Жемчужины Тянь-Шаня расположены близко друг от друга. Но если Кольсайские озёра в одном ущелье, то Каинды — через одно от них. А подъехать к обеим точкам отдыха можно только от села Саты, расположенного в Райымбекском районе Алматинской области.
Кольсайские озёра
Озёра Кольсай (Куль-Сей) — это три озера, лежащих в горной цепи Кунгей Алатау (к востоку от Алматы). Нижнее озеро — Саты — расположено на высоте 1818 м над уровнем моря. Его наибольшая глубина — 80 м. Озеро имеет вытянутую форму с юга на север. Длина водоёма — один километр, максимальная ширина — 500 м, по левому берегу (орографически) озера проходит тропа.
В пяти километрах выше находится второе озеро — Мынжылкы (высота над уровнем моря 2252 м). Наибольшая глубина озера около 50 м, длина более одного километра и ширина до 900 м. В четырёх километрах выше второго расположено третье озеро — Сарыбулак (высота над уровнем моря 2900). Верхний водоём овальный с берегами, поросшими можжевельником. Озёра проточные, соединены между собой рекой Кольсай.
Места для отдыха предусмотрены на нижнем озере. Здесь есть гостиница, созданы условия для отдыха и рыбалки. На двух средних озёрах возможен только палаточный отдых, если вы собрались с ночёвкой конечно же.
От нижнего озера до среднего ведёт тропа длиной 7.8 км. Сначала она проходит по левому берегу, мимо озера Саты. Потом спускается на дно ущелья. Начинается постепенный подъём по ущелью. Но основной и самый трудный участок будет за два километра до среднего озера — тропа круто уходит вверх по склону горы. От Мынжылкы до Сарыбулака идти ещё почти пять километров. Но тропа не столь крутая, как до среднего озера.
Озеро Каинды
Озеро Каинды образовало знаменитое Кеминское землетрясение в январе 1911 года, эпицентр которого располагался в 100 километрах от места. Но несмотря на столь значительное расстояние, подземные толчки разрушили одну из гор в ущелье Каинды. Обвалившаяся порода перекрыла ущелье, образовав естественную плотину. Так появилось озеро, поглотившее не только дно долины, но и растущие тянь-шаньские ели. Именно эти торчащие из воды останки могучих деревьев сегодня привлекают к себе тысячи туристов.
Озеро Каинды по сравнению с соседними Кольсайскими небольшое. Его длина около 400 метров, ширина чуть больше 150 м. Глубина — 25 метров.
На берегу озера нет благоустроенных мест для ночлега. Переночевать можно или в палатке, которую привезёте с собой, или в юртах, установленных на одной из двух парковок. Проезд для автомобилей закрыт. Парковаться ныне разрешено только на нижней стоянке, перед последним серпантином.
Растительный и животный мир
Северный склон хребта Кунгей Алатау имеет очень большое биоразнообразие. Все четыре озера, что цепочка Кольсайских, что Каинды, окружены скалами, елями и альпийскими лугами. Встречаются несколько растений, занесённых в Красную книгу: ковыль кюнгейский, адонис золотой, арча казачья, ель Шренка (другое название — тянь-шаньская ель), эдельвейс и другие.
Вода в озёрах холодная и чистая. Во всех четырёх водится радужная форель — рыба, обитающая только в чистой проточной воде, два вида земноводных, 197 видов птиц и 29 видов млекопитающих, среди которых маралы, горные козлы, волки, рыси, медведи и барсы. В горах насчитывается более 200 видов животных.
Когда лучше ехать?
Июль, август и сентябрь — лучшие месяцы, чтобы посетить эти места, но необходимо внимательно следить за погодой — в горах она переменчива. Впрочем, на озеро можно ездить круглый год. Может показаться странным, но даже в январе на Кольсае немало отдыхающих.
На чём лучше ехать?
В принципе, до нижнего озера Кольсай доберётся практически любой легковой автомобиль. Дорога полностью асфальтированная, ровная, чего нельзя сказать о подъезде к Каинды. Добраться до места можно в том числе и на городской малолитражке, но ехать придётся аккуратно — ямы, кочки и камни повсеместно. Даже брод на пути встретится.
Дорога
Озеро Кольсай находится в 275 км на восток от Алматы, в ГНПП «Кольсайские озёра». Первая треть пути проходит по ставшей уже привычной бетонке сообщением Алматы — Хоргос. После села Шелек стоит повернуть направо, к селу Байсеит. Далее дорога ровная, асфальт постелили летом 2019 года и разбить ещё не успели, и так до начала ущелья Кокпек. Дальше — старый асфальт, где-то ровный, где-то с волнами и ямами. В общем, привычно. От поворота с трассы непосредственно к селу Жаланаш и далее к озёрам асфальт относительно новый.
Цены
В этом году посещение каждого ущелья стоит 750 тенге с человека, столько же — за место для палатки и ещё 200 тенге — за проезд автомобиля. Посетив одно из ущелий, не выбрасывайте чек — по нему дадут скидку 350 тенге за человека при посещении второго ущелья.
Легенда маршрута
0 км — начало Первомайки.
3 км — знак «Автомагистраль». Разрешённая скорость — 140 км/ч.
