Но для начала о том, что такое МКС. Международная космическая станция (МКС) — пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 23 страны: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Россия, США, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония.
Первый элемент МКС Россия запустила 20 ноября 1998 года. А через два года, 2 ноября 2000 года, на станцию доставили экипаж первой основной экспедиции в составе командира станции Уильяма Шеперда, командира корабля доставки Юрия Гидзенко и бортинженера Сергея Крикалёва. С тех пор на станции сменилось несколько экипажей. А 16 сентября этого года в 149 км юго-восточнее города Жезказган приземлился очередной экипаж, состоящий из россиян Александра Самокутяева, Андрея Борисенко и американского астронавта Рональда Гарана.
Путь от Алматы до Караганды не представлял ничего интересного: сел в самолёт, провёл в нём чуть больше часа — и вот я выхожу из здания карагандинского аэропорта. Недлинная дорога от аэропорта до города, поиск нужной гостиницы, размещение. Вот и все воспоминания о пути. Интересное началось на следующий день. Во дворе гостиницы стояло пять автомобилей Subaru Forester со скромными наклейками «Космическая экспедиция», на которых я совместно с российскими коллегами отправлюсь в предполагаемый квадрат посадки спускаемой капсулы.
Примерно в 11 часов меня посадили в турбированный Subaru Forester в комплектации S-Edition и повезли на запад. Впереди ожидает полтысячи километров, половина из которых приходится на разбитый асфальт республиканской дороги А-17, соединяющей города Павлодар и Кызылорда, а половина — бескрайние просторы наших степей. Просто степь, где придётся ехать как по укатанным грунтовкам, так и просто по азимуту.
Ездить встречать космонавтов можно не только на тяжёлых трёхосных вездеходах, но и на Subaru Forester тоже.
Асфальтированная часть пути была пройдена быстро и без напряга. Forester спокойно отсчитывал километры, потребляя при этом в среднем 12 л бензина АИ-96 на каждые 100 км пути.
Subaru Forester 2011 модельного года существенно изменился по сравнению с предыдущими версиями. Основные модернизации коснулись ключевых элементов конструкции — двигателя и подвески. Слегка затронуты экстерьер и интерьер.
Доставшийся мне экземпляр (напомню, что это версия S-Edition) под капотом имеет оппозитный двигатель объёмом 2.5 л с турбонаддувом. Мощность агрегата — 263 л.с., трансмиссия полноприводная, автомат пятиступенчатый с возможностью ручного переключения передач. Замечу, что все автомобили экспедиции были полностью серийными без каких-либо доработок и усилений.
Кожаные передние сиденья обеспечивают отличную фиксацию тела. Боковая поддержка как у хороших спортивных автомобилей. О том, что «форик» действительно близок к спортивным машинам, говорят не только сиденья. Динамика, которую обеспечивает турбированный мотор, удовлетворит многих поклонников быстрых машин. Чтобы выйти на обгон, необязательно давить педаль газа до пола в надежде, что кикдаун вовремя переключится вниз. На S-Edition достаточно придавить педальку, чтобы Forester очень быстро ускорился. Дисковые тормоза на всех колёсах обеспечивают отличное торможение. В общем, к динамическим характеристикам нареканий нет. А вот к подвеске они возникли.
Ходовая часть неплохо сделана. Плавность хода великолепна. Даже низкопрофильная резина не портит этот показатель. Однако плата за плавность хода — сильные крены в поворотах. Порой даже пугающие. И устойчивость в поворотах неидеальная. Несколько раз приходилось буквально вылавливать машину после резких манёвров.
Асфальт кончился. Впереди степь. Закрываем окна, включаем режим рециркуляции воздуха в салоне и кондиционер. Первое — препятствовать попаданию пыли в салон, второе — ну, понятно, хоть и осень, но на улице почти +30, так что не хотелось бы почувствовать себя курицей-гриль.
