Отправиться в забег с препятствиями на пятой версии «Диско» по одному из самых загадочных и красивых мест Казахстана я согласился не раздумывая. Во-первых, маршрут этапа проходил по интересному плато Устюрт. Во-вторых, недавно я стал обладателем Discovery 2, ещё классического рамного! За пару месяцев владения успел с ним практически сжиться, и перспектива сравнить «дедушку» с «правнуком» казалась крайне заманчивой.
Но провести параллель между «Диско-2» и «Диско-5» абсолютно не получилось: очень уж разные это машины, начиная с самой идеи и заканчивая её воплощением в металле. Так что рассказ пойдёт только о Land Rover Discovery 5, о том, как он осилил наши казахстанские дороги и бездорожье, а также каково это — сидеть за рулём или на пассажирском диване модели Land Rover с богатой историей экспедиционника.
День первый
Старт казахстанского этапа лендроверовской экспедиции «Время новых открытий» назначили из города Атырау. Нас ждали восемь машин с трёхлитровыми турбодизельными моторами (249 л. с., 600 Нм), комплектацией HSE и очень приятным для глаза и крайне фотогеничным цветом Namib Orange. В каждой машине по три человека. Тронули!
Первый день экспедиции получился чисто асфальтным с перегоном по почти идеальной трассе от Атырау до посёлка Бейнеу и остановкой на обед в городке Кульсары. Около 437 километров. Дорога была непыльной, довольно однообразной, и потому, пока мы едем, стоит чуть подробнее рассказать о машинах, на которых предстояло откатать по пустынному плато ближайшие пять дней.
Внешне Discovery 5, представленный на рынке относительно недавно, в 2017-м, стал обтекаемым и очень похожим на своего «братишку» Discovery Sport, который появился на два года раньше. Да, новое поколение лишилось своего брутального угловатого дизайна, характеризующего Discovery все четыре поколения, а англичане представили его как машину для семейных путешествий. Причём в двух версиях: пяти- и семиместной.
Производитель заявляет, что на третьем ряду могут свободно расположиться два человека ростом до 190 см! Но у нас машины на пять посадочных мест, так что проверить это утверждение не было никакой возможности. Зато, как позже выяснилось, в багажник при сложенных задних сиденьях почти двухметровый мужик очень даже легко помещается во весь рост. Явный плюс в том, что пол получается ровным. За счёт чего этого удаётся достичь, я расскажу немного позже.
Интерьер и торпедо по моде стали похожи на рейнджроверовские, но всё же ближе к дизайну Disco Sport. Перед водителем экран щитка приборов с возможностью проецировать спидометр на нижнюю часть лобового стекла. Справа по центру вписался 10-дюймовый дисплей мультимедийной системы InControl Touch Pro. Смотрится органично и показал себя достаточно функциональным, за исключением навигационной системы. Дисплей слишком узок для чтения карт, пришлось ставить обычный планшет на присоске.
В машинах шли 3G-модули, позволяющие подключать устройства на iOS и Android, а также раздавать Wi-Fi на восемь устройств. Заряжать их, кстати, можно через шесть 12-вольтовых розеток, а также семь или девять USB-портов. Чтобы детям не было скучно в дороге, по всей видимости.
Пуш-стартом и четырёхзонным климат-контролем сегодня никого не удивишь, и всё это в нашей комплектации, естественно, присутствовало. По умолчанию обилие крючочков, бардачков, кармашков, разбросанных по всему салону. Это отсыл к старому Disco 4, но подходит и к концепции семейного автомобиля.
И всё казалось бы замечательно, если бы не одно большое НО — приятные внешне, но, как выяснилось, не шибко удобные сиденья. Особенно задние. Добиваясь превращения багажника «лёгким движением руки» в большое спальное место, создатели Discovery 5, похоже, совершенно забыли о прямом назначении — там должны сидеть пассажиры. Задний диван получился низким и узким. Мне с моим ростом 188 см уже через сотню километров езды захотелось остановить колонну и хорошенько размяться. Места для ног сзади было на первый взгляд достаточно, но торчащие кверху, согнутые под неудобным углом колени превращали поездку в суровое испытание. Со временем я привык ездить сзади раскоряченным, да и напряжённый график никак не давал расслабиться, но ощущение лёгкости поездки, к сожалению, отсутствовало все пять дней. Здесь же с тоской вспоминаются классические кресла Discovery — они были расположены настолько высоко, что подоконная линия проходила чуть выше талии, а в окно без труда можно было и ногу вытянуть.
