Сколько проедет машина на горящей лампочке?

Вопрос в наше время актуальный, но ответа универсального не существует — резерв на случай топливного голодания у каждого автомобиля есть, только у всех он разный и зависит от сторонних факторов.

Читатель нас спрашивает: «Утром на работу приехал уже на лампочке. Насколько хватит мне теперь бензина? Машина Camry 40, 3.5. Ездил утром на заправку, три объехал и не смог заправиться, везде очереди. Запас хода пишет 0».

Универсального ответа на этот вопрос нет, т. к. всё зависит от расхода мотора, его состояния в целом, а также от стиля вождения. Всё очень индивидуально. Вдобавок производители оставляют запас топлива разный — чаще от 7 до 10 литров, чтобы хватило минимум на 50 км.

Чтобы прикинуть, сколько у вас бензина с того момента, как загорелась контрольная лампа, загляните в руководство по эксплуатации автомобиля. Не во всех, но бывает, производители этот параметр указывают. К сожалению, на вопрос нашего читателя ответить по руководству не выйдет. В нём Toyota сообщает, что как только индикатор загорелся, стоит как можно скорее заправить топливный бак, — и всё.

Но по опыту тестов Camry 40 с V6 для рынка СНГ знаем, что при экономичном стиле вождения в городе можно протянуть в среднем 80 км. В мануале к Camry 50, кстати, уже это прописано: индикатор загорается, когда остаток составит 10.5 литра или менее. То есть может хватить и на 100 км, а может, и больше, если ехать в суперщадящем режиме.

Вырезка из мануала для Honda CR-V: производитель гарантирует остаток 8.6 литра с бензиновым мотором, 8.1 — с дизельным

О запасе хода сообщает и бортовой компьютер (Range), если есть. Хотя он чаще сильно занижает реальные возможности, чтобы водитель не тянул с заправкой.

Плохо ли это — ездить на лампе?

Машина вам простит тяжёлые времена, если они редки. Но если лампа загорается частенько, то ничего хорошего в этом нет. Почему? При движении в горку или с неё, а также при повороте на хорошей скорости может произойти переток бензина и топливный насос может подсосать воздух — всё зависит от формы бака, размещения топливозаборника и самого насоса. Это может вызвать его перегрев и последующий отказ в работе. Вдобавок когда топливо плещется на донышке, поднимается скопившийся шлак, который оседает там за годы эксплуатации. Забивается и насос, и топливный фильтр. Хапнув воздуха, двигатель начинает работать с перебоями: пропадает тяга, он подтраивает или вообще глохнет. И в этом тоже ничего хорошего нет — лишний стресс для железа, а ещё в ряде случаев и опасность: когда мотор заглохнет, отключится усилитель руля и тормоза.

Многие производители в своих книжках рекомендуют ехать на АЗС, как только уровень в баке останется меньше четверти. Это на самом деле самый оптимальный вариант вне зависимости от того, где вы ездите, в какое время года и какова ситуация на топливном рынке.

Если езда на «стакане» — редкость для вашей машины, то, даже заглохнув разок с пустым баком, ничего страшного не произойдёт. Когда зальёте топливо, включите зажигание и дайте 3-4 секунды насосу накачать бензина в себя и систему. Теперь можно заводить.

А вот если машина регулярно работает на мели, то проблемы могут вылезти неожиданно даже с полным баком. От чего это зависит? Опять же всё индивидуально, в зависимости от капризов систем конкретной модели: у каких-то машин насосы чувствительны к нехватке топлива, а в каких-то терпимы. Но злоупотреблять не стоит: бензонасос создан, чтобы качать жидкость, а не воздух.

Накануне выпуска статьи мы задали вопрос в своём аккаунте в Инстраграме на тему: «Сколько вы проезжали на лампочке не заглохнув?». Собрали больше 200 отзывов!

Есть среди них храбрецы, которые проезжали и 150 км. А можно ли столько протянуть? Можно. Такой опыт у редакции был неоднократно, когда в экспедициях по Казахстану мы попадали в сезон дефицита топлива. В одной из них как-то лампа загорелась, когда борткомпьютер показывал запас хода 70 км. А вот бензина на заправках по пути так и не было. И даже после того, как система выкинула белый флаг, выдав чёрточки на экране запаса хода, мы проехали ещё около 70 км! Хватило до АЗС.

Отправляясь в путешествие по Казахстану, обязательно берите канистру с топливом. Дефицит в стране может начаться внезапно. Проходили. И не раз

Чтобы сэкономить топливо по максимуму в таком случае, нужно соблюсти несколько важных условий.

Как дотянуть до заправки на горящей лампе?

Ситуация, в которой может оказаться каждый, как и наш читатель: водитель ездит в поисках бензина из-за его дефицита или остаётся один на один с сигнальной лампой посреди степи, не рассчитав расстояние до следующей АЗС. Как выиграть заветные километры?

1. Самый оптимальный расход топлива в движении на большинстве легковых машин, даже с большим объёмом двигателя, около 80 км/ч. Постарайтесь не превышать эту скорость, следите за оборотами двигателя.

В городе, конечно, такого не посоветуешь, поэтому выбирайте улицы с меньшим трафиком, объезжайте пробки. Лучше ехать, чем стоять.

2. На многих современных автомобилях, даже возрастом от 10 лет и выше, существует выбор режима работы двигателя и трансмиссии — ECO. Включите его. Машина станет ленивой, но сэкономит заветные миллилитры топлива.

3. Переход на ручное переключение автомата (вариатора или робота, неважно) вам в помощь. Набрав скорость (даже если в городе это 60 км/ч), переключите высшую передачу. Хоть современные коробки и так под это заточены, знайте: чем выше передача (от 5-й и выше), тем ниже обороты двигателя и расход. С механикой, само собой, то же самое.

4. Если за бортом жаркое лето, то придётся выключить кондиционер. Он сильно нагружает двигатель. Впрочем, нагрузка в электросети — включённый вентилятор печки зимой, подогревы и обогревы — тоже влияет на расход топлива. Постарайтесь пользоваться ими по мере необходимости.

5. Если индикатор зажёгся на трассе, используйте круиз-контроль (опять же не забывая об идеальных для экономии 80 км/ч). Эта система по нашему опыту позволяет снизить расход топлива в пути максимально эффективно — редкая нога водителя, даже опытная, умеет так плавно нажимать на газ и замедлять машину, как круиз-контроль. А это важно. Если системы нет, то старайтесь двигаться без рывков и ускорений, прогнозируйте торможение заранее и делайте это как можно плавнее.

Это основные моменты, которые стоит знать в случае, когда бензин на исходе. Но для сохранности и автомобиля, и своих нервов старайтесь дело до лампочки не доводить!