По удачному стечению обстоятельств оказался я в Самарской области. И не где-то, а в самом сердце автомобильной промышленности России — городе Тольятти и после непосредственно в столице региона — Самаре. От Алматы до Самары, если по асфальту, то чуть больше 3 000 км, если лететь самолётом — 3.5 часа, кстати, нашими казахстанскими авиалиниями. В принципе нормальная такая дистанция для перегона автомобиля даже своими силами, к тому же данный регион является одним из самых крупных авторынков России. И главное его отличие от дальневосточного — мизерное количество праворульных автомобилей. То, что нам и надо.
И правда, за 4 дня пребывания в городах на глаза попалось не более десяти машин с правосторонним расположением руля. Зато сколько отечественной техники! Тольятти практически весь кишит продукцией родного автозавода, да и в Самаре тоже ощущается это соседство. Но иномарок хватает, причём разных. Таких, которые у нас и не продаются вовсе — что в Тольятти, что в Самаре расположены официальные дилерские центры практически всех крупных зарубежных производителей. Вот это здорово! Это вам не штатовские машины с красными поворотниками и не «голые» эмиратовские, а официалы с так называемым эсэнговским пакетом! Правда за все 4 дня сильно насторожил другой факт — дороги просто ужасны, как шоссе, соединяющее Самару с Тольятти, так и в самих городах! К тому же очень грязно и пыльно. Кондиционер летом не столько спасение от жары, сколько мера против опускания боковых стёкол и загрязнения салона. Эти два немаловажных факта уже заставляют подумать, в каких условиях машины эксплуатируются и какие проблемы ждут будущих владельцев.
Ну да ладно. С наилучшими надеждами я бегу на рынок, а точнее рынки. Их тут великое множество, и они больше напоминают комиссионки в виде небольших частных площадок, расположенных недалеко друг от друга. Как такового привычного нам большущего базара нет. Выехал с одной, заехал в другую и т. д. Все рядом.
Речка, небо голубое — это всё моё, родное…
Первым делом я заехал на стоянку с продукцией некогда родного АВТОВАЗа. Что сказать? Выбор этих машин, наверное, самый широкий. Начиная от идеально сохранившейся классики (бежевая «ноль одиннадцатая» с пробегом 17 000 км заставила сглотнуть слюну) до самых навороченных LADA Priora с обогревом лобового стекла, датчиками света и прочими современными девайсами. Но вот стоимость «лад» неглобально отличается от казахстанских цен: подсчитав на калькуляторе (россияне все цены указывают в рублях, а не в удобных нам баксах), выгоды в поездке именно за ВАЗом мы не обнаружили, а проанализировав после наши объявления, поняли, что у нас та же Priora может стоить даже дешевле, т. к. спрос невысокий. Другое дело, что выбора у нас действительно нет — современных вазовских машин по сравнению с основной трёхмиллионной массой ничтожное меньшинство.
Новые машины также не хвастают большими расхождениями в цене с дилерскими в Казахстане. Больше денег съедите и пропьёте в пути за этой самой машиной, чем получите выгоду. А вот классика, возможно, кого-то да заинтересует. Учитывая, что «семёрку» сняли с производства, на территории нашей республики найти машину «в масле» будет с каждым месяцем всё тяжелее и тяжелее. Зато в Тольятти их навалом. Как рассказывают продавцы, большинство этих автомобилей были куплены в период действия госпрограммы по утилизации старых машин. Хлам сдавали, получали сертификат, покупали машину и бегом на рынок. Более-менее свеженькие «пятёрки» тоже встречаются, кстати, как и «десятки» начала
Сделано в России
Так, ну если с исконно российским автопромом, можно сказать, всё ясно, а как обстоит дело с иномарками, которые собирают в России? Наверное, сейчас будут толпы Camry «сороковок» питерской сборки, а? Ан нет. С Toyota вообще, как я поглядел, дело обстоит не очень. Вот Ford, Renault, ну и Mazda в конце концов — это масса! Но не Toyota. Площадка следующей по курсу комиссионки встречает улыбками маздовских «троек» и «шестёрок», следом серьёзные мордочки Ford Focus 2, которые, кстати, и собирают в России, во Всеволжске, и в равной степени по убыванию стильненькие Peugeot да скучные Opel. Пожалуй, это основной костяк, и заметьте, совсем не тех марок, которые пользуются уважением в Казахстане. Водителей на «опелях» у нас принято считать таксистами из соседних южных регионов. Peugeot, по-моему, уже просто ненавидят. Ford? «Форды» ещё куда ни шло, но в любом случае любви особой к ним никто не испытывает. Как-то они незаметно в автомобильной истории страны существуют, согласитесь.
