Вариатор. Это слово прочно вошло в словарь автомобилистов и у многих вызывает не только неприятный привкус во рту, но и резкое желание постучать по клавиатуре, выразив недовольство самим существованием вариаторов в природе. Естественно, дыма без огня не бывает. Бесступенчатые трансмиссии, несмотря на свои преимущества, действительно имеют целый ворох проблем. Давайте посмотрим на известные и распространённые.
На сегодняшний день вариаторы можно встретить в линейках многих крупных автопроизводителей. Официально автомобили с бесступенчатыми коробками в Казахстане продают Toyota, Nissan, Renault, Mitsubishi, Subaru и Kia.
Больше всего шишек от автомобилистов сыплется на вариаторы Jatco. Ими комплектуются автомобили Nissan, Renault и Mitsubishi. При этом найти их можно как на малолитражках, так и на Nissan Murano
Jatco
Вне зависимости от маркировки коробки передач все они, начиная от старого JF010E и заканчивая достаточно современным JF015E, делят один серьёзный наследственный недостаток — слабый насос с редукционным клапаном. Заклинивание последнего влечёт за собой нехватку давления, а это, в свою очередь, приводит к потере контакта между конусами и ремнём и, соответственно, появлению задиров на рабочей поверхности. Стоимость нового насоса находится на уровне 50 тысяч тенге.
JF010E (RE0F09A/B), JF011E (RE0F10A). Обе коробки практически идентичны, но предназначены для разных автомобилей. Первая устанавливалась на Nissan Altima (2007–2012), Murano (2002–2016) и Teana (2003–2016) с моторами 3.5 литра.
Вторая предлагалась на автомобилях с мотором до 2.5 литра. В этом списке можно найти Mitsubishi Lancer (2007–2009), ASX (2010–2017) и Outlander (2009–2014), а также Nissan Juke (2011–2016), Qashqai (2006–2015) и X‑Trail (2007–2015).
Эту пару принято считать достаточно надёжной в сравнении с последователями. Средний ресурс колеблется от 150 тысяч до 200 тысяч километров. Цены на б/у трансмиссию находятся в диапазоне от 150 тысяч до 550 тысяч тенге. Помимо наследственной болезни редукционного клапана, приводящей к гибели ремня и конусов, слабым местом можно назвать гидроблок, но только при условии, что владелец автомобиля либо частенько грел коробку, либо забыл о замене трансмиссионной жидкости. Деталь обслуживаемая и подлежит промывке, но в запущенных случаях каналы будут не только забиты взвесью пыли от фрикционов (которые также потребуют замены, цена полного комплекта (forward и rev) около 20 тысяч тенге), но и изношены. Реставрация гидроблока, если найдёте мастеров, может обойтись в 160–250 тысяч тенге, а покупка нового — свыше 400 тысяч.
Также вариаторы не любят резких ускорений с места. В таком случае ремень ходит по очень маленькому радиусу, что увеличивает риск проскальзывания. Это вредит как самому ремню ценой
Если JF010E или JF011E начал хворать, то стоимость качественного ребилда вариатора порой вплотную приближается к одному миллиону тенге.
JF015E (RE0F11A) — первый массовый вариатор компании Jatco c планетарной передачей, забирающей на себя нагрузку с вариаторного узла на малых скоростях. Его появление исключило проблему с резким ускорением с места и движением в пробках.
Модель встречается на многих автомобилях альянса Renault — Nissan c моторами 1.6 литра. В списке можно найти Nissan Juke и Qashqai, Renault Kaptur, Logan и Sandero Stepway. С недавнего времени аналогичная коробка появилась на Lada Vesta и XRAY с ниссановским HR16 под капотом.
К сожалению, средний ресурс JF015E заметно ниже, чем у пожилых JF010E, к примеру. Такие коробки редко ходят более 100 тысяч километров, а первые проблемы могут появиться уже на 20 тысячах. Сегодня с рук её можно купить за 140–480 тысяч тенге.
Вариатор сохранил наследственную проблему с подклиниванием редукционного клапана, а также обрёл ряд собственных болячек. В их числе подшипник входного вала, который страдает от перекоса самого вала под нагрузкой. Если вовремя не заменить деталь, то внимания может потребовать и корпус, точнее разбитое посадочное место.
Проглядели инженеры и конструктивную слабость солнечной шестерни в планетарной передаче. Она ломается аккурат по сварному шву — в результате машина не может двигаться вперёд.
Также важно знать, что, в отличие от JF010E и JF011E, гидроблок
JF016E, JF017E. Обе эти коробки пришли на смену JF011E и JF010E соответственно. По своей конструкции вариаторы схожи, но при разработке и производстве новых моделей в компании решили использовать дешёвые компоненты и более сложные системы управления. Средний ресурс на более мощных моторах около 100 000 км.
