В Казахстане в ближайшее время может повыситься стоимость оформления бывших в употреблении заграничных автомобилей. Подразумевается, что новую спецпошлину покупателям придётся уплачивать при постановке машин на учёт.
В Астане создана рабочая группа по законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам индустриально-инновационной политики». Именно этот документ и прописывает, во-первых, в разы увеличить стоимость первичной регистрации транспортных средств, не оснащённых электродвигателями (то есть с двигателями внутреннего сгорания или гибридами), а во-вторых, начать брать деньги даже с безвредных для экологии бывших в употреблении автомобилей с электродвигателями.
Сейчас процедура регистрации бензинового авто обходится владельцу чуть менее 500 тенге, если же поправки примут, за техпаспорт машины в возрасте от года до трёх лет придётся выложить 50 МРП, то есть порядка 100 тысяч тенге, а старше трёх лет — 500 МРП, то есть почти миллион тенге!
Новые электромобили при этом предлагается ставить на учёт за 25 МРП (50 тысяч тенге), а старше трёх лет — за полмиллиона (250 МРП). Ещё труднее придётся покупателям микроавтобусов, автобусов, грузовиков и тягачей. Для этих машин в возрасте от года до трёх лет оформление обойдётся в 240 МРП (около 500 тысяч тенге), от трёх до пяти лет — в 350 МРП (почти 700 тысяч тенге). Между тем первичная регистрация автобуса или грузовика возрастом более пяти лет обойдётся в 2 500 МРП, или в пять миллионов тенге.
По словам авторов проекта, драконовские пошлины предлагается ввести, чтобы омолодить казахстанский автопарк и поддержать местный автопром. Возможно, они станут аналогом утилизационного сбора, ввести который после вступления в ВТО казахстанские власти грозились не раз, но пока никаких реальных подвижек в эту сторону сделано не было.