К слову, детям, которые пониже меня росточком, катанье на заднем сиденье также вряд ли понравится. При подобной посадке боковые окна оказываются где-то сверху, и даже сидящему в специальном детском кресле малышу останется только всю дорогу оттачивать своё мастерство в прохождении игр на смартфоне. Благо, как я уже говорил, мест для подключения зарядных устройств предостаточно.
Но вернёмся к экспедиции.
Под завершение первого дня я оценил светодиодные фары. Светят достойно, ночью дорога видна хорошо. Зеркала оборудованы системой, предупреждающей об обгоняющих машинах.
День второй
Переночевали мы в Бейнеу. Городок этот — важный железнодорожный узел на пути между Узбекистаном, Казахстаном и Россией. Утром выдвинулись в сторону Актау. По дороге нам предстояло заехать в окрестности села Шетпе, где расположена почитаемая местными жителями гора Шеркала (в переводе с туркменского «Лев-гора» или «Львиная гора»). Она и правда довольно похожа с одной стороны на спящего льва, положившего голову на лапы, с другой стороны это, скорее, большущая белая юрта.
Гора Шеркала
Подножье усыпано большими и малыми пещерами, образовавшимися в результате работы главных скульпторов: ветра, солнца и воды. Шеркала считается священной у местных, и подниматься на неё они крайне не советуют. Мол, духи могут рассердиться. Есть ещё одна легенда про это место: на горе довольно продолжительное время держал оборону отряд туркменских воинов, прорывших колодец 200-метровой глубины и не испытывавших недостатка в воде. Прогнать их оттуда удалось лишь пробив горизонтальный тоннель и засыпав колодец камнями. А уфологи вовсе считают, что гора искусственного происхождения и внутри неё чуть ли не космический корабль пришельцев запрятан.
Искать ракету мы не стали ввиду ограниченного графика экспедиции, да и духов беспокоить не рискнули. Отдав дань Львиной горе, мы по грунтовке двинулись к подземной мечети «Шакпак-ата», расположенной в одном из ущелий на склоне горы Унгазы.
Мечеть «Шакпак-ата»
Предположительный возраст святилища с некрополем от тысячи до полутора тысяч лет. В стародавние времена суфии, в том числе сам Шакпак-ата со своими учениками, практиковали здесь лечебную магию, оставляя заболевшего человека на ночь в пещере. Говорят, место это привлекает страждущих и сегодня. Шакпак-ата буквально означает «старец-кремень». Причём это не имя основателя мечети, а прозвище, данное ему во времена, когда он был ещё воином, не ушедшим от мира.
Посетив мечеть, мы, запылённые, выбрались на трассу и отправились в Актау. Стоит отметить, что трассу от Бейнеу до Актау привели в порядок. Прежние мои поездки по тем местам оставляли о ней только самые негативные впечатления. Можно сказать, что дороги в общем понимании этого слова ещё несколько лет назад на юг от Бейнеу не было вовсе. Остатки трассы республиканского значения, проложенной десятилетия назад и с тех пор не ремонтированной, лишь убивали машины и вытрясали душу из путешественников. Сегодня же до Актау уложили вполне приличный гладенький асфальт, нанесли разметку и даже построили места отдыха с туалетами.
Необлагороженным остался лишь спуск с плато Устюрт в чинк (чинком здесь называют каньон). В общем, дорога, что на Шетпе, что от этого села до Актау, стала практически идеальной.
Но вернёмся к самим машинам. Discovery 5, на которых мы ехали, построены на алюминиевой платформе, что, естественно, отразилось на весе. Если сравнивать с Disco 4, то в среднем легче почти на полтонны. «Похудение» сказалось на устойчивости машин на высокой скорости. Ушла, как мне показалось, этакая хватка, с которой «Диско» сливался с дорогой благодаря своему весу. Но, в принципе, к лёгкости кузова привыкаешь и просто едешь, учитывая эту особенность.
Минимальный объём багажника в нашей пятиместной версии сравнялся с 1 231 литром. 2 500 зайдёт, если со сложенными задними сиденьями. Крышка багажника цельная, на электроприводе. Но багажник «Диско» оснащён специальной створкой, выдерживающей нагрузку до 300 кг и используемой в качестве откидной лавочки. Вещь действительно удобная.
