В аварийной ситуации на дороге абсолютное большинство водителей поведёт себя одним из двух образов: разопрёт себя в кресле, упёршись ногами в педаль тормоза, а руками в руль, либо бросит руль и будет надеяться на лучшее. Это совершенно неудивительно. Ведь в обычных автошколах правила и методы действий в таких случаях преподают лишь в теории. А часть автомобилистов и автошколы-то не посещала. Как же быть, спросите вы. Ответ достаточно прост — попробовать школу водительского мастерства.
Так уж получилось, что нас пригласили испытать на себе зимний курс Renault Driving School в Карелию. На примере этого опыта я расскажу, чему же могут научить профессиональные инструкторы всего за пару дней.
На чём ездили?
Для слушателей данного курса было доступно три автомобиля на выбор: Duster, Kaptur и Koleos. Все машины полноприводные, но если первые две предлагались с механикой, то «Колеос» доступен лишь с вариатором, а «Дастер» ещё и с диковинным для Казахстана 1.5-литровым дизельным мотором.
Так как все упражнения выполнялись не просто на залитой площадке, а на льду Ладожского озера, то обуты кроссоверы были в шипованные покрышки. Выбор организаторов пал на новенькие Michelin X-Ice North 4, главная фишка которых — 250 шипов на каждом колесе. Держак у резины отменный, но он ни в какое сравнение не идёт с тренировочным шипом, который нам дали попробовать в качестве приятного бонуса. На дорогах общего пользования от таких покрышек пользы мало, а на чистом, толстом льду — совсем другое дело. Но об этом чуть позже.
Чему учили?
Каким бы асом и профи за рулём курсант себя не считал, любое обучение начинается с основ, которыми являются трогание с места, разгон, торможение и осознание границ. Речь, конечно же, идёт о зацепе.
Если учитывать особенности современных машин, ни одно из базовых упражнений на асфальте проблем доставить не должно, а вот скользкий лёд и отключённая полностью система стабилизации ставят многие вещи на свои места.
Для эффективного разгона нужно очень точно дозировать газ, и поверьте, даже если вы думаете, что умеете обращаться с акселератором аккуратно, в глазах профессиональных инструкторов к вашей правой ноге как минимум кирпич привязан, а то и не один.
C тормозами всё проще. При наличии ABS все мысли о силе нажатия на педаль уходят на второй, если не третий план. Экстренная ситуация? Педаль в пол! Причём чем резче, тем лучше. Главное, что нужно уяснить, — ни в коем случае не упираться руками в руль, иначе не сможешь маневрировать.
Как и полагается, от простейших упражнений переходим к более сложным. И это «змейка». На поверхности она ничем не отличается от той, что преподают в автошколе, но дьявол кроется в деталях. При выполнении фигуры всегда необходимо держать ровный газ. Это сложнее, чем кажется. Так уж устроен человек. При повороте руля нога рефлекторно поднимается с педали акселератора, и перебороть привычку непросто.
Ещё одна особенность, которую редко понимают новоиспечённые водители: уметь рулить очень быстро — хорошо, но не стоит забывать о плавности, особенно при возврате руля в центральное положение. Резкие, но дёрганые движения больше мешают, чем помогают.
За первый день в школе мы опробовали не один, не два, а целых три типа «змейки», начиная от классической линейной и заканчивая разнесённой. В этом случае ворота стоят не в один ряд, а в шахматном порядке. Для полного водительского счастья не хватало только «манджи», также известной как «змейка» с ритмическим заносом«. Не беда — борьбу с ритмикой нам дали попробовать позже, правда, уже без конусов, что слегка снизило процент драйвовости упражнения.
С формальностями покончено, а значит пора переходить к более серьёзным и весёлым вещам вроде разворотов на 180 градусов и «пончиков». Как в теории, так и на практике силовое скольжение по небольшому кругу задача простая, особенно на голом льду.
Подъезжаем к конусу, поворачиваем руль и даём короткий, но мощный импульс газом. Как только корма пошла в занос, прижимаем акселератор посильнее и плавно возвращаем руль ближе к центру. Дальше скольжение контролируется поисковым рулением и газом.
Казалось бы, «пончик» хотя и весёлое, но бесполезное на первый взгляд упражнение. На деле же оно отлично учит контролировать тягу и чувствовать скольжение задней и передней оси. Главное — следить за радиусом «пончика».
Финальным аккордом в череде упражнений стал «полицейский разворот». Наверняка вы, как и я, не раз видели его в кино и хотели попробовать вживую. Широкая ледяная трасса — идеальное место для такой активности.
Порядок действий достаточно простой. Разгон задним ходом, резвый поворот руля, одновременно с этим выжимаем педаль сцепления, ждём буквально пару мгновений и начинаем возвращать руль в центральное положение и включаем вторую передачу. Как только автомобиль выпрямился, отпускаем педаль сцепления и спокойно нажимаем на газ. Писать об этом, естественно, легче, чем делать
Закрепляем пройденное
Для закрепления пройденного материала инструкторы подготовили для нас небольшую трассу, где собрали воедино все упражнения. Эдакая ледяная фигурка с «полицейским разворотом» в финале. Никаких комментариев и подсказок. Мне пришёлся по душе Kaptur, на котором я тренировался, поэтому «гонку» было решено ехать на нём же.
Маршрут несложный, но подумать заставляет. Главным образом о том, стоит тут проехать помедленнее, но не скользить или же лихо заправить машину в поворот в надежде, что общий темп и скорость позволят нивелировать потерю времени на скольжениях. Я выбрал нечто среднее.
