9154-news-460298-1

Система Оңай: внедрение провалилось

Общественный транспорт Алматы отказался от наличных денег, но люди продолжают платить за проезд по старинке

Сегодня, 11 января, общественный транспорт Алматы должен был полностью перейти на безналичный расчёт. Вывести автобусы и троллейбусы южной столицы на новый уровень должна была система Оңай. Получилось ли это?

На первый взгляд ничего не изменилось: во многих автобусах присутствуют кондукторы, валидаторы, принимающие оплату наличными, тоже встречаются, и лишь некоторые пассажиры пытаются рассчитаться за проезд с помощью жёлтых карточек. Удаётся это далеко не всегда.

Первая проблема, с которой столкнулись пассажиры общественного транспорта, — отсутствие карточек в продаже. Несмотря на достаточно интенсивную рекламную кампанию и анонсирование внедрения системы ещё осенью прошлого года, заветные карточки оказались далеко не у всех. Причём далеко не все тянули до последнего. Купить карту в киосках на остановках зачастую не удавалось, у водителей, которые также реализовывали карточки, они очень быстро заканчивались.

Впрочем, вопреки предостережениям, воспользоваться общественным транспортом получается даже без карты. Форумы пестрят сообщениями о том, что на многих маршрутах кондукторы продолжают принимать плату за проезд наличными. Там, где кондукторов нет, наличкой можно расплатиться с самим водителем. И лишь немногие водители отказывались принимать оплату наличными деньгами, советовали купить карту или же вежливо предлагали выйти из автобуса.

Но, даже купив заветный кусочек пластика жёлтого цвета, пассажиры сталкивались с другой проблемой. Не всё гладко даже на тех маршрутах, где терминал подключён и работает. Расплатиться карточкой с заведомо положительным балансом не всегда удавалось.

Существует неразбериха и с самой процедурой оплаты. В инструкции чёрным по жёлтому написано: «Одна карта даёт возможность оплатить проезд нескольким пассажирам», однако на деле оплатить собственный проезд и спутника не удаётся. Несмотря на это, пассажиры жаловались на факты двойной оплаты, когда, приложив по требованию водителя карту для подтверждения оплаты, оплата производилась вторично.

Ещё одно неудобство приносит начальный баланс карты. В её стоимость (400 тенге) входит всего одна поездка, остальные 320 тенге — это залог, который можно вернуть. Таким образом, совершив одну поездку, необходимо тут же пополнить баланс. Если ехать приходится с пересадкой, то пассажиру обеспечены дополнительные сложности.

Замечены были в общественном транспорте и проверяющие в приметных спецовках. Правда, автобусы и троллейбусы с неработающими терминалами не снимались с маршрута до устранения неисправности, и к чести контролёров пассажирам без карточек Оңай также не выписывали штрафы.

Одним словом, невооружённым взглядом видно, что внедрение системы Оңай (что символично переводится, как «легко») провалилась. Деньги за оплату продолжают поступать в карманы водителей, а не по месту назначения. Пассажиры столкнулись с новой головной болью и вынуждены нести дополнительные затраты на покупку карт.

Как тут не вспомнить, что изначально отказ от налички был запланирован на 1 декабря 2015 года, затем дату сдвинули на месяц, отложив на 1 января 2016 года. Но похоже, и к этому сроку система и работа служб не были отлажены. А самое обидное, что на внедрение этой системы было потрачено 12 млн долларов…