Выбор летних шин несравненно проще, нежели подбор резины на зиму, нет стольких дилемм: шипованные или фрикционные, скандинавского типа или среднеевропейского… Казалось бы, нашёл необходимый размер, выбрал вариант, исходя из бюджета, и дело в шляпе. Однако и тут есть несколько нюансов, которые стоит учитывать.
О них мы расскажем на примере сессии тестов летних шин типоразмера 255/55R18. Такие колёса можно встретить на популярных в Казахстане Lexus RX, BMW X5, Volkswagen Touareg (и соплатформенных Porsche Cayenne/Audi Q5), Mercedes-Benz M-Class, а также на большинстве других взрослых кроссоверов, серийная обувка которых износилась и им пора покупать обновку. Этот обзор можно адресовать и тем, кто любит пошире и побыстрее, а также тем, кто решил заменить 20-е и 21-е колёса на что-то более практичное и приспособленное для отечественных дорог.
Наша тестовая лаборатория — испытательный полигон в Финляндии, который позволяет проводить широкий спектр аппаратных измерений шин. Летние тесты включают в себя торможение на мокром и сухом асфальте, замеры управляемости, испытания комфортной составляющей и акустического фона, а также замеры на экономичность в условиях дорожного полигона и в лаборатории.
Торможение
Ключевым параметром для летних шин является длина тормозного пути. Раньше или позже автомобиль вылетит с извилистой дороги, зависит в большей степени от навыков водителя, а при экстренном торможении, когда педаль в полу и в дело вступает ABS, на первый план выходят именно свойства шин. От дистанции торможения может зависеть, попадёте ли вы в ДТП, успеете ли осадить автомобиль перед пешеходом, получится ли на торможении совершить контраварийный манёвр.
Мы проводим десять торможений на каждом комплекте. Плюс повторная референсная серия. Аппаратура фиксирует время реакции испытателя и дистанцию торможения автомобиля в метрах. В нынешней сессии на мокром/сухом асфальте разница в результатах незначительна — до двух метров на сухом асфальте и до трёх на мокром.
Результаты торможения на сухом и мокром асфальте
А всё дело в том, что в этот раз мы собрали пятёрку моделей именитых брендов. И здесь чуда не произошло — все комплекты показали достойные и очень близкие результаты. Зачастую на нашей практике разбег результатов достигал шести (!) метров.
Управляемость
Тесты проводятся на мокром кольце. Профиль трассы спроектирован таким образом, чтобы дать возможность пилоту заставить работать шины на грани сцепных свойств. Вода на асфальт подаётся автоматизированной системой полива в необходимой стабильной дозировке. Результаты складываются исходя из времени круга каждого комплекта. На каждом проводится до десяти кругов, за исходный результат берётся среднее значение стабильных заездов.
Bridgestone позволяет агрессивно входить в поворот и не терять сцепления с мокрым покрытием. Отличный разгон, но реакции не всегда однозначны, то есть на пределе шина бывает непредсказуемой и может преподнести сюрприз.
Continental. Первые круги не вписываемся в быстрые повороты после Bridgestone. Типичная ошибка после комплекта, который был быстрее в данном секторе. Сбавляем скорость — у Continental другой темп. Данный комплект требует плавной работы рулём, только так можно ехать быстро. Спокойный, безопасный стиль езды. Автомобиль, обутый в немецкий комплект, не «выплывает» наружу на дуге и не демонстрирует избыточную поворачиваемость в предельных режимах.
MICHELIN подчёркивает в «мерседесе» его заднеприводный характер — интенсивный разгон на прямой, отличный держак на мокром покрытии. Если и проигрывает «Бриджстоуну», то лишь десятую секунды. Поведение при торможении не так понравилось — автомобиль немного сдвигается с траектории.
Nokian удобно управлять. Понятное поведение в поворотах и на выходе из них. Нравится динамика торможения перед виражами. Осаживается машина быстро и прогнозируемо, но чувствуется нехватка сцепления при интенсивном разгоне на мокром покрытии.
Toyo. Не понравилась неоднозначность поведения при боковых нагрузках. Ощущение, будто комплект имеет более жёсткий состав протектора, но на деле у «японца» один из самых мягких компаундов. Тем не менее время на этих шинах самое лучшее. Один из тех случаев, когда шина едет быстрее, чем ощущаешь, что также нередко происходит во время тестов.
Результаты прохождения трассы мокрой управляемости
Хотелось бы отметить, что скорость круга и удобство управления на том или ином комплекте не одно и то же. В данной дисциплине мы выводим результат, исходя из времени прохождения круга.
