Toyota Land Cruiser: хроники долгожителя

Самой старой моделью Toyota является внедорожник Land Cruiser, чьё производство непрерывно ведётся более чем шесть с половиной десятилетий.

В минувшем январе в СМИ промелькнула инсайдерская молния о премьере очередной генерации Toyota Land Cruiser, намеченной на ближайшую осень. Позже информацию вроде бы опровергли, но в том, что нынешняя, уже подзадержавшаяся на конвейере модель совсем скоро получит преемника, не сомневается никто. Гадать, каким будет грядущий TLC300, дело сомнительное, поскольку достоверных данных ещё нет, потому вспомним наиболее значимых предшественников.

Toyota BJ (1951–1955)

Возникновение первого внедорожника Toyota обязано объявленному правительством Японии в 1950 году тендеру на закупку автомобилей повышенной проходимости. Конструкция и дизайн утилитарной машины были вдохновлены известным на весь мир Willys Jeep, шасси с мотором поделился лёгкий грузовичок компании ещё довоенной разработки. К 1953 году Toyota изготовила 298 полноприводных внедорожников BJ, поступивших для нужд полицейских и лесных служб страны. Само же имя Land Cruiser появилось на свет спустя три года после начала серийного выпуска BJ. Его автором считается технический директор компании Хэндзи Умэхара, который взял за основу название уже успевшего прославиться Land Rover.

Toyota Land Cruiser BJ20/30 (1955–1960)

Положительные отзывы о Land Cruiser на государственной службе побудили руководство Toyota заняться развитием автомобиля, сделав изначально аскетичный и грубоватый BJ более удобным и лёгким в управлении. В августе 1955-го стартовал выпуск Land Cruiser BJ 20-й серии, который принято считать вторым поколением внедорожника. Новый дизайн с улучшениями впоследствии перекочевал на автомобили 40-й серии, оставаясь неизменным в течение 29 лет. Производство «старого» BJ ещё некоторое время продолжалось параллельно, и подобная схема будет использоваться применительно к последующим TLC неоднократно.

Toyota Land Cruiser 40 (1960–1984)

Рекордная по длительности выпуска модель семейства стала оснащаться не только бензиновыми моторами, но и дизелями. Первые получили обозначение FJ, вторые — BJ. Далее, в трансмиссию добавили понижающий ряд, что улучшило работу машины под большими нагрузками и в условиях сурового бездорожья. Палитра кузовов и шасси «сороковки», как у «двадцатки», была весьма обширной, включая в себя коротко-, средне- и длиннобазное исполнения шасси, версии с мягкой и жёсткой крышей, лёгкий фургон и пикап. «Сороковка» активно поставлялась на экспорт, разойдясь тиражом более миллиона экземпляров. Немалое число уцелевших машин доныне колесит по дорогам.

Toyota Land Cruiser 50 (1967–1980)

Особняком среди многочисленных Land Cruiser той той поры стоит полноразмерный пятидверный внедорожник FJ55V с длиной колёсной базы 2.7 м. Его принципиальное отличие от предшественников заключалось в том, что машину сознательно ориентировали не столько для работы, сколько для активного отдыха на природе. Отсюда особое внимание конструкторами было уделено мягкости хода, высокой скорости (до 130 км/ч) и безопасности пассажиров при столкновении. Из-за характерной формы передка эти машины в США получили прозвище Moose (Лось).

Toyota Land Cruiser 60 (1980–1989)

60-я серия окончательно оформила постепенное превращение неказистого полувоенного грузовичка во вместительный и комфортабельный автомобиль, с одинаковым успехом пригодный как для шоссейных поездок, так и для передвижения в условиях бездорожья. При этом в Toyota проявили принципиальность и не стали отказываться от независимой рессорной подвески, сделав её практически вечной, что положительно сказалось на реноме бренда Land Cruiser в последующие десятилетия. Полный привод строился по схеме PartTime — жёстко подключаемый привод на передние колёса без межосевого дифференциала с муфтами свободного хода в передних ступицах и понижающей передачей.

С 1984 года параллельно «шестидесятке» выпускалась ориентированная строго на бездорожье 70-я серия, в рамках которой позже отпочковалась модель Prado, ознаменовавшая собой появление в линейке Land Cruiser среднеразмерных SUV.

Toyota Land Cruiser 80 (1989–1997)

Прямая наследница 60-й серии, «восьмидесятка» обзавелась модным аэродинамически обтекаемым кузовом на неизменно рамном основании, что выглядело явным контрастом с угловатыми предшественниками. Все исполнения 80-й серии имели пружинную подвеску и подавляющее большинство — постоянный полный привод. За восемь лет «восьмидесятка» получала различное дополнительное и стандартное оборудование (межосевой дифференциал, ABS, подушки безопасности и т. д.) вплоть до января 1998 года, когда пришёл черёд TLC100.

Toyota Land Cruiser 100 (1998–2007)

Как и в случае с «шестидесяткой», переход к 100-й серии у Land Cruiser произошёл, когда 80-я серия находилась на пике своей популярности. Хотя по степени роскоши и плавности езды Land Cruiser 100 не уступал большинству премиальных легковых авто, его внедорожные характеристики удержались на традиционно высоком уровне. А для стран с плохим дорожным покрытием выпускалась особая модификация — «105-я» с зависимой передней подвеской (мост и пружины). Кроме того, «сотка» вошла в историю как первый Land Cruiser, получивший бензиновый V8 объёмом 4.7 литра. Несмотря на относительно короткое время выпуска, внедорожник пережил сразу два рестайлинга: в 2003 и 2005 годах.

Toyota Land Cruiser 200 (2008–2020?)

Текущая реинкарнация крузака разрабатывалась довольно долго: дизайн прототипа был готов к 2004 году, затем три года шли испытания и доводка, после чего в конце 2007-го машина пошла в серию. Дутый кузов TLC200 с оплывшими обводами сперва был воспринят публикой в штыки, однако со временем люди привыкли к необычному дизайну. Автомобиль получил свежие двигатели, включая новый V-образный восьмицилиндровый дизель. В ходе двух плановых обновлений (2012 и 2015 гг.) слегка изменилась внешность, в салоне добавились люксовые опции, появилась новая АКПП.

Несмотря на солидный возраст, Land Cruiser 200 по-прежнему остаётся одним из хитов продаж Toyota, в том числе и в Казахстане. Очевидно, что к обновлению машины японцы будут подходить максимально осторожно, и радикальных новаций в перспективном TLC300 вряд ли стоит ожидать.

Комментариев: 6

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.