4.2 км — АЗС. Это последняя нормальная заправка на всём пути.
10.2 км — поворот на трассу Алматы — Хоргос.
11.4 км — пункт оплаты проезда.
109.1 км — слияние бетонки со старой Кульджинкой.
114.9 км — начало села Шелек. Дорога объездная, поэтому скоростной режим по ПДД — 110 км/ч.
122.8 км — транспортная развязка. Перед ней уходим направо, в сторону Нарынкола.
126.5 км — начало п. Байсеит.
127.6 км — небольшой базар.
128.5 км — конец п. Байсеит.
137.5 км — начало п. Нура.
139.6 км — конец п. Нура. Есть эстакада.
150.2 км — начало ущелья Кокпек.
162.7 км — п. Кокпек.
163.4 км — конец п. Кокпек.
170.1 км — развилка (нам — прямо, налево — на Чунджу).
198 км — перекрёсток. На нём поворачиваем направо (если после поворота вы миновали автобусную остановку, значит, всё правильно). Далее всё время двигаться по главной дороге почти до села Жаланаш.
239.2 км — малозаметная развилка. Берём правее, таким образом сокращаем порядка шести километров, объезжая Жаланаш. Покрытие убитое, но терпимое, в том числе и для легковых машин.
242.2 км — выезжаем на хороший асфальт. Дорога петляет по ущелью, поднимается вверх-вниз. Есть пара небольших перевалов с затяжными подъёмами и спусками. Перепад высот от 1500 до 1900 м над уровнем моря.
263.4 км — начало Саты. В этом селе расположена львиная доля всех гостевых домиков, в которых отдыхают туристы. И уже отсюда совершаются поездки на Кольсай и Каинды. Стоимость ночлега начинается от 9 тысяч тенге. В цену входит как проживание, так и трёхразовое питание.
Если не решаетесь поехать на Каинды на своей машине, можете нанять водителя с УАЗом в селе. Цена поездки от 2 тысяч тенге с человека, но не менее 8 тысяч тенге за машину.
266 км — конец села Саты. Уходим по главной налево вверх.
271 км — экопост.
279.5 км — нижнее озеро Кольсай. Конечная точка маршрута.
Чтобы попасть на озеро Каинды, придётся от села Саты вернуться немного назад — в 400 м от знака «Конец населённого пункта», возле кладбища, надо свернуть направо, на грунтовую дорогу и далее двигаться по ней 9 км до организованной стоянки. От неё до озера можно пройти порядка полутора километров пешком или же за 3–5 тысяч тенге нанять лошадь.
скоро поеду туда
Посещал не раз эти озера, потрясающий вид! на обратном пути можно заглянуть на Чарынские каньоны. Иностранцы в восторге от открывающихся видов. Места очень колоритные! Не пожалеете, ели надумаете поеать.
да места пока ещё красивые, но с каждым годом всё больше и больше мусора, как бы всё это прекратить, может по больше рекламы и агитационных плакатов можно даже от руки без всяких там тендеров. А вообще всё это мне кажется от нашего безразличия и неимоверного чувства всёдозволенности, где нужно сделать замечание если кто то мусорит если вы это видите, ну и прививать воспитание детям с малых лет
На Каинды все тропы в лошадином дерьме. И духан соответственный…
был на выходных на мурано, на каинды дорога — жесть, проколол колесо, дорога превращается в горную реку, на запаске не решился туда ехать, встречные машины сказали что дальше дорога хуже, ехать туда даже на полноприводном кроссовере как то очково, про легковые я молчу, желательно рамный внедорожник. На парковку кольсайских озер асфальт в отличном состоянии, перед стоянкой около 5-6 км затяжной подъем, многие на стареньких машинах кипят..
Хорошо написал. Спасибо.
автор статьи ездил на кайынды на лада калине, поэтому так написал
Я ездил в прошлом году туда на рав 4, проехал без проблем, но там нужна геометрическая проходимость т.к. много ям и тд. Легковая машина будет там во многих местах цеплять и ей будет очень тяжело
Всем привет! Я конечно не в тему пишу и заранее извиняюсь. Столкнулся с проблемой пока не знаю у кого спросить совета
ПОМОГИТЕ решить:
До карантина начали беспокоить судебные исполнители, по поводу штрафа, который был 11 ноября 2015 года. Врать не буду! Честно скажу одно что я не помню был ли он оплачен. И спрашивать за 2015 год это просто капец. А если пробивать по базам задолжников или штрафов то ТАКОГО штрафа который спрашивают они НИ ГДЕ НЕТ.
И вот после карантина снова объявились с этой проблемой штрафа судебники.
Машину не продавал по сей день катаюсь.
Ребята что делать подскажите ?
Не имеют права, если штраф не взыскан в течении года, то он аннулируется 100%. Даже больше, если Вас не оповестили как должны были, под роспись, адм. дело закрывается через два месяца и в суд уходить не должно. Так что судебнику можете сказать что если Вы не шевелились в течении года, то гуляйте лесом.
Подскажите, пожалуйста, а воду питьевую на маршруте и ночёвке на втором озере где можно брать? Родники по дороге есть? Или нужны фильтры? Или с собой тащить? Заранее спасибо