День третий
В Актау мы остановились в одной из гостиниц на берегу Каспия. Утром третьего дня кавалькада наших авто отправилась на мыс Песчаный в 60 километрах от города. Место это отличается от окружающей Актау пустыни. Именно здесь природа создала красивейшие высоченные дюны. Часок уделили купанию и получили возможность попробовать Discovery 5 на рыхлом и очень мелком песке. Колёса предусмотрительно спустили до единички, но пару машин в дюнах всё-таки засадили. Правда, довольно легко откопали и выдернули тросом.
К слову, о том, что помогало нам ездить по песку, — постоянный привод с распределением тяги между осями в соотношении 50:50. Причём тяга может варьироваться с помощью синхронизированной двухступенчатой раздатки, а управляется, естественно, электроникой через систему Terrain Response второго поколения. С включённым режимом «Песок» машина вполне уверенно движется по пляжам и песчаным дорогам. Штурмовать дюны электроника тоже как бы помогает, но тут больше зависит от мастерства и холодной головы водителя. Наши засаженные авто — яркое тому подтверждение.
На бездорожье хорошо выручает специальный круиз-контроль All-Terrain Progress Control, работающий в диапазоне от 2 до 30 км/ч и позволяющий водителю сконцентрироваться на рулёжке. «Диско 5» также способен предотвращать блокировку колёс при торможении двигателем (что во благо на скользком покрытии), измерять глубину брода, подключать ассистентов старта в гору на скользком покрытии и т. д. Высота клиренса меняется — подвеска на пневмобаллонах. Четвёртая — самая высокая позиция, наиболее мягкая и, соответственно, комфортная при движении по пересечённой местности и в целом по бездорожью.
С Песчаного мыса мы выдвинулись в долину Бозжира. Маршрут пролегал через город Жанаозен, мимо нефтяных качалок, через несколько десятков километров по трассе и далее по грейдерам, грунтовкам и колеям. Местами с очень опасными для колёс, усыпанными осколками обсидиана, острыми, как бритва, краями.
Обсидиан
Это магматическая горная порода, разновидность вулканического стекла. Сыграл большую роль в истории человечества: из него изготавливали орудия труда, оружие и украшения. Свои колюще-режущие орудия майя и ацтеки, не умевшие выплавлять железо, делали именно из обсидиана. Лезвия из обсидиана имеют гладкую кромку толщиной всего несколько нанометров, что позволяло использовать их в качестве скальпелей.
Резину нам, к счастью, удалось сохранить. Полюбовавшись по дороге интересной и красивой горой под названием Пирог, ближе к сумеркам добрались до самой долины с её космическими пейзажами. Лагерь разбили на плоской, испещрённой мелкими трещинами поверхности высохшего солёного озера. И солнце сразу же спряталось за известняковые скалы.
День четвёртый
На четвёртый день поездки мы планировали заскочить во впадину Карагие (самая низкая точка бывшего СССР, 132 метра ниже уровня моря) и вернуться в Актау. Ехать назад решили, немного отклонившись от маршрута, по которому добирались до Босжиры. Уж больно заманчивой нам показалась снежно-белая поверхность высохшего соляного озера. Ну как тут не сделать волшебные снимки?! Сказано — сделано! И пару километров колонна из шести машин довольно уверенно мчалась, поднимая лёгкую соляную пыль, по идеально ровному полю.
Два экипажа с телевизионной съёмочной группой немного отстали, записывая видео. Но вскоре по рации передали, что одна машина застряла и вторая взялась её вытаскивать. Мы же продолжали движение, наслаждаясь ездой, как нам казалось, по асфальту. Как пишут в уличных романах, ничто не предвещало беды, но в какой-то момент колёса наших авто начали всё глубже и глубже погружаться в соль, выбрасывая из-под неё серую глину. Болото! До песчаного и на вид более твёрдого берега оставалось рукой подать, какая-то сотня метров. Мы перестроили колонну в шеренгу и прибавили газу, пытаясь пробиться ходом и выскочить на сушу. Тщетно! Прокопав грязь ещё с десяток метров, четыре внедорожника плотно увязли по самые днища. Две машины немного отстали, вовремя заметили наше «погружение», ушли на разворот и избежали участи утопленников.
