Результаты на рынке новых легковых автомобилей в Казахстане за I квартал вновь огорчили — падают. Но только численно. Покупатели на самом деле заплатили больше, чем год назад.
В январе-марте текущего года официальные дилеры продали всего 7 569 новых автомобилей. Это на 28.2 % меньше, чем во II квартале 2016 года, не говоря про предыдущие годы, когда ежемесячно казахстанцы покупали 10–12 тысяч машин. Зато денег на покупку новых легковых автомобилей за этот же период владельцы потратили на $20 млн больше, чем в 2016 году, — $183.3 млн против $163.1 млн.
В пересчёте на тенге разница в средней стоимости проданных авто получается почти полуторакратная: 7.5 млн тенге в текущем году году против 5.1 млн тенге в прошлом (при среднем курсе апреля 2016 года 327.66 тенге за доллар).
Как так вышло? Видим две основные причины. Первая — по сравнению с прошлым годом автомобили подорожали и продолжают прибавлять в цене. Второй момент — несмотря на падение продаж в доступном сегменте, спрос на дорогие марки/модели остаётся стабильным, что также положительно влияет на статистику средней цены.
Тем временем автомобили марки LADA стали продаваться почти в полтора раза хуже: 1 271 машина против 1 848, в 2.5 раза упали продажи Renault (670 против 1 546). Значительно сократились продажи у Hyundai, Kia и Volkswagen, делающих основную кассу на недорогих моделях. На одной чаше весов авторынка — стабильность, на другой — рост продаж в премиум-сегменте: реализация машин марок Lexus, BMW и Mercedes-Benz выросла в 1.5–4 раза. Такая ситуация в очередной раз доказывает, что кризис сильнее всего бьёт по средним и бедным слоям населения.