Старт! Первая фигура — правый круг. Едем аккуратно. Выходим на левый круг. Тоже аккуратно. Ускоряемся и движемся к «разнесённой змейке». Проходим первые ворота. Все мысли о траекторной езде уходят на второй план — скользить слишком уж весело. Следующий по списку — «большой ледяной круг». В отличие от остальной трассы, припорошённой снегом и ледяной шелухой, поверхность кольца чуть ли не стеклянная, и гражданский шип там спасает несильно. Решаю проехать его по узкому радиусу, цепляясь внутренними колёсами за снег у бруствера.
После круга ещё одна «змейка». На этот раз линейная и с очень широкими воротами. Можно ввалить. Рулить практически не приходится. Короткого поворота и мимолётного прикрытия газа достаточно, чтобы с лёгким покачиванием кормы пройти всю дистанцию. Со «змейки» выходим на «коробку». Это два разворота на 180 градусов. Оттормаживаемся перед первым, аккуратно разворачиваем машину — и вперёд, ко второму. Его делаем уже со скольжением и бочком подкатываем к гаражу. Финал — «полицейский разворот» и прямо на финиш.
Критических ошибок в моём проезде не было, но скорости не хватило для заветного подиума. И не хватило совсем чуть-чуть.
Шипованный десерт и раллийный спецучасток
В обычных школах контраварийного или безопасного вождения такого не встретишь, но так как наш курс был рассчитан на журналистов, то веселья ради нам предложили попробовать не только гражданские шипованные покрышки, но и спортивные. Речь идёт о так называемом тренировочном шипе. Он заметно сильнее торчит из покрышки и обеспечивает отличный зацеп на голом льду.
Специально для нас организаторы «нарисовали» на озере занятную трассу и дали каждому по несколько кругов на полноприводном Renault Duster. Ощущения очень интересные.
Чуть ли не с самого старта можно смело открывать газ и не беспокоиться о пробуксовке. «Дастер» ускоряется, словно едет по асфальту. С торможениями тоже никаких проблем не возникало. Во-первых, их на трассе всего несколько, во-вторых, тот же зацеп, что помогает разогнаться, работает и на торможениях.
А вот в поворотах всё немного сложнее. Как мне показалось, для ледового покрытия первые несколько виражей я проехал достаточно быстро, но инструктор считал иначе. Его комментарий сводился к одному простому слову — «смелее». Что ж, сказано — сделано. Хотя пыл и охлаждался рассказами об особенно жёстких брустверах в этом году и просьбами в них не утыкаться, с каждым кругом темп удавалось наращивать.
Если учитывать переднеприводный характер «Дастера», фундаментальное правило езды на такой технике а-ля «руль внутрь, газ в пол» здесь тоже справедливо, но лишь отчасти. Постоянно держать акселератор утопленным не получается. Машину то и дело стаскивает наружу поворота, но это легко исправляется. Приподнимаем правую ногу. Ждём, пока автомобиль вернётся на узкую траекторию, и снова открываемся. Когда ловишь ритм, такая езда даёт непередаваемые ощущения, даже несмотря на то что находишься за рулём обычного «Дастера», а не заряженного STI.
Последние несколько кругов по треку прошли под знаком состязаний по тайм-аттаку. На менее расторопном дизельном Duster с 1.5-литровым 109-сильным агрегатом под капотом мне удалось показать результат 1:37. Примерно на две секунды медленнее лучшего «гонщика» за рулём бензиновой машины. Неплохо для первого раза, но можно было бы и лучше. Нервы сделали своё дело — промахнулся мимо нескольких поворотов.
Вторым бонусом стал небольшой отрезок обычной дороги, который перекрыли специально для нас. На этой трассе всего за неделю до нашего приезда прошёл этап классического ралли. Нам дали возможность попробовать часть этой хитрой дорожки с перепадами высот и очень приятными профильными поворотами.
Естественно, валить на все деньги никто не позволит. Тут и машина без каркаса, да и сами мы далеко не гонщики. Но для антуража всем журналистам выдали шлемы, посадили штурманов со стенограммой и на всякий случай включили систему стабилизации. Мало ли что.
Помощник на «Дастере» ну очень чуткий. Стоит подумать о каком-никаком скольжении, как электроника грубо обрубает тягу и не даёт её обратно, пока не отпустишь газ. И тем не менее определённый кайф от такой езды получаешь. Жаль, что СУ получился коротким, а повторить проезды можно было лишь пару раз.
А что в итоге-то?
У прочитавшего всё это может появиться резонный вопрос: а зачем же мне всё это тут рассказывают? Дело в том, что, как уже упоминалось в начале, очень малый процент казахстанских водителей умеет правильно действовать в экстренных ситуациях.
В лучшем случае автомобилисты заканчивают автошколу и сразу отправляются на дороги, где их подстерегают другие ничего не умеющие водители и хитрые погодные условия. Так почему бы не позаботиться о собственной безопасности и не прокачать водительские навыки? Благо школы контраварийного вождения существуют и у нас. Как минимум нескольких отличных инструкторов можно найти в Алматы.
Дастер на шипованной резине с ЕSP и антибуксом как вкопанный на дороге зимой проверено.
К плюсу Дастера можно отнести возможность отключить ESP, залочить 4х4 и на механике веселиться на славу.
что то я гололеда на картинках не вижу, на таком снеге и в мороз вообще можно на всесезонке кататься