5660-news-460-13

С бензина на газ – экономия и опять же дефицит

Власти считают, что установка ГБО в автомобиль окупается быстро. А будет ли газ?

Чиновники считают, что установка газобаллонного оборудования может окупить себя довольно быстро. Однако реальные цифры так не говорят и существует ещё один вопрос: «А будет ли газ?»

В связи с регулярными вспышками дефицита ГСМ по всей стране с лета текущего года, власти всё чаще обсуждают использование голубого топлива в качестве альтернативного для автомобилей.

Так, на днях министр энергетики Владимир Школьник подсчитал, что установка ГБО может окупить себя за полгода, если учитывать нынешние цены на бензин.

— Если у вас есть машина седан и вы сейчас по нынешним ценам, от 100 до 150 тысяч тенге, поставите туда устройство, которое позволит использовать газ, то вы окупите при существующих ценах на бензин установку этого устройства за полгода. Тот, кто ездит на внедорожниках — там будет стоить до 300 тысяч эта установка по нынешним ценам. Вы окупите за 10-12 месяцев. А в стране сейчас 508 заправочных станций, — сказал В. Школьник.

По словам министра, нужно, сократив экспорт, построить понятную программу по использованию газа в виде ГСМ.

— В Казахстане производится 2.5 млн тонн сжиженного газа, 1.8 млн тонн уходит на экспорт, а 600 тысяч мы используем у себя, на автомобилях совсем мало, пока ещё мало. Наше предложение — частично закрыть экспорт и сделать чёткую, понятную программу по использованию сжиженного газа в виде моторного топлива. Это можно сделать быстро. Очень хороший бизнес, — отметил он.

Однако Сергей Смирнов, эксперт нефтяной отрасли, посчитал иначе. По его словам, массовый переход на газ возможен только к 2017 году и если вдруг это произойдёт резким скачком, в сжатые сроки, то есть шанс вместо бензинового дефицита получить нехватку газа.

— В обозримом будущем, в ближайшие три года, это невозможно будет сделать. В Казахстане четыре миллиона автомобилей, из них сейчас около 12 000 на газе. Я думаю, если даже половину перевести, скажем, два миллиона, у нас будет та же самая история, что с бензином — не будет хватать газа. У нас даже природного газа не хватает, например, юг у нас «закидывается» за счёт узбекского газа, — пояснил эксперт.

Само собой, к использованию газа призывают и экологи.

— Улучшится ситуация в экологии, так как газ более экологичный. Пусть переводят, это дешевле, чем бензин, затраты только на переоборудование. Надо тщательно всё просчитать, — сказал эколог Мэлс Елеусизов, но не уточнив конкретные цифры.

По мнению редакции, переход на газ не выглядит так оптимистично, как об этом говорит министр и многие другие. Не стоит труда прицениться и выяснить, что установка ГБО по озвученным ценам невозможна, даже для легковушек с малолитражным двигателем. Но если и предположить, что переоборудование на газ будет стоить 100–150 тысяч тенге, то и указанные сроки окупаемости применимы скорее для автомобилей с очень большим пробегом. К примеру, для такси, но никак не для среднестатистического городского автомобилиста.