Всего с ноября 2016 года и до 1 сентября 2020-го у казахстанцев приняли на утилизацию 142.8 тыс. старых машин. Из них в текущем году — 19.1 тыс. (8.5 тыс. — в обмен на скидочные сертификаты, 10.6 тыс. — за деньги).
В лидерах по количеству сданных в утиль транспортных средств уже который год числится Шымкент, где только в этом году отправили на переработку 4 282 автомобиля. На второй позиции находится Алматы (1 904 авто), на третьей — Тараз (1 544), за ними следуют Караганда (1 331) и Костанай (1 157).
Сумму денежной компенсации несколько месяцев назад увеличили, и в 2020 году 10 593 автомобиля приёмщики оценили уже по первой категории, заплатив их владельцам 200 016 тенге, и 79 — по второй категории, то есть по 150 012 тенге. Кроме того, за прошедшие 8 месяцев было выдано 8 490 скидочных сертификатов, 9 701 сертификат использованы для приобретения 5 048 машин отечественного производства.
Как сдать машину на утилизацию
Для этого необходимо занять электронную очередь на сайте Recycle.kz. Рассмотрение заявки займёт три дня, приложить к ней нужно будет только три документа:
- копию удостоверения личности с обязательным приложением оригинала;
- справку о снятии с учёта транспортного средства, подлежащего утилизации (выбраковке);
- справку о наличии банковского счёта (деньги не выдают наличными, а перечисляют в банк второго уровня).
Дополнительные бумаги нужны будут в случае:
- сдачи машины поверенным лицом — доверенность;
- смены владельца транспортного средства — документ, удостоверяющий право собственности;
- смены фамилии, имени, отчества хозяина авто либо уполномоченного им лица — документы, удостоверяющие субъектность владельца.
Список бумаг, запрашиваемых от юридических лиц, несколько шире. Им для отправки авто на переработку понадобится:
- копия документа, удостоверяющего личность, с обязательным предъявлением оригинала, лица, уполномоченного для сдачи машины на утилизацию;
- справка о снятии с учёта транспортного средства, подлежащего утилизации (выбраковке) по форме согласно приложению 4 к Правилам государственной регистрации и учёта отдельных видов транспортных средств;
- справка о государственной регистрации юридического лица с портала электронного правительства Республики Казахстан egov.kz, выданная не ранее 10 календарных дней до даты предоставления;
- доверенность на имя представителя, подписанная первым руководителем и главным бухгалтером юридического лица;
- для выплаты денежных средств — справка о наличии банковского счёта.
* При необходимости могут быть запрошены дополнительные документы.
С вышеперечисленными документами и машиной, сдаваемой на утилизацию, гражданам нужно прибыть в один из 18 региональных пунктов сбора. Для получения денежной компенсации в размере 200 016 тенге у автомобиля должны присутствовать:
- кузов (шасси);
- радиатор;
- капот;
- крышка багажника;
- двигатель с навесным оборудованием;
- коробка передач;
- аккумулятор;
- штатное количество карданов;
- колёса (штатное количество);
- раздаточная коробка (если она предусмотрена заводом-изготовителем);
- узлы и детали системы выпуска выхлопных газов;
- ограждающие покрытия колёс (крылья, штатное количество);
- двери (штатное количество);
- мосты в сборе с редуктором (если предусмотрены
заводом-изготовителем); - баки и бочки для жидкого топлива, сжатого газа и эксплуатационных жидкостей.
Для получения денежной компенсации в размере 150 012 тенге требования к сдаваемым авто проще. Им достаточно иметь только кузов (шасси), двигатель и коробку.
Важно: скидочные сертификаты на легковые авто сегодня не оформляются!
Как обменять старый грузовик или автобус на сертификат
Грузовики и автобусы можно обменять только на сертификаты, дающие право на скидку при покупке новых машин отечественного производства. По условиям Программы сертификатов на утилизацию принимаются автомобили категорий М2, М3 и N1, N2, N3. Причём никаких ограничений по возрасту, модели и назначению для них нет.
Грузовик или автобус должны быть только в полной комплектации (о которой мы говорили выше). Сумма скидки варьируется от 550 тысяч до 750 тысяч тенге в зависимости от категории т/с, сдаваемого на утилизацию.
Размер скидочного сертификата по категориям
Категория | Классификация т/с | Размер скидочного сертификата |
N1 | Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3.5 тонны | 550 000 тенге |
M2 | Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн | |
N2 | Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3.5 тонны, но не более 12 тонн | |
M3 | Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн | |
N3 | Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн | 750 000 тенге |
Ограничений по применению скидочных сертификатов нет. Их можно использовать при покупке авто, произведённого в Казахстане, любой категории и модели. Сертификаты разрешено суммировать (до 2 шт.) и перерегистрировать на другое лицо (не более двух раз). Срок действия сертификата с момента его регистрации — 12 месяцев.
