C 2015 года дрифт в Казахстане начал бурную стадию развития. Сначала в страну ненадолго заглянула российская серия D.Visions, а потом появилась полностью своя — Gorilla Drift Energy.
Всего за несколько лет казахстанский чемпионат прошёл путь, на который другие серии потратили намного больше времени. Это касается как уровня организации, так и навыков пилотов. Тем не менее многих мучил вопрос: насколько же мы всё-таки далеко от топовых дрифтеров России?
Чтобы узнать это и проверить собственные силы, на шестой этап Гран-при Российской Дрифт Серии (RDS GP) отправились сразу три местных пилота: чемпион Антон Авдеев, опытнейший вице-чемпион Антон Гума Шарымов и Артём Чекменёв. Рассказываем, что из этого получилось.
Часть первая. Дорога
Проще всего было бы загрузить автомобили на автовоз, а самим сесть на самолёт, но команда решила ехать своим ходом. В зависимости от выбранного маршрута дорога из Алматы в Красноярск может растянуться от 2.8 до 3.4 тысячи километров. Выбрали самый короткий: Алматы — Караганда — Павлодар — Новосибирск — Красноярск.
Старт был запланирован на раннее утро 18 августа, но как это часто бывает, вовремя конвой не выдвинулся. С точки сбора три внедорожника с погруженными на прицепы болидами и одной машиной сопровождения стартовали на несколько часов позже.
Выезд из Алматы проблем не доставил, но уже неподалёку от Куртов начал капризничать Land Cruiser Prado Артёма Чекменёва. Машина жаловалась на перегрев АКПП. Быстро прикинув, что подномерник закрывает весь поток воздуха к радиатору охлаждения КПП, мы перебросили номер повыше и двинули дальше. Но проблемы с температурой продолжали преследовать «тойоту» вплоть до Балхаша, где неожиданно для всех решились сами собой. Почти до самого Красноярска лампочка AT Temp больше на загоралась.
На радостях, что вынужденных остановок для охлаждения больше не будет, конвой на всех парах двинулся к Павлодару через Караганду. Не успели мы выехать из шахтёрской столицы, как на прицепе Prado лопнуло сразу два колеса на правой стороне. Первую покрышку разорвало в клочья. Вместе с ней пострадал диск, а вот вторая лишь слегка спускала. Осмотр после остановки выявил ещё одно несчастье — оторвало крепление фаркопа. Его буквально с мясом вырвало из рамы.
Артём Чекменёв решил в ночь двинуть обратно в Караганду и купить на авторынке новый фаркоп, а также пару дополнительных запасок для прицепа. Остальные поступили в лучших традициях Top Gear и бросили подбитый экипаж с одной машиной сопровождения. В сторону Павлодара прадик выдвинулся примерно через восемь часов. Задержка могла быть и куда больше, если бы нам не помог карагандинский дрифтер Гарун Шамхалов, моментально разруливавший все возникавшие вопросы.
Дальнейший путь прошёл почти без приключений. Единственное исключение — казахстанско-российская граница. Прибыли мы туда ночью, но пройти её удалось только ранним утром. Большую часть времени машины простояли перед шлагбаумом с казахстанской стороны. Виной тому огромный караван фур, которые катили в Российскую Федерацию, и нерасторопность погранцов.
Дорожные работы: РК vs РФ
Больше всего во время пути по Российской Федерации лично меня удивляло отношение к дорожным работам. Если в Казахстане можно десятки километров плестись по грунтовому объезду или поймать ночью бетонный блок посреди дороги, то в РФ всё совсем иначе.
Объезды — это серпантинчики с хорошим асфальтом. Места проведения ремонта настолько хорошо освещены, что едешь будто по центру города, а если из-за работ дорога сужается, то на трассу выставляются реверсивные светофоры или регулировщики. Сказка!
Часть вторая. Тренировки
Отдыхать после дороги времени не было, так как в Красноярск мы прибыли с солидным опозданием. Поэтому ранним утром во вторник и пилоты и механики уже были на знаменитом «Красном кольце».
Машины разгружены, баки заправлены, ходовка протянута — самое время ехать тренироваться. Первые несколько кругов по трассе можно назвать пристрелочными. В отличие от площадок, на которых привыкли ездить казахстанские дрифтеры, трек совсем другой зверь. И цена ошибки при вылете тоже другая. Это на себе почувствовали все трое участников.