А солнце припекало. Попытки копать ни к чему не привели. Хотя шины были нестандартные, их всё равно не хватило бы для езды по липкой грязи. Глина залепила протекторы, превратив их в подобие гладких мельничных жерновов. Nissan Patrol помощников организаторов экспедиции, собиравшийся нас выдернуть и подкрадывавшийся к увязшим машинам по сухому берегу, не рассчитал траекторию и сам врюхался водительской стороной по самые пороги. Естественно, намертво. Утро переставало быть томным…
После совещания «утопленников» решили всё-таки тянуть, но не в сторону берега, где дно озера казалось очень уж рыхлым, а назад по колее, которую мы сами же ранее и прокопали. Колёса спустили. Одна из оставшихся на суше машин стала якорем. К ней прицепили две электрические лебёдки, размотанные во всю длину, а между ними шесть динамических строп. В результате м-е-е-е-дленно и печально, но все Discovery 5 вытащили из ловушки. Колёса подкачивать не стали. Решили выбраться сначала на нормальную грунтовку, что вскоре и было сделано.
Хотелось бы рассказать, как Disco 5, напичканный внедорожной электроникой, лихо форсировал коварные солончаки, но, к сожалению, все системы помощи водителю в описанной выше ситуации оказались бессильны. Не помогла нам и пневмоподвеска с увеличивающимся до 283 миллиметров дорожным просветом. Машины плотно сидели пузом в грязи.
С другой стороны, не каждый подготовленный внедорожник справился бы с такой напастью. «Хороший цемент, однако…» — наш казахстанский солончак. Как клей. Колёса, залепленные грязью, начали жутко бить при движении, так что в Жанаозене, куда экспедиция заскочила на обед, машины не только заправили, но и продрали диски кешером. После мы направились ко впадине Карагие, на спуске в которую опробовали систему All-Terrain Progress Control, задав внедорожникам скорость 5 км/ч, включив электроблокировки и аккуратно перекатываясь через промоины. Что сказать, впечатлила и впадина, и то, как автоматика двигает машину.
Кстати, если продолжать разговор о пневме, то с её помощью Discovery автоматически приседает на полтора сантиметра на скорости свыше 105 км/ч, а на грунтовке приподнимается на четыре сантиметра. На хорошем бездоре его можно задрать ещё на 7.5 сантиметра. Это максимум.
День пятый
Последний экспедиционный день планировали сделать разгрузочным, типа с облегчёнными маршрутами. Но в итоге он оказался не менее интересным, чем четвёртый. Для начала мы выехали в сторону Форта Шевченко, по дороге заскочив на залив Сарыташ. Здесь желающие смогли ещё раз окунуться в Каспий, а машины получилось вывесить на камнях. Ходы подвески у Disco 5, надо сказать, не особо впечатлили, хотя это уже не новость. Впрочем, на прибрежные валуны он залез и спустился уверенно.
Проскочив Форт Шевченко, экспедиция прибыла в каньон Жыгылган («упавшая земля»), образовавшийся после схода оползня несколько сотен лет назад. Спустились к морю, и народ, казалось, вновь вознамерился искупаться, но не тут-то было! У самой кромки воды, на камнях из навоза, смываемого в море волнами (скота в этих местах пасётся немало), и водорослей спрессовались этакие куски природной чёрной «кошмы», в которой преспокойненько грелись на солнышке десятки, а может, сотни водяных змей! Неядовитых, но особого доверия не внушающих. Купаться сразу же расхотелось, да и берег был слишком грязным. Гадов дружно пофотографировали, сели в машины и выдвинулись к следующему, финальному пункту нашей поездки — подземной мечети «Султан Эпе», расположенной, как выяснилось, относительно недалеко от мечети «Шакпак-ата», которую мы посетили ранее.
Султан Эпе
По преданиям, Султан Эпе, признанный после смерти святым, был сыном среднеазиатского поэта-мистика Хаким-ата (Сулейман Бакыргани) — ученика Ахмеда Яссауи и Амбар-ана. С детства помогал морякам, терпящим бедствие на Каспии, оживлял заколотых быков, мог становиться невидимым, путешествовал через пространство и совершал в течение жизни множество других чудесных деяний. Туркмены Ташаузской области называют его исчезающим святым, который «неизвестно куда ушёл, исчез, когда был живой. Но он помогает, если попросить у него помощи». Однако на Мангышлаке, недалеко от моря, есть подземная мечеть, построенная, по преданиям, собственноручно маленьким местным мальчиком по просьбе духа Султана Эпе, а рядом с ней колодец с вкусной холодной водой и — главное — некрополь самого Султана Эпе и его учеников, увенчанный длинными деревянными шестами. Местные жители, а также люди из других уголков Казахстана приезжают сюда, чтобы обратиться к святому и его покойным ученикам с просьбой о помощи в излечении болезней и разных жизненных ситуациях. Для этого нужно зайти на территорию некрополя, мысленно (или вслух) обратиться к Султану Эпе, оставить на одном из шестов пожертвование в виде чётного количества монет или сладостей, завязав их в лоскуток ткани, и удалиться, обязательно пятясь задом к выходу, а лицом к месту упокоения в знак уважения к святому. Если просьба от чистого сердца и не направлена во вред другим, Султан Эпе обязательно поможет.