Но эти меры не помогли: вездесущая пыль умудрялась находить тайные тропы, по которым упорно попадала внутрь, покрывая собой все панели салона, попутно забивая и наши дыхательные каналы. И ведь окна не откроешь, чтобы проветрить салон!
К вечеру доехали до места ночёвки. Быстренько разбили палаточный лагерь посреди голой и ровной, как стол, степи, поужинали и баиньки. Завтра большой день.
Утром подъём был как по тревоге. Разве что не хватало сержанта с горящей спичкой в руках и криками: «Рота! 45 секунд на подъём!» Буквально выпрыгнул из палатки в машину, и вперёд — на встречу с людьми из космоса.
Полвека назад Юрий Гагарин первым покинул нашу планету и поднялся в космос. Сейчас космические полёты стали едва ли не обыденностью. Но память о 12 апреля 1961 года осталась навсегда. И в честь той даты текущий, 2011, год объявлен годом
В очень быстром темпе мы доехали до планируемой точки посадки спускаемого аппарата — Forester в этом смысле не подкачал. Начался отсчёт времени, и я фиксировал всё, что успел увидеть.
9:23. Небо чистое. Степь голая. Никакого движения.
9:25. Появились связисты, установили глушилку всех радиосигналов.
9:27. Откуда ни возьмись на горизонте появились спасательные трёхмостовые вездеходы ЗиЛ-5901.
9:30. В небе барражирует самолёт, задача которого — запеленговать СА (спускаемый аппарат) при входе в атмосферу.
С этого момента в степи тишина. Все ждут появления спускаемого аппарата.
9:47. Пеленгатор поймал первый сигнал от СА.
9:48. В небе появился купол парашюта, на котором спускается СА.
9:49. До нас донёсся сильный звук, подобный грому, — с таким звуком раскрывается тормозной парашют спускаемого аппарата.
9:50. На место события начали слетаться вертолёты. Всего их было более десятка.
9:55. Становится понятно, что до места приземления надо ещё прокатиться. Мы не доехали примерно километр. Очень быстро рассаживаемся по машинам и несёмся к точке приземления.
9:58. Спускаемый аппарат приземлился.
С этого момента началась операция по вызволению экипажа из СА. Территорию оцепили,
все суетятся, мы стоим, наблюдаем, снимаем.
10:07. Отстреливается защита СА. С этого момента можно подходить к аппарату для эвакуации космонавтов.
10:08. Рядом с СА совершил посадку последний Ми-8, который до этого момента кружил вокруг места действия.
10:09. Открыт люк СА.
10:16. Первый космонавт — Александр Самокутяев — вызволен из аппарата. Началась работа медиков.
Дальше всё шло по строго расписанному сценарию. Через несколько минут спускаемый аппарат покинул американский астронавт, а следом за ним и третий космонавт. А мы стояли и ждали завершения этого необычного для нас шоу. И ждали примерно до половины третьего дня.
Работа
После того как увезли представителей космоса, а также и спускаемый аппарат, разлетелись все действующие лица, степь осталась в первозданном состоянии. И ничто не напоминало о том, что здесь происходило в течение последних нескольких часов.
Пора домой. Снова сажусь в «лесника». Впереди опять более 200 км степных направлений и столько же разбитого асфальта республиканской дороги. Степь погружалась во тьму. Острый луч ксеноновых фар разрезал темноту, выхватывая из неё куски полупустыни. Уже в спокойном темпе, без спешки, более достойной прохождения очередного спецучастка иного ралли, наши «форики» пересекали то ли степь, то ли полупустыню. При езде по укатанным степным дорогам на небольшой скорости, т.е. примерно
Да, Subaru Forester повзрослел. Подвеску бы ему чуть пожёстче да шумоизоляцию нормальную — и стал бы он чуть ли не идеальным автомобилем. В космос, конечно, на нём не слетать, но съездить в неизвестность для встречи космонавтов оказалось очень просто.
Комментариев: 0