Антон Шарымов/Subaru Forester
Антон Шарымов столкнулся с первыми проблемами спустя всего несколько минут после выезда на трек. Его Subaru Forester вспыхнул прямо на пит-лейне. По неизвестной причине лопнул шланг подачи топлива под капотом. Благодаря молниеносной реакции маршалов машину потушили моментально, но день явно был испорчен.
Быстрая мойка и дефектовка выявили сразу несколько магистралей, которые нуждались в замене, а также расплавленную проводку. Ремонтировать всё это механики могли и на площадке — им не впервой, — но на помощь пришли ребята из «Форвард Авто». Они обеспечили необходимыми деталями и даже пригласили в свой сервис.
Что ещё за «Форвард Авто»?
Если загуглить «Форвард Авто», то вы наверняка попадёте на крутой магазин деталей для тюнинга. Однако на деле компания представляет из себя куда больше. Они занимаются постройкой и обслуживанием болидов для дрифта в России. Яркие примеры — Nissan Silvia S15 и S14 Георгия Чивчяна и его брата Владимира, S14, на которой ездил Бакчис, и красный Nissan 200SX Андрея Петрова.
С появлением нового филиала в Красноярске у парней из «Форварда» появилась ещё и своя собственная трасса. Один её участок является достаточно точной копией легендарной «Эбису Минами».
Сборка форика продолжалась всю ночь, а с дополнительными гремлинами под капотом механики боролись уже на следующий день на площадке. Машина поехала, а Шарымов неплохо прикатался к трассе. Но ближе к вечеру опять неудача — Антон немного переусердствовал и вылетел с трека. Результатом визита в «огород» стали сломанные диск и рычаг.
Третий тренировочный день для Шарымова прошёл практически без проблем. Единственной сложностью стало прохождение технической инспекции для допуска к соревнованиям. Основных замечаний у комиссаров было два: ремни безопасности, которые закреплены не совсем корректно, и концевик выхлопной системы. Последний следовало направить вниз. И с тем и с другим замечанием справились достаточно быстро. Опять же спасибо ребятам из «Форварда».
Артём Чекменёв/BMW E30
К капризам своей BMW E30 Артём Чекменёв уже привык, но обычно неполадки касались либо коробки передач, либо сцепления. За несколько недель до выезда механики перетряхнули почти всю машину. Последние тесты показали, что «тридцатка» едет и дымит очень достойно. Однако на «Красном кольце» машина неожиданно отказалась крутить мотор.
Проблему отследили до дополнительного топливного насоса. Замена на запасной помогла лишь отчасти: 2.5-литровый турбомотор работал как часы вплоть до того момента, как насос нагревался, а потом — всё…
Как в итоге оказалось, дело было в содержимом бака. BMW Чекменёва настроена на езду не на обычном АИ-98, а на бензино-спиртовой смеси. Этот коктейль даёт солидную прибавку в мощности, но требует большего внимания и специального топливного насоса. Обычный от такого топлива проржавел, и весь мусор оказался в баке и фильтре.
Более-менее нормально потренироваться Чекменёву удалось только в день официальных тренировок, но и тут он нашёл, как усложнить себе жизнь. Пилот то и дело вылетал с трассы. Если бы Артём ездил по площадке, то проблем бы не было — машина просто выезжает за пару белых линий. На треке последствия более плачевны — от разутых колёс и подпорченных дисков до оторванного в итоге подрамника.
После быстрого ремонта вопросы к автомобилю возникли и у техкома. Главный — отсутствие фар. Вместо них Артём поставил зеркала, а обязательный по регламенту свет перенёс чуть ниже. Комиссара такой расклад не устроил. Найти быстро фары на BMW E30 в Красноярске — задача нереальная. К счастью, этот город является столицей зимнего дрифта на «жигулях», а оптика от «шестёрки» практически идеально встаёт на «тридцатку». Фары нам одолжил один из механиков «Красного кольца», за что ему большое спасибо.
На этом проблемы не закончились. К концу последнего тренировочного дня на BMW вдруг сломалась кулиса. Она отказывалась переключать передачи на ходу, а со старта можно было воткнуть либо вторую, либо заднюю. И это при том, что редукция обязывала гонщика постоянно переходить с второй на третью ступень и обратно. Именно в таком виде Чекменёву предстояло ехать квалу.
Антон Авдеев/Toyota Sprinter Trueno
Антона Авдеева проблемы надёжности машины практически всегда обходили стороной. Трёхлитровый 2JZ-GTE со стандартной поршневой группой тарабанил под капотом «Спринтера» уже не первый гоночный сезон и практически постоянно привозил пилота к победам как на родных турбинах, так и на более крупном аналоге 30-го Garret. На этот раз вышло иначе.