Экономичность
Методика измерения экономичности заключается в прохождении десятикилометровой дистанции с постоянной скоростью 80 км/ч на автомобиле с активированной системой круиз-контроля. Испытатель за рулём Audi Q5 2.0 TDI на каждом комплекте покрышек проводит два заезда по 20 км. Второй замер проходит в лаборатории на установке разгонного барабана, где каждая модель покрышки проходит трёхчасовой «заезд» по тестовому методу ISO 28580.
Коэффициент сопротивления качению демонстрирует потребление энергии во время деформации покрышки, которая возникает во время сцепления шины с дорогой. Чем ниже данный показатель, тем экономичнее покрышка. Лёгкое вращение колеса обеспечивает пониженный расход топлива и выброс CO2. Только 20–30 % энергии используется при передвижении самого автомобиля. Остальная затрачивается на разгон и торможение, а также преодоление сопротивления качению и воздушному потоку.
Акустический комфорт
Оценивать плавность хода и акустический комфорт современных 18-дюймовых шин на кроссовере Mercedes-Benz — дело неблагодарное. Все шины от именитых производителей заточены на движение по асфальту, их нельзя назвать излишне жёсткими или слишком шумными. Разница между ними лишь в нюансах, тем не менее отличия есть. Мягче всего GLC-Class проходит неровности, будучи обутым в шины Bridgestone, жёстче всего Continental. Но вот самыми тихими оказались покрышки MICHELIN и Nokian. Однако при обычной эксплуатации вы не заметите разницу, на полигоне приходилось делать по несколько кругов, чтобы почувствовать различия между комплектами.
Подведение итогов
Самое опасное покрытие летом — это мокрая дорога, поэтому для летних шин архиважны характеристики торможения именно на мокром покрытии. Максимальным количеством баллов мы оценивали результаты торможения на мокром (300 максимальных баллов) и сухом (250) асфальте. Далее идёт управляемость на мокром покрытии (250). Экономичность мы оцениваем максимум в 100 баллов. Столько же отдаём комфорту и акустическим характеристикам шин, представленных в нашем тесте. Максимальный результат по всем дисциплинам составляет 1 000 баллов.
Итоговые результаты
Победитель и выбор редакции
Сразу отметим, что все пять комплектов показали неплохие результаты. Разлёт по баллам в тестовых дисциплинах небольшой. Это в очередной раз доказывает уровень хорошо зарекомендовавших себя во всём мире шинных брендов. Никто из компетиторов не показал критически низкий результат. Поэтому мы смело можем рекомендовать любой из комплектов. Останется решить только вопрос стоимости. К примеру, разница между самым дорогим комплектом MICHELIN и самым доступным Toyo достигает почти 50 000 тенге при покупке четырёх баллонов. Здесь есть над чем подумать.
А как выбрать шины других брендов?
И ещё раз: самое главное для дорожных шин летом — это поведение на мокрой дороге. Соответственно, выбирать стоит из тех покрышек, которые в независимых тестах показывают наилучшие результаты. Другим ориентиром при выборе может стать класс сцепления, заявленный производителем. Данная информация доступна на маркировке европейских шин. Как показали наши тесты, этим данным можно верить: самые цепкие на мокром покрытии Nokian и MICHELIN имеют наивысший класс А.
Показатель, который косвенно может указать на поведение на сухом асфальте, — это мягкость протектора. Чем шина мягче, тем лучше она будет работать. Наша тестовая сессия это только подтвердила — самые жёсткие покрышки Continental проигрывали. При этом и уровень экономичности у этих шин не лучший.
Также при выборе шин мы бы советовали обратить внимание на дату производства покрышки. Чем «моложе» комплект, тем лучше. Компаунд более свежий, и минимизируются возможные риски потери шиной своих характеристик при ненадлежащих и длительных условиях хранения. Возможно, для многих одним из факторов при выборе станет высота протектора, и тут Toyo лидирует, демонстрируя более пяти миллиметров глубины протектора.
Не стоит забывать и о весе машины. Все участники теста носят маркировку Extra Load (XL), ведь автомобили с такими колёсами отнюдь не пушинки. Возможно, и вам подойдёт шина с маркировкой XL, то есть рассчитанная на увеличенную нагрузку. Не лишним будет изучить и другие особенности покрышки, обозначенные на боковине.
Кое-что интересное
Начиная с ноября 2012 года Европа вводит так называемый шинный лейбл, основанный на трёх критериях: экономичности, безопасности на мокром покрытии и акустическом давлении. Все участники нашего теста доступны на рынке Европы, поэтому данные от производителей можно сравнить с результатами наших тестов, что, возможно, наведёт вас на интересные выводы.
Комментариев: 0