Премьер-министр РК Карим Масимов дал задание казахстанским чиновникам решить вопрос строительства автодороги Алматы — Чолпон-Ата.
Накануне глава казахстанского правительства встретился на Иссык-Куле со своим коллегой из Кыргызстана. Помимо прочего, они обсудили доступность этого высокогорного озера для граждан РК. Чиновники пришли к единому мнению, что автомагистраль от Алматы до Иссык-Куля необходима.
— Дорога протяжённостью около 250–260 км пройдёт через Кемин и Михайловку. С нашей стороны до Кемина (Бишкек — Нарын — Торугарт) трасса уже сделана, — рассказал премьер-министр Кыргызстана Темир Сариев.
Казахстанский премьер пообещал, что Казахстан также поддержит строительство этой автодороги. А пока главы правительств договорились, что страны подпишут соглашение, позволяющее казахстанцам беспрепятственно добираться до Иссык-Куля пешком через горы по туристическим тропам.
Напомним, сегодня добраться до Иссык-Куля алматинцы могут либо через границу на Кордае, либо через Кегень. В обоих случаях отдыхающим приходится преодолевать около 500 километров.
- Первую попытку проложить короткий путь от южной столицы к горному озеру предприняли в 2004 году, когда Европейский банк реконструкции и развития выделил Кыргызстану на эти цели 1 млн долларов. Предложенный маршрут Алматы — Узангаш — Кемин — Чолпон-Ата должен был получиться в два раза короче существующего. Кыргызские чиновники на эти деньги разработали предварительный проект технико-экономического обоснования (ТЭО), но так и не начали строительство.
- Следующей стала попытка 2006 года, когда Феликс Кулов, тогдашний премьер КР, предложил проект строительства дороги протяжённостью 117 километров по маршруту Алматы — Каскелен — Чырпыкты — Чолпон-Ата. Проект в итоге заморозили по причине того, что путь проходил высоко в горах и располагался в зоне вечной мерзлоты, что существенно отражалось на стоимости работ, да и дорога в этих местах могла плохо повлиять на экологию.
- И, наконец, третью, безуспешную попытку спрямить путь до Иссык-Куля предприняли в 2007 году, когда Кыргызстан и Казахстан начали прокладывать трассу через перевал Кок-Ойрок. Предполагалось, что дорога пройдёт по следующему маршруту: Алматы — Каскелен — Кемин — Чолпон-Ата. Трасса должна была стать платной и таким образом рентабельной, однако проект заморозили из-за мирового экономического кризиса.