В первый же день «шестёрка» вдруг затроила. Подключившийся к «мозгам» машины настройщик выдал диагноз — умерла форсунка. Её нашли на следующее утро. Местный субарист снял 550-кубовую форсунку со своей машины и дал, как говорится, погонять, но долго Антон не проездил.
Сначала на «Труэно» отказала надёжная 154-я коробка, а затем приехал и мотор. Причина этих двух поломок предположительно одна — открутился маховик. Как и почему это произошло, вопрос до сих пор открытый. Но факты таковы — его удары по коленвалу разбили полумесяцы, куски которых побили поршни. Также пострадал вал коробки. Итог — технический сход.
Тем временем на трассе…
Тренировочные дни для пилотов из Казахстане прошли в борьбе с неожиданными техническими проблемами. Машины российских и зарубежных гонщиков тоже работали далеко не идеально: Бакчису, к примеру, даже пришлось экстренно пересаживаться с одной Nissan Silvia S14 на личный автомобиль босса RDS Дмитрия Добровольского — S14 в шикарном обвесе Rocket Boss.
Ну а те, кого неполадки с техникой обошли стороной, упорно тренировались, то и дело удивляя присутствующих дикими фуридаши и ну очень уж дымными проездами.
Часть третья. Квалификация (тансо)
В Российской Дрифт Серии, в отличие от казахстанской Gorilla Drift Energy, пилотам даётся только две квалификационные попытки, а не три. Шансов на ошибку в таком случае гораздо меньше.
Чтобы пройти в парные заезды, в квалификации нужно попасть в топ-32. Обычно на этапах RDS сделать это несложно, так как в стартовых списках менее 32 участников. В Красноярске всё было иначе. Заявились сразу 52 человека, однако на старт вышли 47. То есть Антону Шарымову и Артёму Чекменёву нужно было обойти как минимум полтора десятка пилотов, которые далеко не в первый раз на «Красном кольце».
На 100 % к квале был готов только Шарымов. Чекменёву же предстояло попробовать проехать трассу на одной передаче. Для квалификации наши гонщики выбрали самую последнюю группу. Шаг, с одной стороны, понятный — уже известны результаты большинства гонщиков, а с другой — рискованный. Именно на это время передавали дождь. К счастью, сильных осадков не было.
Артём Чекменёв свой первый заезд провалил — разворот после первой перекладки. А вот Шарымов показал отличный проезд на 73 балла, хотя и жаловался потом, что вторую часть трассы ехал вслепую: Subaru Forester заполнило дымом. Гума попал в тридцатку. Улучшиться во второй попытке у Антона не получилось. Итог — 28-е место и сильный соперник в лице Андрея Астапова в топ-32. Чекменёв квалификацию не прошёл.
Лучшим в одиночных заездах оказался сибиряк Евгений Лосев на 1000-сильном Toyota Mark II. Судьи поставили ему 93 балла. Иркутский пилот не так известен, как Георгий Чивчян и Аркадий Цареградцев, но его по праву можно ставить чуть ли не в один ряд с ними.
Часть четвёртая. Парные заезды
Самая ожидаемая часть любых соревнований по дрифту — это парные заезды, или цуйсо. Тут, гонщики показывают всё своё мастерство. Но перед тем как запускать двигатели и выдвигаться на старт пилотам предстоит ещё несколько немаловажных процедур, а именно брифинг и традиционный парад участников.
Попасть в топ-32 на этапе RDS GP уже хорошее достижение для казахстанской делегации. Но это только разогрело аппетит Антона Шарымова. Соперником алматинца в парных стал Андрей Астапов на Lexus IS с 540-сильным 2JZ под капотом.
В первом заезде Гуме предстояло ехать вторым. Пилоту удалось не отстать на разгоне и достаточно близко поставиться. Но нужно быть ещё ближе и буквально пилить колесом дверь соперника, ведь во втором заезде он будет делать именно так. Эта мысль, вероятнее всего, и подвела Антона. Подбираясь к Астапову, он забыл, что сразу после первой перекладки нужно тормозить, и едва не воткнулся в бок «лексуса». «Форестер» почти остановился, и шансов на победу у Гумы не осталось, даже несмотря на чистый проезд первым номером. На этом шестой этап RDS GP в Красноярске для казахстанского десанта закончился.
До заветного топ-4 на этапе добрались двое россиян, а именно Георгий Чивчян и Иван Никулин, а также пара приглашённых пилотов: Ауримас Одди Бакчис из американской Формулы Дрифт и легендарный Дайго Сайто из Японии.