Теперь по ценам на иномарки, собираемые в России. И посмотрим, к примеру, на самый распространённый здесь Ford. За Focus второго поколения 2007 года просят в среднем $13 600. Можно подыскать и дешевле — минимальная цена трёхдверного хэтчбека того же года — $10 800. Но как выяснилось, цены в Казахстане не намного выше. Средняя стоимость превышает всего на $600, а самый дешёвый мы отыскали за $11 900. Разница есть ещё и в сборке. То небольшое количество машин в Казахстане в основном испанской сборки, в России такие надо поискать — их обычно сразу выделяют подписью «испанец», и стоят они дороже.
Но опять же разница между нашими рынками ощутима только в возможности выбора. «Фокусов» в разных кузовах и комплектациях в России много, у нас — нет.
Конечно, много и другой зарубежной техники от Volkswagen (у которой тоже есть сборочная площадка в Калуге), Nissan, Audi, Mercedes-Benz, Suzuki, Mitsubishi, но представлены они не настолько широко, нежели обозначенные выше. Хочу, кстати, заметить, что практически весь обзор основан на легковушках, а не на внедорожниках. Странно, да? Но это неспроста, потому что российский рынок в большей мере характеризуют именно легковые седаны, хэтчи и универсалы. Джипов не так много по отношению к общему числу автомобилей, как у нас.
Любимые девяностые и другие
Но продолжим. Теперь переместимся к заброшенным углам торговых площадок. Чаще именно там можно встретить машины конца девяностых и в весьма потрёпанном состоянии. Создаётся такое впечатление, что их и покупать никто не хочет — под толстым слоем грязи, на приспущенных колёсах они тут явно давно. Столь востребованный автомобиль в РК, увы, тут уже практически нечисть. Изнасилованные местными реалиями, вероятнее всего, подвергнутые неоднократному ремонту как узлов, так и кузовов. Самым бодреньким образцом явился Opel Vectra 1997 года (или на самом деле живучие эти «вектры»?), за который просили $5 750. У нас, конечно, они подороже будут в среднем на $1
Этот факт ещё раз доказывает, насколько автомобильный парк России заметно свежее нашего. Иномарки прошлого века уже действительно прошлое. Ну, минимум из того, что ещё ездит, это машины начала
Trade-in
Переезжая из одной комиссионки в другую, я не мог не заметить площадок дилерских центров, также наполненных машинами с пробегом. Trade-in в России действительно есть. Причём в том же фирменном автоцентре Audi можно найти модели Mercedes-Benz, Ford, Mazda и т. д. Сдал Mazda, добавил, уехал на Audi. Но опять-таки цены на б/у не фонтан. Смотрим Porsche Cayenne S 2008 года за $87 000 — чистенький, опрятный, в хорошей комплектации (замечу, что машины на площадках «официалов» выглядят намного презентабельнее тех, что на площадках частных комиссионок). Но за такой же Cayenne с таким же пробегом у нас просят на $7
Экзотика
А ещё там (имеется в виду вообще в России, а не в Самарской области) есть официальный Infiniti, и Lambo там есть, и Ferrari, кстати, и много других супермарок, включая голландский Spyker! Но, думаю, за такими приобретениями лучше стоит съездить в Москву или Питер.
От редакции
После нескольких часов гуляния по авторынкам я понял, что в принципе российский рынок большему числу казахстанцев вряд ли будет интересен. Если, конечно, это не машины тех брендов, которые у нас не представлены. Но это скорее исключение, чем явный недостаток. Нет у нас Citroen. А нужен ли? Как-то история с Peugeot сразу на ум приходит. Может, Volvo? Та же история — и он уже отмучился, бедолага. А американская линейка из GM? Нет, тоже не возьмём. Всё это похоже на одну пословицу, правда несколько переработанную: «Хорошо там, где их нет». Наверное, это как раз про Казахстан.
Разве что Mazda у нас бы, наверное, приняли. «Японцы», да ещё и красивые, таких мы любим. А может, это всё неправильный маркетинг? Renault ведь тоже долгое время оставался в тени, а сейчас, наоборот, выбирается в массы.
Но зато те бренды, которые представлены в Казахстане, у соседей куда в большем ассортименте, даже у Toyota линейка на
Блюда дня
Понравилось:
- широкий ассортимент зарубежных марок и моделей, которых нет в Казахстане
- значительно ниже средний возраст автомобилей
- адаптация большинства автомобилей для стран СНГ
- официально представленные на рынке экзотичные бренды
Не понравилось:
- незначительная разница в стоимости, а на некоторые авто цены даже выше
- небольшой выбор автомобилей, которые пользуются спросом в Казахстане
- плохие условия эксплуатации
- высокая аварийность на дорогах и высокая вероятность нарваться на битый автомобиль
Комментариев: 0