Известный казахстанский юрист Михаил Кленчин подсказал автовладельцам, на что нужно обратить внимание, получив предписание об уплате штрафа от видеофиксатора.
На своей страничке в соцсети Facebook Михаил разобрал с юридической точки зрения инструкцию по эксплуатации фоторадара «КРИС-П» от завода-изготовителя. По его словам, штраф, выписанный «умной» видеокамерой, оспорить можно в следующих случаях:
1. Если «КРИС-П» установлен на повороте (пункт 5.2 инструкции прямо указывает: «Контролируемый участок дороги (длиной 50–60 метров), на котором будет устанавливаться передвижной фоторадар (ПФ), должен быть прямолинейным (не иметь изгибов, поворотов или расширений)».
2. Если радар был упрятан дальше, чем на 5 метров при контроле, к примеру, 3-полосной ВОАД или проспекта Аль-Фараби, это тоже нарушение и соответственно основание для проверки на законность наложенного взыскания (пункт 5.3.1 инструкции «Установка треноги», который регламентирует максимально допустимые расстояния от датчика до проезжей части:
— для контроля 3–4 полосы — до 5 метров,
— для контроля 2–3 полосы — до 9 метров,
— для контроля 1–2 полосы — до 13 метров,
— для контроля 1 полосы — до 17 метров).
3. Если на фотографии, которую вам прислали, не виден бордюр (инструкция в п. 5.4.1 «Режим фотофиксации» гласит, что бордюр в кадре должен присутствовать обязательно). Во всех вышеприведённых случаях, по словам юриста, фотофиксация произведена с нарушением требований инструкции и такое доказательство должно быть признано недопустимым. При этом, отвечая на запрос Kolesa.kz, представители МВД РК пояснили, что никаких полицейских документов (видимо, кроме технических), регламентирующих установку камер видеофиксации, в данное время не существует.
4. Кроме того, один из пунктов инструкции гласит: «Наличие перед измерителем скорости датчика крупных металлических предметов, даже частично закрывающих зону контроля, может привести как к некорректному измерению скорости цели, так и к невозможности измерения скорости в целом». (Вспомните, как любят полицейские прятать радары за столбами. — Прим. Kolesa.kz.)
Кстати, в этом же документе Кленчин нашёл ещё один интересный пункт, который гласит: «Для редактирования сведений о транспортном средстве, находящемся в базе, необходимо выбрать соответствующую строчку таблицы и нажать кнопку „Редактировать“. Для удаления записей из базы необходимо выбрать соответствующую строчку таблицы и нажать кнопку „Удалить/Вернуть“». Полицейские же в своё время заявили, что камеры «КРИС-П» якобы беспристрастны. Цитируем: «Система имеет современную защиту кодировки информации, что исключает несанкционированный доступ третьих лиц и контакт водителей с сотрудниками дорожно-патрульной полиции».