Куда сдавать авто на утилизацию
В Казахстане в данное время работают 18 пунктов приёма машин, вышедших из употребления. Расположены они во всех регионах страны по следующим адресам:
№ | Регион | Адрес | Контактное лицо | Телефон |
1 | Актау | Мангистауская область, |
Суюнов Серик Мукашович | +7 771 766 43 12 |
2 | Актобе | 41-й разъезд, д. 392, зд. «Акцепт» | Касенова Зада Хакимовна | +7 705 473 10 66 |
3 | Алматы | Алматинская обл., |
Бурамбаев Ерсеит Абдимажитович | +7 771 766 43 02 |
4 | Нур-Султан | Ул. Дукенулы, 31/2 | Уалиев Акылжан Жанбырбаевич | +7 771 766 43 01 |
5 | Атырау | Г. Атырау, ул. Менделеева, 4 | Умаргалиев Куанышбай Кайыржанович | +7 771 766 43 06 |
6 | Караганда | Карагандинская обл., с. Доскей, учётный квартал, 028, участок 1724 | Алимбаев Куаныш Ерсинович | +7 777 706 77 70 |
7 | Кокшетау | Ул. Восточная промзона, проезд 20/15 | Шарипбаев Руслан Багдатович | +7 702 516 53 19 |
8 | Костанай | Г. Костанай, ул. Карбышева, 18в | Абдикалыков Талгат Калиевич | +7 771 766 43 10 |
9 | Кызылорда | Ул. Урочище Сабалак, 30, авторынок | Маханкалиев Алимжан Серикбаевич | +7 705 702 07 77 |
10 | Павлодар | Ул. Товарная, 17 | Кайратов Талгат | +7 771 766 43 14 |
11 | Петропавловск | Ул. Жамбыла, 249 | Абдрахманов Оразтай Тлекович | +7 771 766 43 15 |
12 | Семей | Ул. Автодорожная, 2 | Баймадиев Талгатбек Кыдырбекович | +7 701 611 29 39 |
13 | Талдыкорган | Индустриальная зона «Талдыкорган», ул. Центральная, 19 |
Чаймарданов Самат Черниязович | +7 700 722 85 75 |
14 | Тараз | Ул. Ниеткалиева, 95 | Нурлыбаев Аскар Ничаевич | +7 771 766 43 08 |
15 | Уральск | П. Желаево, |
Бисенов Зормбек Кажиханович | +7 771 766 43 07 |
16 | Ул. Базовая, 1 | Кравченко Станислав Сергеевич | +7 777 280 24 10 | |
17 | Шымкент | Туркестанская область, с. Аксукент, Карабулакское шоссе, д. 95а | Жүсіпахметов Нұрдәулет Сырымұлы | +7 771 766 43 13 |
18 | Шымкент | Туркестанская область, Сайрамский район, с. Касымбек Датка, ул. К. Мусаева, земельный участок 43а | Жүсіпахметов Нұрдәулет Сырымұлы | +7 778 711 11 60 |
Удачи на дорогах!
удивлен что кто-то ещё сдает свои машины на утилизацию. Вроде как каждый день вижу такие авто на дорогах общего пользования.
замануха
это контора очень хорошо зарабатывает на этом бизнесе, исчисляется ярдами
Прикольно)
История такая: живу я в Алмате, звонит мне отец из колхоза и спрашивает о сдаче авто знакомого старика в утиль (просит узнать подробности как и где это можно сделать). Авто находится в 150км от города, Жигули 70х годов выпуска, в авто имеются: кузов, пара дверей, частично двигатель. А вот чего не хватает: колеса, пара дверей, КПП, аккумулятор, стекла, сиденья и много ещё чего. То есть авто не на ходу, исходя из этого авто нужно доставить на грузовике до Каскелена, купить КПП, аккумулятор, колеса, глушитель (за долгое время простоя в огороде сгнил и превратился в труху) и прочее плюс доставка. По итогам размышлений решено, пусть авто и дальше гниёт в огороде или будет сдан в металлолом на местном пункте приема лома))
главное не забудьте снять с учета. А то налог так и будет капать
Если честно, то 40-50% автомобилей на дорогах нашей страны пора уже сдавать в утиль! Большинство машин 90ых-2000ых годов уже в состоянии смерти, на них опасно ездить, все битые перебитые, как попало восстановленные, переваренные. Подушки нерабочие, да и при легком ДТП этот гнилой металл развалится.