В целом список моделей, на которых применяется эта парочка, схож: JF016E можно найти под капотом Mitsubishi Outlander, Nissan Pathfinder, Murano, X-Trail и Teana, а также Renault Koleos c двигателями 2.5. JF017E комплектуются автомобили
Самым слабым узлом парочки можно считать гидроблок, который, помимо всего прочего, неремонтопригоден.
В предшественниках изменением передаточного числа коробки управлял шаговый электромотор. Тут его решили убрать, заменив соленоидами, да такими, что просто поменять вышедший из строя не получится. Каждый из клапанов требует индивидуальной калибровки, иначе коробка передач будет работать некорректно либо машина вовсе никуда не поедет. В комплекте с новым гидроблоком всегда идёт диск, на котором записаны те самые настройки. Обойдётся деталь примерно в 295 тысяч тенге.
Конечно, необязательно покупать гидроблок новым. Его можно поискать в разделе «Запчасти» на портале Kolesa.kz. Но… вместе с деталью нужно приобрести и блок управления. Обе запчасти должны быть с одной машины.
Aisin
Вариаторы японской компании Aisin на казахстанском рынке встречаются на автомобилях Toyota и гибридных модификациях Lexus, в том числе Toyota Corolla, кроссоверах C-HR и RAV4
В отличие от вариаторов Jatco у коробок передач Aisin нет серьёзных наследственных болезней, однако они тоже не любят перегрева и несвоевременного обслуживания. Хуже всего на работе CVT сказывается продолжительная комбинация этих двух факторов.
Подгоревшая трансмиссионная жидкость теряет как свои охлаждающие, так и смазывающие свойства. Это приводит к износу деталей, а образовавшаяся в результате металлическая стружка способна повредить подшипники на первичном и вторичном валах конусов. Комплект стоит около 85 тысяч тенге.
На вариаторах Aisin изредка встречаются проблемы с течью сальников привода вариатора. Известны случаи отрыва вала от одного из пакетов фрикционов.
Subaru
C 2009 года Subaru ставит почти на все автомобили в линейке вариаторы собственного производства, известные под общим названием Lineartronic. Их за 11 лет было два вида: TR690 и доработанный TR580. В отличие от многих других CVT агрегаты Subaru используют цепь вместо ремня.
Первые коробки передач запомнились проблемами с трубками для подачи масла. Они были слишком хрупкими, хотя и выполнены из металла. Сейчас их заменили пластиком — больше эта проблема владельцев не беспокоит.
Сломаться может и гидроблок. Он забивается мелкими частицами, которые со временем появляются в ATF. Если жидкость менять нечасто, то придётся расчехлиться на замену гидроблока, а это более 420 тысяч тенге только за деталь.
В районе 150 тысяч километров пробега понадобится замена цепи и конусов. Последние обойдутся почти в 400 тысяч тенге за пару. Сама цепь стоит около 200 тысяч. Ну и про работу не забывайте: просить могут около 60 тысяч тенге.
Замену CVT можно найти и на вторичном рынке. Цены на TR690 находятся в районе 300–420 тысяч тенге, более новые TR580 встречаются заметно реже, но стоят примерно столько же.
Как видим, у вариаторов действительно хватает проблем, включая не самый большой ресурс и запас прочности, но некоторая часть из них вызвана не столько катастрофической ненадёжностью самой конструкции, сколько ошибками в эксплуатации.
Большинство производителей предписывают периодическую замену жидкости в своих вариаторах, а автопроизводители частенько забывают об этом и уверяют, что жидкость рассчитана на весь срок службы! Но на практике масло необходимо обновлять не реже 50 000–60 000 километров, причём использовать только оригинальное масло. Стоимость замены разнится в зависимости от производителя коробки и необходимого количества жидкости. Вкупе с новыми фильтрами можно рассчитывать в среднем на 50 тысяч тенге.
Когда вариатор начинает «пинаться», увы, бесполезно менять масло. Обычно рывки говорят о существенном износе элементов и необходимости ремонта. Важно не откладывать визит на сервис и не ждать дорогостоящего ремонта, стоимость которого при использовании оригинальных деталей может перевалить за миллион тенге.
5 машин было на вариаторе, это Кашкай 2л. 2008г, Лансер Х 2л.2008г, Лансер Х 1,8л.2007г, Икстрейл Т31 2л, 2011г., Теана 2,5 2010г. Так вот с вариатором вообще никаких проблем не было, работали мягко, безшумно, экономичнее чем АКПП. Переключений вообще не чувствовалось. Только на Теане на некоторых режимах чувстовались переключения и то оказалось это у всех так, а не только у меня. Поэтому однозначно могу рекомендовать вариатор, но только на двигателях до 2л. Свыше 2л есть некоторые замечания.
