В начале текущего года казахстанский авторитейл испытал самые большие потрясения за последнее время: упал курс национальной валюты, а новый Технический регламент вынудил вывести с рынка несколько бестселлеров.
Несмотря на все эти сложности, рост продаж новых автомобилей в Казахстане продолжается: в январе было продано 10 573 автомобиля, а в девальвационном феврале 10 863. По итогам двух месяцев было реализовано 21 436 новых машин, что на 17.8 % больше результата прошлого года (2013 год — 18 191 автомобиль). Результаты ниже ожидаемых, однако начало года традиционно не славится высокой покупательской способностью.
Обвал тенге, случившийся 11 февраля, заставил дилеров не только скорректировать цены на свою продукцию, но и вынудил некоторые автосалоны приостановить на какое-то время продажи. Однако дилеры быстро пришли в себя и компенсировали часть потерь, продавая автомобили с привязкой к старому курсу.
Гораздо большее влияние оказало вступление в силу 1 января 2014 года нового Техрегламента, поставившего вне закона автомобили, не оборудованные подушками безопасности, ABS и креплениями детских сидений ISOFIX. Это разом поставило крест на продажах очень популярных в республике Daewoo Nexia и Daewoo Matiz. С 5 января эти модели не завозили в РК, а дилеры распродавали остатки со складов. В итоге за два месяца было продано всего 673 машины производства Uz Daewoo против 1 654 в 2013 году. 20 марта узбекский автопроизводитель начал поставки в РК модели Daewoo Gentra, но вряд ли она станет полноценной заменой «Нексии» — цены на «Джентру» хоть и остаются в коридоре low-cost, но в любом случае заметно выше.
Подлило масла в огонь и уменьшение поставок недорогих авто российского производства. АВТОВАЗ сохранил первое место в рейтинге марок, однако впервые было зафиксировано падение продаж. За январь-ферваль в РК было продано 6 548 машин, что на 318 единиц меньше, чем в прошлом году. Впрочем, это явление временное и связано с модернизацией производственных линий. Все эти изменения привели к снижению продаж автомобилей стоимостью 10-15 тысяч долларов (29 % рынка против 32 % в прошлом году), а также средняя цена предложения выросла до $23 014 (год назад этот показатель был равен $22 690).
В лидерах продаж по-прежнему доступные автомобили российского производства, но бестселлеры оказались изрядно перетасованы. Первое место в рейтинге продаж теперь занимает LADA Granta (в феврале было продано 903 седана), следом Hyundai Accent (892 шт.), а бывший лидер списка LADA Priora занимает теперь только третье место (737 шт.). Нельзя не отметить прорыв бюджетного кроссовера Renault Duster, на счету которого 331 проданное авто и пятое место в рейтинге, а также Toyota Corolla турецкого производства (247 шт. и 9-е место в рейтинге). Впервые попал в ТОП-25 автомобиль Peugeot, в феврале в республике было реализовано 110 седанов Peugeot 301 отечественной сборки.