Так уж повелось, что когда встаёт вопрос о необходимости замены охлаждающей жидкости (ОЖ), которую в народе именуют антифризом или тосолом, автомобилисты не придают выбору особого значения. Зачастую основными критериями становятся цена и цвет жидкости. Такой подход имеет право на жизнь, если человек регулярно пользуется одним и тем же продуктом, но его сложно назвать правильным. Обо всём по порядку.
Что же такое антифриз?
Антифризом (от англ. antifreeze) принято называть все не замерзающие при минусовых температурах охлаждающие жидкости. Состав многих из них практически идентичен, если говорить о двух основных компонентах: моноэтиленгликоле и воде. Спирта в жидкости обычно около 50 %, а воды — 47. Оставшиеся 3 % (в зависимости от состава процент присадок может доходить до 10) приходятся на уникальные пакеты присадок, одна из основных задач которых — предотвращение коррозии внутри системы охлаждения. Именно от этой небольшой доли веществ и зависит, подойдёт ОЖ для конкретного автомобиля или нет.
По своему составу охлаждающая жидкость делится на несколько основных групп. Первая и самая старая — IAT. В ней присадками служат неорганические вещества вроде фосфатов, нитритов или силикатов. В результате химических реакций соли создают защитную плёнку на стенках системы охлаждения.
К таким, например, относится советский ТОСОЛ, разработанный ещё
Вторая категория — OAT. Тут присадками также являются соли, но уже органические. Если быть точнее, то речь в основном идёт о солях карбоновых кислот (карбоксилаты). Такие составы не создают защитную плёнку, а останавливают коррозию более селективно, реагируя лишь на конкретные случаи. Ещё одним приятным бонусом является длительный срок службы ОЖ — до 250 тысяч километров.
Третий тип — HOAT. Это гибридные жидкости, в составе которых можно найти как неорганические, так и органические соли. Преобладают при этом первые. К этому же типу можно отнести и так называемые лобриды (Lobrid). Они предназначены для современных «горячих» турбомоторов, заточенных под жёсткие экологические нормы. Такие ОЖ хорошо работают при более высоких температурных режимах. В них преобладают органические присадки, дополненные неорганическими.
Зелёный или красный. О чём говорит цвет?
Охлаждающая жидкость зелёного и красного цвета на нашем рынке встречается чаще всего. И именно на этот критерий порой ориентируются автомобилисты, что является достаточно серьёзной ошибкой. Ведь, по сути, оттенок антифриза говорит только о том, какой краситель использован в смеси, и никакого отношения к его составу не имеет.
На прилавках можно найти как одни и те же смеси в разных цветах, так и абсолютно несовместимые между собой продукты, окрашенные одинаково.
Помимо распространённых в Казахстане зелёных и красных ОЖ в производстве можно встретить жёлтые, оранжевые, розовые, красные,
Не экономьте на ОЖ
Если голосовать за выбор определённой охлаждающей жидкости только кошельком, то существует хороший риск нарваться на подделку или некачественный антифриз. Смеси воды и моноэтиленгликоля уже относительно дороги, не говоря уже о необходимых присадках, разработка которых обходится производителям в миллионы долларов. Поэтому вместо правильного спирта особенно предприимчивые личности предпочитают использовать растворы с глицерином и метанолом. Коктейль достаточно опасный.
В этом случае сама незамерзайка получается благодаря смеси воды и глицерина, но так как последний достаточно вязкий, разбавляется он именно метанолом. Помимо своей токсичности данный вид спирта известен и тем, что кипеть начинает уже при 65 градусах и полностью выкипает на 95, то есть при рабочей температуре двигателя.
В итоге в системе охлаждения циркулировать будет уже совсем не то, что заливали, и жижа эта не только хорошенько поспособствует образованию коррозии (в ней нет присадок), но и затруднит работу системы охлаждения.
К сожалению, от покупки поддельной ОЖ на 100 % уберечься практически невозможно.