Все что перечислил, на всех этих машинах установлен Jatko JF011E — это самый надёжный вариатор, а то что ты говоришь типа до 2 литров, то тут как раз будет JF015E это самый дохлый у линейки Jatko! А которые пришли на смену JF010E и JF011E следующие JF016E, JF017E они тоже геморные. По Aisin считаю самый надёжный это K311 и K313. По субарям отдельная тема….
Ну и сколько тебе заплатили за этот отзыв? Вариатор тут нахваливаешь .
было бы интересно почитаю краткий обзор современных автоматических коробок, чтобы сравнить с ресурсом и списком болячек вариаторов…чтото мне подсказывает что и там будет достаточно нюансов.
Однозначно обычная коробка! Такое ощущение что производители спецом ставят такие элементы чтобы часто заезжали на ремонт. Что то не помню чтобы коробкам автомат давали 100-150 тыс пробега… при правильном обслуживании они ходят по 500 тыс
может и ходят только не на мерседесах
)))) на них как раз и ходят)))) исключением была 722.9 первых годов выпуска, да и то — кто менял масло вовремя и не рвал на светофорах — не пострадали)))! 722.6, как и предыдущие .4 и .3 умирает только у особо «одарённых» или у следующего доверчивого владельца((
При правильном обслуживании вариаторы на мурано ходят по 350 тыс, коробка u140 на rx300(I) ходит 300 (+-50). При этом rx300 считается ультранадежным ликвидным кроссовером, а мурано на вариаторе считается унылым непродаваемым г…ом, вот так то, все решает психология покупателей..
Не спорю где то ставят хорошие вариаторы. Но как то отталкивает слово при бережном! (Еще сырые вариаторы у нас) может там где то за бугром ремонт этих вариаторов считается мелочью но у нас увы
Вариатор это достаточно простой агрегат, там деталей раза в 3 меньше чем в обычном планетарном автомате, но у него есть «тонкое» место — сопряжение ремня и конусов, а где тонко, там и рвется, как придумают усилить это «тонкое» место, так про автоматы забудут
Поздно уже, разработки по автоматам и двс сворачивают, на электромоторах без кпп все будут ездить
Думаешь производители об этом не знают? Им этого не надо. По их меркам машины должны по 100 тыс доходить и пусть покупают новое или дорогой сервис
у меня RX лексус 2006 года….а у жены MURANO 2008 года….за 3 года эксплуатации я в лексуса больше вложил чем в Мурано.да и не помню чтобы вообще в Мурано что то менял….масло если только.Надежная машина.
У рав 4 2013-2014 год стоит норма вариатор
Подскажите, пожалуйста, а Renault Logan Stepway City — там надёжный вариатор? И как вообще машина для наших условий (Алматы)?
Не вздумай вообще это недоразумение покупать .
Просто альтернативы нет в цене и по клиренсу
Renault надежнее на механике брать
Да, но в алматинских пробках сцепление долго не живёт, да и неудобно, а у вариатора и расход низкий, разница с автоматом от 3 литров, да и приятнее, чем на автомате реношном, как я понимаю, там древний автомат, т.к. переключения весьма ощутимы
РЕБЯТА….когда первые машины с электропакетами стали приходить в Казахстан….тоже все говорили что вдруг стеклоподъъемник сломается….а сейчас всееееем надо стеклоподъемник….и про автомат та же история….и с вариатором будет так же….вариатор признан лучшим достижением всемирного автопрома на сегодняшний день.автоматы потихоньку уйдут в прошлое.
С какого перепугу вариатор популярный ? Этот хлам нам навязывает производитель . Потом попробуйте продать на вторичке машину с вариатором .
Согласен с вами ! Ниссан-Рено это вообще непредсказуемые драндулеты, которые ломаться начинают от восьми тысяч пробега !!! В России хоть как-то меняют по гарантии…. у нас с этим похуже конечно….
У меня мурано на обычном автомате, а весь интернет с пеной у рта доказывает что их не бывает в природе…
Бывает такой.
Есть три путя: 1. Принять реальность, что с нашим мнением считаться никто не будет и покорно раздвинуть булки. 2. Искать решение в коммерческом и утилитарном классе, где до сих пор в ходу механика и простые автоматы. 3. Ездить на шроте, где все дешево реанимировать его и поддерживать.
выбрал третий путя…
Какой дебил придумал менять цепи и конуса на пробеге 150 тыс/км в Линеатронике? В «букваре» таких рекомендаций нет.
Я за честную механику и честный автомат. у меня все!
@kolesa напишите статью, можно ли при покупке б/у авто как-то протестить вариатор