11054-news-461

ЛРТ в Астане оказался в пять раз дороже алматинского

Первая ветка легкорельсового транспорта в столице обойдётся в $1.6 млрд

Строительство первого этапа столичного ЛРТ внесено в перечень инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счёт средств негосударственных займов. Для реализации проекта требуется 471 123 970 000 тенге, то есть $1.6 млрд, которые будут заняты под государственные гарантии у Банка развития Китая.

Ранее на международной конференции «Тенденции развития транспортного комплекса города Астаны» аким мегаполиса Асет Исекешев пообещал, что первая ветка столичного ЛРТ протяжённостью 22.4 километра соединит международный аэропорт Астаны, площадку ЭКСПО, Назарбаев Университет, «Абу Даби-плаза», Дом министерств и новый железнодорожный вокзал. По его словам, система будет включать в себя 18 станций закрытого типа с пассажирооборотом до 150 тысяч человек в сутки.

Согласно проекту, станции будут оборудованы новейшими технологиями для удобства и комфорта пассажиров: системой отопления, вентиляцией и кондиционирования, системой информирования, системой электронной оплаты проезда и охранной системой видеонаблюдения. Также на станциях предусмотрены современные эскалаторы и лифты.

Для сравнения: в Алматы также собираются проложить легкорельсовые пути аналогичной протяжённости (22 км). По предварительным данным, ЛРТ протянут от депо в Алатауском районе, далее по улицам Момышулы, Толе би, Панфилова и до площади Астана — по Макатаева и улице Жетысуйской. Так вот, проект в южной столице оценивается в 95 млрд тенге, то есть порядка $300 млн.

Редакция kolesa.kz провела небольшое исследование и выяснила, во сколько обошлось строительство веток ЛРТ в разных странах мира.

Великобритания, г. Ноттингем. Nottingham Express Transit (дата запуска первой линии — 2004 г. остальное — на стадии доработки). Протяжённость первого участка — 14 км, 23 трамвайные остановки. Стоимость проекта — £274 млн, или $337 млн.

США, г. Шарлотта, Северная Каролина. ЛРТ «Синяя линия» (год запуска 2007). Протяжённость — 15.4 км. Стоимость — $462.7 млн.

Южная Корея, г. Уиджонгбу (Uijeongbu). Ветка ЛРТ протяжённостью 11.1 км, 15 станций (год запуска — 2012). Стоимость строительства — 547 млрд вон, или $469 млн.

Канада, г. Оттава. Ottawa Light Rail. Проект второй очереди ЛРТ (на стадии принятия) протяжённостью 12.5 км. Включает в себя 13 новых станций, 2.5 км сдвоенных тоннелей (для доступа к трём подземным станциям). Стоимость — 2.1 млрд канадских долларов, или около $1.5 млрд.

Россия, г. Москва. Кольцевая линия ЛРТ. Проект первого пускового участка «Подольск — Домодедово — Раменское» протяжённостью 74 км (на стадии принятия). Общая стоимость около 107 млрд руб ($1.7 млрд). Включает в себя проектирование, освобождение участков и стоимость строительства вместе с подвижным составом — так называемое решение под ключ.

При сравнимой протяжённости все проекты оказались заметно дешевле отечественного. Аналогичные затраты были лишь в случае с гораздо более длинным участком в России и канадским ЛРТ, имеющим несколько подземных станций и тоннелей. 471 млрд тенге, выделяемые на строительство ЛРТ, сумма по казахстанским меркам огромная. Для сравнения: на строительство школ и детских садов (всего 96 объектов образования) в республике в 2015–2016 годах из госбюджета выделили всего 77.3 млрд тенге.