Несмотря на близость святого места, дорогу, ведущую от мечети к трассе, не помянул нехорошими словами только ленивый или абсолютно пофигистичный участник экспедиции. Столбы пыли, поднимаемые машинами, идущими впереди колонны, никак не сдувались ветром. Наш внедорожник (как, впрочем, и другие) приходилось периодически останавливать, включив задние противотуманки и аварийную сигнализацию, так как белая пелена застилала всё вокруг. Резинки уплотнителей Discovery 5 не выдержали подобной пылевой атаки, и феш-феш кружился в солнечных лучах по всему салону. Примечательно, что пыль просачивалась даже из колонок на задних дверях. Благо приключение это длилось недолго. На трассе мы хорошо прокашлялись, проветрили машины и по ровненькому асфальту, не напрягаясь, финишировали в Актау.
Экспедиция завершилась!
Эпилог
За пять дней о машинах у меня сложилось двоякое впечатление. С одной стороны, у Discovery 5 неплохие внедорожные возможности для уровня кроссовера. Да, это не трофи-рейдовый «проходимец», но задач перед ним таких Land Rover и не ставил. «Диско» потерял свою брутальность, как внешнюю, так и внутреннюю, и превратился в попсовый, но всё ещё SUV, способный при должном знании и умении на подвиги. Машина достаточно проходима, напичкана множеством электронных помощников, значительно облегчающих жизнь водителю. Главное — выучить все кнопки и алгоритм их нажатия.
Но забота о пассажирах получилась несколько однобокой. Их как бы балуют обилием USB-портов, персональным климат-контролем и другими приятными мелочами, но совершенно забывают, что главное в путешествии — удобство, удобство и ещё раз удобство. А ведь это семейный автомобиль! Передние сиденья я тоже не назвал бы идеальными. Показалось, что их разработали для человека весом примерно до 70 кг. Людям более плотного телосложения практически не подходят. В результате боковая поддержка верхней части спинки трёт лопатки водителя и переднего пассажира.
Не особенно впечатлила и подвеска нового Discovery. Короткоходная, легко пробивается (особенно сзади) на средних по глубине ямах. Хотя автомобиль и набит всяческой электроникой, но располагает к езде по бездорожью лишь на умеренных скоростях.
На четвёрку с плюсом Disco 5 в таком путешествии тянет. Теперь осталось понаблюдать, что у него с надёжностью и ресурсом. Ждать ли от «лендровера» новых открытий?
Углы съезда и въезда у внедорожника — 34 и 30 градусов, а подъёмы преодолевать он способен до 45 градусов, было бы сцепление.
Спасибо, классный обзор. Наполненный интересной, разнообразной информацией и что самое ценное в наше время шкурных интересов — честный! К сожалению, не думаю так же о машине которые вы гоняли. Вы мне вообще кажетесь отчаянными парнями уже хотя бы за то, что решились на ЛР отъехать за 200 км от сервиса. Для дальних поездок по делам шефа мы так не рискуем, запрыгиваем в крузак и не паримся — этот никогда не подведет. А все эти евро с их шизонутой электроникой, не с того ни с сего вылетающими ошибками -ну их нафиг, нет в них веры, эксплуатируем только в пределах доступности сервисного центра.
какбуд то на луну летали много пафоса, в том году на обычном рапиде с маленькими детьми весь памирский тракт за три дня проскочил, после этого такие статьи для меня как воробей лужу перешел
Я думал Discovery закончился на том поколении, когда попрощался с рамой и вырезал мосты. А тут вообще паркетник вышел. И трип как бы уже не из разряда Camel Trophy (по фото по крайней мере так кажется)
В любом случае Ренж Ровер очень хорошие машины. Только вот официальный сервис центр все портит и постоянно мошенничает с клиентами — за деньги готовы повеситься, ни стыда, ни совести!