Короткий обзор цен и акций после изменения валютной политики в Казахстане, комментарии представителей дилеров и казахстанских производителей
Прошла неделя после всем известных изменений на валютном рынке Казахстана, и редакция подводит черту произошедшим колебаниям на рынке новых автомобилей. Черту эту образно проводим карандашом, т. к. ситуация остаётся шаткой — курс-то никак не устаканится. Но первые выводы и наблюдения уже сделать можно. В своём обзоре мы разделили импортёров условно на три группы. В первую группу вошли марки, которые подорожали в соответствии с увеличением курса валюты или же указывают цены в условных единицах, делая расчёты в тенге на день покупки. Вторая группа — это марки, которые подорожали, но не так значительно по сравнению с изменением курса валют. Третья группа — это дилеры марок, которые по сей день держат тенговые цены в неизменном виде.
1. Марки, подорожавшие по максимуму
Toyota, Lexus, Kia, ŠKODA, Chevrolet, Mercedes-Benz, Ford, Audi, Porsche, BMW, MINI и Rolls Royce
Основные игроки этой группы — европейские марки, которые исторически были привязаны к курсу евро или доллара США, — Mercedes-Benz, BMW, Audi, Porsche и другие. Их ценники, указанные в валюте, не изменились, а в тенге расчёт производится по текущему курсу, который вырос. Цены на Lexus и Toyota тоже установлены в у. е. и полностью зависят от доллара, в том числе и на внедорожник Toyota Fortuner, выпускаемый в Казахстане на мощностях «СарыаркаАвтоПрома». Отечественное производство, как бы громко это ни звучало с трибун на пресс-конференциях, никак не влияет на розничную цену. Но об этом позже.
Похожая картина и с некоторыми другими марками, собираемыми в РК, к примеру, тенговые цены на новые автомобили марки Kia выросли в среднем на 32 %, на Chevrolet — на 29 %, ŠKODA прибавили 25 %.
Исключения, или Просто распродажа
При том, что указанные марки больше всех сегодня в Казахстане взлетели в цене, у каждого бренда есть стоки. У Kia, к примеру, на модели Rio действует акция по специальному курсу из расчёта 208 тг за у. е. У Chevrolet в наличии есть машины со скидками до 35 %, но это больше похоже на рекламный трюк — цена на прошлогодние машины осталась прежней, просто такая разница получилась из-за того, что цены на прайсах были пересчитаны. «Шкоды» с имеющегося склада тоже можно купить со скидкой, но опять же это те машины, на которые цены в тенге просто не изменились. У некоторых дилеров «Тойоты» есть предложения по выгодным курсам. Audi и Porsche, ввезённые до курсовых изменений, распродаются по старым ценам. Есть склад и у BMW и MINI — «Бавария» продаёт его (а также мотоциклы BMW) по специальному курсу — 210 тенге за у.е. Со слов продавцов в дилерском центре Ford, сегодня, как и ранее, ведутся расчёты по текущим курсам, но компания распродаёт по прежним ценам то, что осталось в наличии.
2. Автомобили с подорожанием средней степени тяжести
LADA, Hyundai, Volkswagen, Mitsubishi, Subaru, Geely, Jaguar и Land Rover
В этой группе дилеры, которые пересмотрели цены, но их повышение оказалось меньше, чем рост доллара США. Например, цены на весь модельный ряд Hyundai, по нашим подсчётам, выросли примерно на 8 %, причём и на импортируемые машины, и на производимые в Казахстане. LADA также подорожала на 8–9 %, возможно, тут сказывается привязка к российскому рублю, а не доллару, хотя у некоторых других дилеров, закупающих машины в рублях, цены не выросли. Цены на Volkswagen пересмотрены в сторону увеличения на 5–8 %. У Subaru цены проиндексировались на 6 %. Jaguar и Land Rover также закупают автомобили в России, но фиксации цен в тенге нет, и курс меняется каждый день в соответствии с колебаниями курса тенге именно к рублю. В Mitsubishi пока пересмотрели цены только на кроссоверы Outlander — они подорожали примерно на 7 %.
Исключения, или Просто распродажа
Некоторые модели марки Geely, часть из которых собирается в Казахстане, подорожали в среднем на 5 %, хотя в понедельник, 24 августа, их цены были значительно выше. Дилер, кстати, дополнительно сообщил, что цены из-за курса не менялись, а просто-напросто отменили летние скидки, поэтому даже сегодня автомобили стоят дешевле, чем весной. Проверить, так ли это сегодня, увы, уже не удастся. Есть, естественно, стоки и у Hyundai и Subaru, на которые действуют старые цены. Mitsubishi распродаёт остатки других моделей (машины 2013 и 2014 годов) по прежнему курсу.
