Самые распространённые виды мошенничества, на которые попадаются люди:
1. Уникальное торговое предложение. Цена или товар выгодно отличаются от других предложений.
2. Ажиотаж. У продавца есть несколько желающих купить товар, поэтому он вынуждает внести предоплату.
3. Срочность. Покупатель предлагает срочно купить товар за любые деньги и просит все данные банковской карты, чтобы перевести деньги.
4. Добросердечность. Мошенник просит помощи в покупке товара. Например, у покупателя проблемы со здоровьем или он не может лично забрать товар. Мошенник просит данные карты, чтобы перевести деньги, а товар якобы заберёт курьер.
5. Другой город. Покупатель или продавец находится в другом городе. В этом случае предоплата является обязательным условием сделки, и это открывает огромное поле деятельности для мошенников.
6. Звонок из банка или полиции. Мошенники заявляют о подозрительной операции с карты или возбуждении уголовного дела по заявлению Нацбанка. Требуют передать все данные о вашей карте, сведения о совершённых операциях, секретные SMS-коды или пароли от онлайн-банкинга.
Как не стать жертвой мошенника
Чтобы всегда оставаться в безопасности, достаточно следовать следующим правилам:
1. Не делитесь личными данными. Никакими: Ф.И.О., телефоном, адресом, электронной почтой, датой и местом рождения, сведениями о семье и доходах, данными карты, контактами в других мессенджерах. Никогда не говорите коды из смс и пуш-уведомлений.
2. Ведите всё общение только в личных сообщениях Kolesa.kz.
3. Проверяйте возраст профиля. Подозрение вызывают низкие цены, недавняя дата регистрации на сайте.
4. Не переходите по ссылкам для оплаты. Совершайте оплату только после получения товара или услуги.
5. Не спешите и совершайте все покупки на трезвую голову. Будьте внимательны к любым мелочам. Мошенники часто давят на потенциальных покупателей и угрожают продать товар другому. Честные продавцы лояльны и готовы к дополнительным вопросам.
6. Не переводите предоплату ни за какие услуги, если у вас есть сомнения.
7. Не устанавливайте никаких сторонних расширений и программ.
8. Если вы увидели подозрительный профиль или объявление, то отправьте на него жалобу или напишите об этом в Cлужбу заботы. Мы проверим продавца. В интернете лучше не доверять никому и делать дополнительные проверки.
Если вы пострадали от мошенников
Если вы стали жертвой мошенников, рекомендуем незамедлительно обратиться в местное отделение полиции с заявлением о факте мошенничества. После вашего обращения на основании официального запроса мы сможем предоставить представителям правоохранительных органов данные для дальнейшего разбирательства.