В этих заездах был самый сок этапа. Проезды Никулина и Чивчяна за право выхода в финал были настолько близки, что казалось, будто Гоча чуть ли не всю дорогу тёр колёсами дверь Silvia S13 Никулина. Судьи отдали победу знаменитому красноярцу на жёлтой S15. У Бакчиса и Сайто дуэль получилась менее эпичной. Повидавший многое за этот уик-энд Mark II японца решил сдаться. В финал попал представитель Formula Drift, а Сайто объявил технический сход.
Ожидаемого многими красноярского финала в этот раз не вышло. Евгений Лосев и Аркадий Цареградцев выбыли ещё на стадии топ-32. Обоих подвела техника. Поэтому за золото боролись Георгий Чивчян и Ауримас Бакчис. Победителем вышел первый. Гоча идеально провёл заезд вторым номером, а лидером поставился в такой дикий угол, что ошарашил Одди, который едва не вылетел с трассы. Этим манёвром Гоча обеспечил себе не только высшую ступень пьедестала, но и чемпионство в нынешнем сезоне RDS GP.
Часть пятая. RDS, который не увидишь в прямом эфире
Вот уже несколько лет все этапы основного отделения RDS показывают в прямом эфире на официальном канале серии на YouTube. Трансляция стартует вместе с началом квалификации и завершается сразу же после награждения. Многое, естественно, остаётся за кадром, начиная от брифингов и заканчивая жизнью сервисного парка.
Эпилог. Шаг в стену и дорога домой
Через день после шестого этапа состоялось крайне необычное мероприятие в одном из красноярских филиалов «Форвард Авто». Это мацури под названием «шаг в стену». Суть простая. Чуть больше десятка пилотов RDS, включая Антона Шарымова, пригласили покататься по лютой трассе вокруг «Форварда». Фуридаши на ней предстояло исполнять с прыжка. Точь-в-точь как на «Эбису Минами».
Столь сложная постановка в истории российского дрифта применяется впервые. Поэтому проезды по трассе были достаточно аккуратными. Позже смелости у дрифтеров прибавилось, но появились и ошибки, а их красноярская минами не прощает. Если не считать Дайго Сайто, который так бодро прыгнул, что на приземлении сломал подвеску чужого JZX90, то первым гостем в стене стал Фёдор Воробьёв на 600-сильной «пятёрке» «жигули». Компанию ему позже составил Армен Арутюнян и несколько менее известных пилотов.
Шарымову удалось избежать поцелуев с бетоном, но «Форестеру» отчаянно не хватало короткого разгона перед постановкой. И тем не менее квалифицировался Антон выше легендарного Сайто. Правда, на парные заезды не остался. Гума побоялся, что нехватка темпа его «субару» на разгоне может стоить соперникам машины. Они попросту врежутся в форик сразу после постановки. А перед финалом RDS GP такого допустить нельзя.
Дорога домой и итоги
Первыми в сторону Алматы выдвинулись Prado и Pathfinder с BMW и AE86 на прицепах. «Форестер» же оставили в Красноярске для съёмок в одном из эпизодов известного шоу «Одержимые», ведёт которое Аркадий Цареградцев.
Обратный путь прошёл без особых приключений. Разве что коробка прадика разок пожаловалась на перегрев, да один из прицепов увяз в мокром песке на обочине. Маршрут был выбран на 600 км длиннее. Границу мы переходили между Омском и Петропавловском, и не несколько часов, а менее 30 минут, плюс ехали по куда более качественным дорогам с казахстанской стороны. Времени путь занял столько же.
Что можно сказать по итогам гонки? Такого количества поломок и выбывание ещё на стадии топ-32 — это далеко не тот результат, на который рассчитывали парни из TruCrew. И тем не менее приобретён колоссальный опыт езды на стационарных трассах, а также понимание того, как нужно готовить машины, чтобы ездить наравне с россиянами, некоторые из которых могут побороться с лучшими дрифтерами мира. Будем надеяться, что и в следующем году казахстанские дрифтеры выберутся на этапы RDS. Кто знает, может быть, вместо трёх машин мы увидим целый автовоз.
Жду на канале Зарубина видео, с участием Цареградцева и форика)
И ещё бы видео бы посмотреть этого чемпионата, Гоча молодца, ещё давно его видел, когда они только начинали выступать в Японии.
Запись шестого этапа можно глянуть на официальном канале RDS на YouTube.
а что они ждали =) хахахаха
Парни красавцы. Надеюсь теперь чаще будем видеть вас в rds.