23.2 %. Что касается варианта в максимальной комплектации, то его цена составляет 12.6 млн против 9.2 (+37.7 %).
Аналогичная ситуация наблюдается и с двумя самыми популярными внедорожниками марки Land Cruiser 200 и LC Prado. Их цены увеличились на 47 и 11.2 % соответственно за базовые версии, а также на 26.6 и 15 % за топовые. Подорожание весьма серьёзное, тем не менее по результатам 10 месяцев 2016 года продажи марки не упали в сравнении с 2015 годом, а выросли на целых 10 %.
Renault
С января по октябрь из автосалонов выехало более 3.2 тысячи машин французской марки, а чаще всего казахстанцы покупали кроссовер Duster. Пока у дилеров были автомобили 2015 года, вседорожник можно было купить за 2.8 млн тенге. Согласитесь, неплохая цена, особенно в сравнении с 3.8 млн, которые просят за базовую версию в декабре. Получается, что наиболее доступный «Дастер» подорожал на 35 %, тогда как самый нафаршированный прибавил 19 %.
Более чем на 40 % выросли цены самых простых вариантов хэтчбека Renault Sandero, а также седана Logan, тогда как за топовые варианты соответственно стали просить на 28.5 и 25.1 % больше.
Hyundai
Текущий год отметился для корейской марки 72-процентным падением продаж, потерей статуса наиболее популярного автомобиля, который держал Accent, а также ростом цен. В начале 2016 года за «Акцент» просили от 2.8 млн тенге. За эти деньги покупатель получал автомобиль с очень скудным набором опций, но в нём хотя бы был кондиционер.
С появлением автомобилей 2016 года выпуска цена за «базу» выросла до 3.7, а затем и до 4.2 млн тенге за машины, произведённые после июля. При этом сейчас за 4.2 млн клиент не получит даже кондиционера. В итоге машины 2016 года выпуска подросли в цене на 10.8 % за простейшую комплектацию и на 13.7 % за богатую (в деньгах это с 5.1 до 5.8 млн тенге).
Седан Elantra в феврале можно было приобрести всего за 4.1 млн тенге. Правда, выпущена машина была ещё в 2014 году. Таких машин на складах уже не осталось, но зато есть модели текущего года. За них просят от 5.3 до 6.8 млн тенге. При этом в начале года за авто, собранные в 2016-м, просили от 5.9 до 8.6 млн. То есть Elantra, наоборот, стала доступнее на 13.5 и 8.9 % соответственно.
Ещё одна модель, которая подешевела, а не подорожала, это кроссовер Santa Fe. В начале года за SUV c 2.4-литровым мотором просили от 9.8 до 11 млн тенге. В декабре самая дешёвая комплектация Santa Fe оценивается в 8.1 млн тенге (—21 %), а наиболее дорогая из имеющихся стоит 10.6 млн (—18.3 %).
Kia
На дворе уже конец 2016 года, а в дилерских центрах Kia до сих пор в основном продаются машины 2015 года выпуска. За самый популярный седан марки, модель Rio в комплектации Prestige, на сегодняшний день просят от 4.3 млн тенге. В феврале за аналогичную машину хотели 3.7 млн, или на 16 % меньше. Авто 2016 года в базовом исполнении с 1.4-литровым мотором стоит 4.2 млн тенге (в начале года простых комплектаций в продаже не было), а в таком же, как указано выше, уже 5.3, или на 43 % больше, чем четырёхдверка 2015 года.
Подорожал и кроссовер Kia Sportage. В начале года у дилеров ещё можно было найти автомобили 2014 года выпуска. Их отдавали за 5.7 млн тенге (комплектация Comfort). В декабре в автосалонах можно найти только вседорожники 2015 года. Стоят они от 6.1 до 7.6 млн тенге. По факту почти за год эти машины подорожали на 8.9 и 16.9 % соответственно. В начале года аналогичные авто оценивались от 5.6 до 6.1 млн. Новое поколение Sportage, кстати, пока так и не появилось в продаже в Казахстане.
А вот с Kia Sorento ситуация противоположная. Машины 2016 года появились в продаже в апреле. Тогда за них просили от 11 до 13.5 млн, а сейчас минимальная цена находится на отметке 8.4 млн тенге, тогда как максимальная равна 11.4 млн. То есть самый доступный вариант подешевел на 24 %, а самый дорогой на 16 %. Примерно как и в случае с Santa Fe, заметьте!
Lexus
«Лексус» в Казахстане ответственен за большую часть продаж в премиум-сегменте: за 10 месяцев продано почти 800 машин, и в сравнении с 2015 годом их показатели выросли на целых 67 %. Но росту продаж не мешали и растущие цены. Наиболее популярная модель марки — внедорожник LX — в начале 2016 года можно было купить за 28.6 млн тенге, а сейчас цены на машину начинаются от 35 млн. Фактически в начальной комплектации цена выросла почти на 23 %, тогда как максимальная — на 22.5 (30.3 млн тенге в начале года против 37 в конце).
В сторону увеличения поменялись и цены на кроссовер RX. Базовый кроссовер сейчас стоит около 16 млн тенге, а топовый гибридный вариант оценивается в 26.7 млн. Это на 26.1 и 36.7 % больше, чем их стоимость в феврале.
А вот у Lexus NX в течение года появились дополнительные комплектации, понизив начальную стоимость модели: выбор расширился, как и разброс цен. Правда, те варианты, которые были в продаже и тогда и сейчас, стали дороже на 18.8 (12.6 против 15 млн) и 27.8 % (14.4 против 18.3 млн) соответственно.
Как мы и упоминали в начале материала, в сравнении с началом 2016 года в декабре цены на большинство моделей выросли, причём значительно. Но были и исключения, такие как Hyundi Elantra и Santa Fe, а также Kia Sorento.
При этом в 2017 году казахстанцев может ждать ещё одно подорожание, которое связано с вводом системы ЭВАК. Как мы писали ранее, многие дилеры, вероятнее всего, заранее продлят документы и отсрочат сроки установки устройств. Тем не менее новые поколения уже имеющихся моделей или же машины, которые ранее не продавались на территории ЕАЭС, этой участи избежать не смогут, а новый функционал в машинах неизбежно скажется на их конечной цене.