Судя по всему, многострадальная короткая трасса до популярного озера всё-таки будет построена, президенты обеих стран — Казахстана и Кыргызстана — сделали соответствующее заявление. Более того, чиновники уже определили маршрут.
Разговоры о строительстве новой трассы начали ходить ещё 11 лет назад, однако проект постоянно находился в полуобморочном состоянии. Последний толчок в нужном направлении стройке был дан в июле текущего года, когда вопрос поднял премьер РК Карим Масимов. Чуть менее месяца спустя специалисты, рассмотрев несколько вариантов, объявили, что протяжённость новой дороги составит 280 км, это на 200 км меньше существующего маршрута, а пройдёт она через перевал Новый Кастек, находящийся на высоте 2 640 м. Других подробностей, в том числе сроков реализации проекта, пока нет, однако мы надеемся, что эту дорогу не постигнет участь предшественников.
- Первую попытку проложить короткий путь от южной столицы к горному озеру предприняли в 2004 году, когда Европейский банк реконструкции и развития выделил Кыргызстану на эти цели 1 млн долларов. Предложенный маршрут Алматы — Узынагаш — Кемин — Чолпон-Ата должен был получиться в два раза короче существующего. Кыргызские чиновники на эти деньги разработали предварительный проект технико-экономического обоснования (ТЭО), но так и не начали строительство.
- Следующей стала попытка 2006 года, когда Феликс Кулов, тогдашний премьер КР, предложил проект строительства дороги протяжённостью 117 километров по маршруту Алматы — Каскелен — Чырпыкты — Чолпон-Ата. Проект в итоге заморозили по причине того, что путь проходил высоко в горах и располагался в зоне вечной мерзлоты, что существенно отражалось на стоимости работ, да и дорога в этих местах могла плохо повлиять на экологию.
- И, наконец, третью, безуспешную попытку спрямить путь до Иссык-Куля предприняли в 2007 году, когда Кыргызстан и Казахстан начали прокладывать трассу через перевал Кок-Ойрок. Предполагалось, что дорога пройдёт по следующему маршруту: Алматы — Каскелен — Кемин — Чолпон-Ата. Трасса должна была стать платной и таким образом рентабельной, однако проект заморозили из-за мирового экономического кризиса.