10560-news-460298

Охотно ли казахстанцы покупают отечественные авто?

Продажи собранных в РК машин начали восстанавливаться. Разбираемся в причинах этого явления

Несмотря на осторожное, а порой и вовсе негативное отношение наших соотечественников к собранным в республике автомобилям, в первом полугодии их продажи неуклонно растут.

В текущем году количество проданных машин с табличками Мade in Kazakhstan увеличилось с менее 500 в январе до более 1 000 в июне. Впрочем, тут справедливее говорить о том, что продажи восстанавливаются, а сам казахстанский автопром пытается встать с колен после падения в 2014-м и 2015 годах. До показателей рекордного 2013 года, когда ежемесячно покупателей находило более 3 000 машин, ещё очень и очень далеко. В 2016-м за полгода было реализовано только 4 764 машины. Даже в кризисном 2015-м за полгода было продано почти вдвое больше отечественных авто. Однако темпы роста превышают показатели первичного рынка в целом: если в начале года доля собранных в РК машин была чуть более 14 %, то в июне практически каждый третий проданный автомобиль в салоне — отечественный (26.7 % от общего объёма продаж). Всего же за первый месяц лета было реализовано 1 036 автомобилей, собранных на казахстанских заводах. Нельзя сказать, что отечественные автомобили охотно разбирают, но некоторые десятка самых популярных отечественных авто в первой половине 2016 года выглядит следующим образом:

Как видно из списка, охотнее всего казахстанцы покупают внедорожник LADA 4×4 (вкупе с 132 ввезёнными из России автомобилями это 4-е место по продажам в Казахстане), хотя в былые годы «нивы» продавались в разы лучше (в 2014 году было куплено около 2 тысяч внедорожников). Остальные же машины продаются не в пример хуже: за полгода ни одна модель не нашла больше четырёх сотен покупателей. Самые ощутимые потери у популярной в прошлом году Hyundai Elantra: седан стал продаваться в 4.5 раза хуже, впрочем, это не помешало ему остаться лидером в С-классе. Казалось бы, неплохо продаются компактные Škoda Rapid, Peugeot 301 и Chevrolet Aveo, однако бестселлерам В-класса они уступают существенно. Да и седаны Kia Rio российской сборки гораздо популярнее одноимённых хэтчбеков, собранных в Казахстане (499 машин против 137). Стоит отметить, что помимо естественного интереса к той или иной модели, на ТОП-10 сильно влияют раличные акции и распродажи моделей старых модельных годов.

Можно сказать, что покупка отечественного авто для казахстанцев вынужденная мера по нескольким причинам. Первая: если нужен недорогой внедорожник, то альтернатив у «Нивы» попросту нет. Вторая: почти все корейские автомобили, которые в последнее время обрели популярность в Казахстане, собираются у нас. Третья: программа льготного автокредитования, которая для многих остаётся единственной возможностью обзавестись колёсами, и больше половины продаж отечественных авто именно так и проходят. Ну и четвёртая, как подтверждение на будущее: все «лады» вскоре будут исключительно отечественными, а это порядка 20 % от всех проданных в республике машин.

Не приходится сомневаться, что продажи автомобилей, собранных в Казахстане, будут расти и дальше, но изменит ли это отношение к отечественной сборке? Редакция «Колёса» по данным агентства «Автоконсалтинг.KZ»