«Москвичи», «волги», «запорожцы», «луазики», «рафы» и «еразы» — машины, в которых прошло наше детство и молодость рано списывать со счёта, мы нашли немало примеров того, что в Казахстане они до сих пор активно востребованы.
Как известно, наибольшей популярностью на вторичном рынке Казахстана пользуется марка Toyota. Это те машины, которые в первую очередь ввозят из-за границы, часто покупают в автосалонах и чаще всего ищут на нашем сайте. Но есть и другой мир, где царят ветераны, выпуск которых уже давно прекращён, однако они не только на ходу, но и пользуются спросом и незаменимы в бизнесе.
Лидирует здесь марка «Москвич», которая прекратила своё существование ещё в начале 2000-х. Тем не менее количество перерегистраций таких машин на вторичном рынке Казахстана в 2015-м более 1 800. То есть по популярности старички делают автомобили SsangYong, которые уже несколько лет собираются в Казахстане, на рынке новых и подержанных автомобилей.
В день подготовки этой статьи в продаже на «Колёсах» мы нашли около полутора сотен «москвичей», выпущенных в период с 1957 по 1998 год. Популярнее всех 412-я модель (более половины объявлений), далее идут более свежий АЗЛК-2141 и его предшественник 2140.
Следом по популярности на вторичном снова «москвичи», но выпущенные на Ижевском автомобильном заводе, и «каблучки» на базе ВАЗа. В 2015 году количество их перерегистраций достигло 1 187, то есть на вторичном рынке они популярнее автомобилей марки Peugeot. На первом месте пикапы ИЖ-2117 и ИЖ-2115. Первые построены на базе хэтчбека «Ода», или ВАЗ-2105, а вторые — это знаменитые «пирожковозы», производство которых прекратилось почти 20 лет назад.
Популярны на вторичном рынке и машины почившей в бозе украинской марки ЗАЗ — 570 перерегистраций за год. При ближайшем рассмотрении оказывается, что большая часть выставленных на продажу авто (108 из 142) — это не классические «запорожцы» 968 или 968М, а современные модели Chance, Vida и Forza, которые появились на украинском производстве благодаря ребеджингу (переименованные иномарки).
Настоящих «запорожцев» и более свежих «таврий» всего три десятка. Но удивительно, что сошедшие с конвейера в 80-х ЗАЗы до сих пор на ходу и некоторые их них в неплохом состоянии.
Из совсем уж редких марок можно отметить марку ЛуАЗ. Более сотни перерегистраций за год и больше десятка объявлений о продаже модели 969М. И это при том, что производство этих лёгких компактных внедорожников Луцкий автомобильный завод прекратил ещё в 1980-е.
Ещё одна машина из прошлого — это латвийский микроавтобус РАФ. Мы были очень удивлены, обнаружив в продаже больше десятка микроавтобусов РАФ-2203 (выпущены в 1990-е годы), которые не просто на ходу, а пребывают в удовлетворительном состоянии и даже работают в качестве маршрутного такси (в ЮКО, к примеру).
Есть в продаже и более древние фургоны марки ЕрАЗ. О машине 1987 года выпуска в объявлении сказано, что она «на активном ходу».
Информации о количестве перерегистраций 24-х «волг» у нас, к сожалению, нет, но в продаже можно найти около ста седанов и несколько универсалов ГАЗ-24. Встречаются машины как ранних серий (1972–1973 годы), так и относительно новые ГАЗ-2410, выпуск которых прекратился только в середине 90-х. Интересно, что большинство этих машин используется по прямому назначению (например, на них привозят овощи и фрукты во дворы), однако встречаются и хорошо отреставрированные экземпляры, которые хоть сейчас ставь в музей.
Аналогичная ситуация с «жигулями». Из нескольких десятков находящихся в продаже ВАЗ-2101 большинство используется каждый день как транспорт и находится в ужасном состоянии. Впрочем, это неудивительно, ведь машины выпущены в первой половине 1970-х. Однако на те «копейки», за которыми следят, приятно смотреть.