На дворе зима, весна, лето… что угодно, в общем, а вам срочно нужно ехать, и попытка запуска двигателя автомобиля заканчивается вялым завыванием стартёра. Знакомо? Нам тоже. Аккумулятор имеет свойство разряжаться. Причин может быть множество: от старения батареи, оставленных включёнными фар, аварийки и даже света в салоне, неисправного генератора до некорректно подключённых аксессуаров.
Самый быстрый способ запустить мотор, если аккумулятор разрядился, — «прикуривание». Методика максимально простая и понятная, но есть ряд нюансов, о которых следует помнить, особенно если у вас современный автомобиль.
На что обратить внимание
Перед «прикуриванием» нужно разобраться, где находится аккумулятор. Будет неловко, если два автомобиля встанут капот к капоту, а потом выяснится, что у одного из них батарея в багажнике или салоне. На её характеристики и состояние, кстати, следует обратить особое внимание.
Да, у ряда автомобилей аккумуляторная батарея находится в багажнике, однако для запуска от внешних источников, будь это пускозарядное устройство или
Не следует браться за «прикуривание», если:
- Одна из батарей повреждена (вздулась, треснула).
- Аккумуляторы сильно отличаются по ёмкости. Более объёмная севшая АКБ способна забрать значительную часть заряда у рабочего, и всё равно может не хватить для запуска.
- Большая разница в пусковом токе. Пытаться «прикурить» дизельный внедорожник с большим мотором от малолитражки — бестолковая идея: у вашей батареи
просто-напросто не хватит мощности, чтобы прокрутить стартёр. - Автомобиль-реципиент неисправен. Уточните, были ли
какие-то проблемы с пуском мотора и бортовой электроникой до нынешней ситуации.
Как подключить провода
При подключении проводов к аккумуляторам автомобиля-донора и реципиента следует внимательно отнестись к нескольким моментам.
Полярность. Ни в коем случае нельзя путать «плюс» и «минус». Это чревато коротким замыканием.
Важно: перед тем как цеплять провода к батареям, необходимо заглушить
автомобиль-донор и выключить зажигание. Также следует открыть одну из дверей на реципиенте. Появление напряжения в бортовой сети может активировать сигнализацию или центральный замок.
Порядок подключения. В первую очередь соединить между собой следует «плюсовые» клеммы, а после этого — «минус». Обратная последовательность тоже практикуется, но она считается менее безопасной. Дело в том, что «плюсовой» провод будет искрить как при подключении к клемме, так и при случайном контакте с любой металлической поверхностью. А если невзначай уронить его в подкапотное пространство, несложно вызвать короткое замыкание и потенциальное возгорание.
Подключение «минуса». Рекомендуется соединять «минусовую» клемму на батарее донора с «массой» на автомобиле, двигатель которого вы пытаетесь запустить. Такой подход снижает сопротивление на пути тока до стартёра. Правда, под капотом современных машин найти подходящий кусочек неокрашенного металла без разбора пластиковых кожухов может быть непросто. Если производитель предусмотрел специальную точку контакта, то она будет указана в руководстве пользователя.
Вот что говорится в руководстве по эксплуатации современных моделей Kia, к примеру, о контакте «минуса» к «минусу»: «Не подключайте соединительный кабель от отрицательной клеммы дополнительного аккумулятора к клемме разряженного аккумулятора. Это может привести к перегреву разряженного аккумулятора и его растрескиванию с вытеканием аккумуляторной кислоты».
Также следует обратить внимание, не контактируют ли провода с вентиляторами или приводными ремнями.
Важно: запустится мотор или нет, зависит ещё и от качества проводов. Купленные на автобарахолке за три копейки «крокодилы» могут
просто-напросто расплавиться при первом же пуске. Так что экономить не стоит. Выбирайте медные провода с сечением 14–16 мм2, хорошей изоляцией и тугими зажимами.
Отключаются провода в обратном порядке. То есть сначала скидываем «минус», а затем «плюс».
После подключения проводов рекомендуется запустить двигатель
Перед пуском глушить донора или нет?
В интернетах сплошь и рядом встречаются предостережения от «прикуривания» автомобиля с работающим двигателем донора. Мол, перепады напряжения при пуске могут привести к неполадкам в электронике. Да и рассказов о вышедших из строя после «прикуривания» генераторах мы слышали немало. Правда, был ли «гена» в идеальном состоянии до этого или уже дышал на ладан, истории обычно умалчивают. Что ж, такой подход имеет право на жизнь, ведь никто не знает, сколько отмерено жить генератору.
Если заглянуть в руководства по эксплуатации нескольких современных моделей, то можно заметить, что они рекомендуют «прикуривание» именно от запущенного мотора. Вот, к примеру, выдержка из документации к Land Cruiser 300:
«Поддерживая обороты двигателя на втором автомобиле, запустите двигатель своего автомобиля, переведя переключатель двигателя в положение ON».
А это выдержка из руководства к Mercedes-Benz
«У оказывающего помощь автомобиля оставьте двигатель включённым на частоте вращения на холостом ходу».
Можно ли «прикуривать» современные авто или от них?
Как видно из текста выше, инструкции по запуску двигателя от пускозарядного устройства или
Во-первых, причина неудачного запуска может крыться не только в забытых на ночь фарах, к примеру, но и в отжившем своё аккумуляторе, который надо заменить.
Во-вторых, сложные электронные блоки управления некоторых моделей могут потребовать повторной инициализации. Так, на Toyota Land Cruiser 300 к ним относятся системы MTM, Crawl Control, камера заднего вида, а также привод двери багажника.
Что касается вопроса «прикуривания» от современной машины, то в автомобильной документации никаких чётко прописанных запретов нет. И
Ярким примером того, что может произойти при использовании современного автомобиля в качестве донора или реципиента во внештатной ситуации, является опыт наших коллег из «Авторевю». Дело в том, что перед проведением
«Оказывается, болты на аккумуляторе «Арканы» очень нежное место, и подсоединять к ним зарядные провода нельзя. Для этих целей рядом с «плюсовой» клеммой есть специальный вывод — язычок, за который нужно цеплять «крокодил», — пишет автор издания Юрий Ветров. — А самое интересное, что в инструкции по эксплуатации об этой особенности нет ни слова».
Контролируйте состояние заряда аккумулятора, его физическое состояние, и танцевать с проводами вокруг машины вам не придётся. Кстати, весной самое время провести профилактику батареи.
Думаю, лучше плюсовую подключать последним и первым убирать. Так меньше коротнуть плюс, убираю минус первым.
К слову, тойота не является новатором и упакованным в плане электроники, чтобы их учебники брать за основу.