Какой антифриз заливать
Бытует мнение, что в любой автомобиль можно заливать абсолютно любую ОЖ при условии очистки системы перед процедурой. Это не совсем так. Производители одобряют для использования в своих автомобилях лишь определённые составы. Это связано с реакцией присадок на внутренности системы, а именно различные металлы и эластомеры.
Пригодность антифриза определяется его соответствием заводским спецификациям. Для примера: Volkswagen AG использует стандарты
Важно: если уровень охлаждающей жидкости упал, а вы не знаете, что залито в радиатор, то долить можно дистиллированную воду. Главное, не переусердствовать, иначе сильно разбавленная смесь может преподнести неприятный сюрприз зимой.
Информация о том, какая ОЖ должна циркулировать по трубкам и радиатору, обычно содержится в руководстве пользователя, но далеко не все автопроизводители пишут конкретные марки или хотя бы стандарты. Так, Mitsubishi
Если поиск в руководстве делу не помог, стоит обратиться к интернету. Сейчас есть немало порталов, готовых подобрать антифриз, исходя из допусков автопроизводителей. Всё, что нужно сделать, ввести данные своего автомобиля. Есть, правда, одна важная деталь — многие такие сервисы так или иначе связаны с конкретным производителем, и рекомендовать они, естественно, будут собственную продукцию.
Ещё одним методом является обращение к официальному дилеру. Такой способ может не спасти владельцев автомобилей постарше, но вот тем, кто ездит на относительно свежей технике, точно поможет.
Блин надо бы поменять ОЖ, с 2010 г пробежал 295 тыс и не менял еще ))))
Афигеть , тут стараешься раз в 2 года менять
автор, почему «не замерзающие» раздельно, а «незамерзайка» слитно?
В школе учился?
Я — да. А аффтор, похоже, болел, когда правописание с «не » проходили
Смешались в кучу кони, люди…
Именно такое впечатление от этой статьи… А все намного проще.
Начнем с того, что маркировка антифриза (G11, G12 и т.д.) и его цвет могут не совпадать. Есть в продаже антифризы, маркируемые G11, и красные по окраске, а есть G12, зеленые… Ориентироваться только на цвет, при выборе антифриза категорически нельзя. Только на маркировку, к какой группе относиться.
Теперь, относительно применения: в составе любого антифриза есть этиленгликоль. Это вещество очень активно вызывает коррозию цветных металлов. Но не всех. Алюминий исключение. В состав G11 входят силикаты и соли алюминия. Именно они создают за короткое время защитную пленку на цветных металлах в системе охлаждения (радиатор, печка, термостат), который изолирует поверхность металла от жидкости. Это в основном старые авто, где используется медь, латунь в радиаторах. С алюминием дело обстоит немного по другому. Чистый алюминий на открытом воздухе разрушается очень быстро. Но на его поверхности всегда присутствует очень тонкая, но очень прочная и химически устойчивая пленка из оксида алюминия. Именно благодаря этому свойству металла, стало возможным убрать из состава антифриза силикаты и соли алюминия. Этот антифриз и получил маркировку G12. Да, его можно лить в старые двигатели, он будет там неплохо работать. Но из-за того, что в его составе нет защитных присадок — радиаторы будут быстрее портиться, коррозировать. И именно из за наличия этих присадок в составе G11, его не рекомендуют в новые машины с алюминиевыми радиаторами. У алюминия в отличии от меди теплопроводность хуже, дополнительный слой хоть и тонкий, но все равно уменьшает теплообмен.
Еще раз, при выборе антифриза НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ!!! ориентировать на цвет. Только на маркировку и систему охлаждения Вашего авто. Если радиаторы из медных сплавов — льем G11. Радиаторы из алюминия — льем G12.
А G12+ когда лить?
Тогда же, когда G12. По факту это одно и тоже,а все эти +, ++ и т.д. не более чес маркетинговый ход. И да, в предыдущем коменте забыл дописать самое главное: читаем книжку от производителя и льем то, что он рекомендует.