3. Машины, которые не подорожали и даже подешевели
Nissan, Renault, Infiniti, UzDaewoo, ГАЗ, УАЗ, SsangYong, Peugeot, Iveco, MG, Jeep, Opel, Bentley и Maserati
На нашем рынке есть и марки, цены на которые остались вообще без изменения. Тем самым они стали вмиг привлекательными для покупателей, хранящих сбережения в иностранной валюте.
Изменений нет в ценах на Renault, поскольку они завязаны на курс рубля и колебания курса доллара США на них напрямую не влияет. На коммерческие автомобили ГАЗ, а также внедорожники УАЗ цены не изменились. Компания Allur Auto подчёркивает, что реализует автомобили, произведённые на площадках «АгромашХолдинг» и «СарыаркаАвтоПром» (Peugeot и SsangYong), по старым ценам. Однако при этом в алматинском шоу-руме, к примеру, нет в наличии седанов Peugeot, а вседорожников SsangYong остались считанные единицы. Без изменения остались цены на модели Suzuki, ведь машины марки импортируются из России и считаются в российской валюте, в том числе, кстати, и новая Vitara. Nissan также оставляет пока цены в тенге в покое, поскольку переходит на закупку автомобилей в рублях. А вообще, в связи с падением курса тенге цены в долларах упали просто фантастически! Например, представьте себе внедорожник Patrol по цене в районе $61 000 (это если посчитать по курсу 235, а если по 245?).
Ситуация в салоне UzDaewoo и MG идентична — цены на машины не изменились, однако это касается только текущего склада. Новые поступления будут пересчитаны, т. к. машины приобретаются за американскую валюту, однако когда этот момент наступит, зависит только от рынка. Остатки склада распродаёт и Infiniti — там долгое время цены не менялись вообще. Однако в связи с тем, что запасы, ввезённые по старым ценам, почти закончились, дистрибьютор ожидает поэтапного повышения цен на новые поступления, которые уже будут зависеть больше от курса евро, чем рубля. Кстати, не коснулись маркеры ценников на люксовые бренды Maserati и Bentley — автомобили, имеющиеся в наличии, отдаются по старым ценам в тенге, а новые машины будут завозиться уже по новому курсу.
Aster Auto, дилер марки Jeep, продаёт «американцев» по самому низкому из известных нам сегодня курсов — 184 тенге, хотя цены и зафиксированы дистрибьютором в у. е. Автомобили марки Opel также не подорожали и продаются по старым ценам, но в дальнейшем, уверены дилеры, подорожания избежать не удастся.
Примерно так.
Интересная ситуация сложилась вокруг цен на машины отечественного производства. Заявления Ассоциации автобизнеса о том, что автомобили казахстанской сборки не подвергнуты влиянию курса, вводят в ступор. Последнее из них . Непонятно, на чьи данные и на какую информацию опирается АКАБ в таких заявлениях, но рост цен среди массы моделей казахстанского производства, увы, начался ещё 20 августа и по факту уже произошёл. Нетронутыми остались ценники только трёх марок — SsangYong, Peugeot и Iveco, произведённых AllurGroup, который сообщает, что в ближайшее время не планируется менять на них цены. Это решение можно принять за рекламный ход, хотя больше похоже и на демонстрацию стабильной ситуации в автопроме страны, как бы печально это ни звучало. В автомобилях, собранных в Казахстане, практически нет деталей, на которые не влиял бы курс иностранной валюты, — они не могут не дорожать. Правдивый комментарий на тему «Чем объясняется изменение цен на „наши“ автомобили» мы получили от пресс-службы КМК Astana Motors, компании, которая наладила выпуск грузовых и легковых автомобилей марки Hyundai в Казахстане: «Что готовый автомобиль, что комплектующие импортируются из-за рубежа, и их стоимость зафиксирована в валюте. Кредитные обязательства перед банками также зафиксированы в валюте, и в таком случае любые колебания курса валют отражаются на тенговой стоимости даже собираемого в РК автомобиля».
- 19 августа курс доллара в Казахстане достиг максимально возможных значений, установленных Центробанком. В обменных пунктах курс вырос до 198 тенге за доллар.
- 20 августа правительство отказалось от валютного коридора и отпустило тенге в свободное плавание. Курс доллара США в этот день превысил отметку 255 тенге.
- После резкого скачка курса 20 августа у части автомобильных дилеров текущие прайс-листы, выраженные в тенге, были сняты, а сайты отключены.
- Обновлённые прайс-листы в тенге на сайтах официальных дилеров были опубликованы в понедельник, 24 августа.