Модернизация отечественных НПЗ, и в частности Шымкентского, позволит удержать цены на топливо, не приравнивая их к российским, уверены в Министерстве энергетики РК.
Как рассказал сегодня корреспонденту «Колёса» главный эксперт департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго Нурбек Амангельдыулы, закончить реконструкцию ШНПЗ планируется в 2017 году.
— Сегодня отечественные заводы удовлетворяют потребности казахстанцев в ГСМ примерно на 60 %. Недостаток топлива в 30–40 % страна покрывала в основном за счёт российского горючего. В РФ оптовая цена 92-го бензина около доллара (182 тенге), а у нас он, как говорится, на пистолете стоит 128. После девальвации предпринимателям стало невыгодно закупать российское топливо, тот же «Казмунайгаз Онемдери» возит бензин себе в убыток. Отсюда и возник кризис на казахстанском рынке ГСМ. К тому же многие отечественные бизнесмены попросту придерживали топливо, не пуская его в реализацию, в ожидании повышения цен, — пояснил эксперт.
По его словам, в настоящее время правительство подготовило законопроект о регулировании оптовых цен на горючее (в данное время государством контролируются только розничные). Скоро документ направят в мажилис, и есть надежда, что к началу следующего года соответствующий закон будет принят. Ранее министры обещали искусственно сдерживать цены на топливо до конца 2014-го, а после принятия нового закона правительство получит реальный инструмент воздействия на торговцев ГСМ.
— С 2017-го заработает в полную силу обновлённый ШНПЗ, который станет выдавать 12 миллионов тонн в год горючего класса Евро-4 (вместо существующих сегодня 6 миллионов класса Евро-3). Потребность Казахстана в топливе будет перекрыта полностью, необходимость в закупках ГСМ за рубежом отпадёт, соответственно, наш бензин перестанет зависеть от курса валют, — пояснил эксперт Минэнерго.