Представим ситуацию: попал под сокращение, второй месяц сижу дома. Например, я был продажником в компании, которая занимается консервами. Зарабатывал от 150 000 тенге, иногда доходило до двухсот. Теперь этого ничего нет. Родители постепенно вытесняют «на улицу».
— Сын, иди уже работай. Хоть кем-нибудь, главное — дома не сиди.
Как-то переобувал отцовскую машину и разговорился с шиномонтажником.
— А вы сколько зарабатываете в месяц?
— Когда как, брат, в сезон, если не лениться, то можно и триста штук поднять.
— Ого, а что нужно, чтобы начать?
— А тебе зачем? Давай по делу. Если интересно, мне помощник нужен…
Шиномонтажка рядом с домом, чуть ли не во дворе. Подумал, обсудили, на следующее утро я стоял у входа на шиномонтаж. Здесь следует сделать оговорку: максимум, что могу, — открутить болты, поставить домкрат и снять/надеть колесо. Я не механик и в руках держал гаечный ключ лишь по особым случаям.
Мой учитель Асанали, крепко сложённый парень, работает на шиномонтаже несколько лет.
— Чё стоим? Кого ждём? Вон машина приехала, для тебя даже на домкраты поставили. Ключ в зу… в руки и пошёл.
Откручиваю первое колесо, закатываю в комнату шиномонтажа. Дальше нужно произвести отжим колеса. Выкручиваю вентиль спецотвёрткой. Отжимаю наружную сторону, потом внутреннюю. Вроде несложно. Но делать нужно всё быстро — клиент не хочет ждать, и поэтому сразу забываем про курилки, смартфоны, кофе и прочее. Тут идёт процесс заработка. Также нужно быть аккуратным: проворонил — и датчик давления шины может быть повреждён при демонтаже.
До конца отжимать шину от диска тоже нельзя. Можно каркас покрышки повредить и попасть на деньги в первый же день работы подмастерьем. Я всё-таки успеваю во время работы немного болтать. Асанали работает с восьми утра до полуночи. Это когда идёт сезон. На отжиме сразу понимаешь, что рабочая одежда — это must have. Ботинки, кофта, штаны, перчатки.
— Поднял колесо, поставил на отжимной станок и пошёл по кругу, снимаешь шину. Прикатываешь второе колесо — и то же самое. Давай работай, учись по ходу, иначе ни хрена не заработаешь, — говорит Асанали.
После пятого колеса понимаешь, что нужно спину качать. Колёса разные, семнадцатый дюйм ведь может быть и от Audi A6, и от крузака, вот только весят они по-разному. И спину можно сорвать за раз.
По ценам. На моём шиномонтаже переобуть тот же семнадцатый дюйм на легковую стоит 7 000 тенге за четыре колеса, семнадцатый дюйм на крузак — уже 8 000. А ещё при демонтаже колеса можно поцарапать дорогостоящий диск, и — ВНИМАНИЕ! — ты сразу попадаешь на деньги. Прощай, зарплата! Асанали следит за моей работой и постоянно орёт: «Эй, стой! Ты чё творишь?! Диск поцарапаешь — выгоню. Только вначале выдавлю из тебя деньги за диск!»
Дальше — пальцы. Работая монтажкой, можно так садануть по кисти, что скорая приедет, когда ты уже потеряешь литр крови. А всё потому, что спешка. Но по-другому никак. Тут или учись на ходу, или иди домой.
Снял шину с диска, отложил. Тащишь из машины клиента колёса для переобувки. Берёшь смазку и обмазываешь по всему периметру внутреннего обода шины с двух сторон. Асанали не использует отработку моторного масла или кашу из хозяйственного мыла, только монтажную пасту.
Далее монтируешь шины на диск. Работа такая же ювелирная, как и демонтаж. Шесть колёс,
Накачиваем до трёх атмосфер, чтобы покрышка плотно села. Асанали советует новую резину качать даже до четырёх бар. Если шина бракованная, сразу будет заметно. Тогда зовёшь клиента и показываешь. Пусть едет в магазин и разбирается, меньше вопросов будет к шиномонтажнику.
После балансировка. Надеваем колесо на станок, закручиваем стопор, снимаем старые грузики и балансируем. После балансировки выйдет два показателя: внутренний и внешний. Допустим, 30 и 65. Грубо говоря, всё это нужно вывести в ноль с двух сторон, используя грузики. Забиваешь или клеишь грузики (есть два вида дисков: на которые нужно набивать грузики и те, на которые нужно наклеивать). И снова балансировка. Навешиваешь грузики до тех пор, пока не замигают нули после …дцатой балансировки. Профи достаточно трёх-четырёх балансировок, чтобы выйти по нулям.
Надел крышечку на колесо и пошёл монтировать его на машину. Осталось ещё три… Уже еле стоишь, руки трясутся. После двух часов работы хочется потерять сознание и очнуться дома на диване. После четырёх часов работы привыкаешь, начинаешь выполнять механическую работу. Поздоровался с клиентом, поддомкратил машину, притащил шины для переобувки — и весь цикл заново.
Ошибки? Их можно допустить на каждом этапе. Неправильно поддомкратил машину — погнул пороги, сорвал пластиковые юбки. Неправильно закрутил гайку — испортил ступицу. Неправильно отжал шину от диска, полоснул по легкосплаву — полоснул по руке. И себя покалечишь, и на бабки попадёшь. К концу дня мне стало страшно. Если бы за мной не следил Асанали, я уехал бы отсюда на скорой и проснулся в больнице с перемотанной рукой и большими финансовыми проблемами.
Здесь можно заработать подмастерьем 100–150 штук. Когда станешь профи, то даже больше трёхсот тысяч в месяц в сезон. Асанали — мастер, который может провести весь цикл шиномонтажа за 15(!) минут. Мне он сказал честно:
— Я вижу, ты стараешься, у тебя для первого раза нормально получается. За десять дней научишься, через месяц будешь летать.
Это тяжкий изнурительный труд. Но ты через неделю в такой физической форме, что никакая качалка тебе не нужна.
Когда кушать? Когда затишье. Купил обед в магазине за 600 тенге, бросил в микроволновку, поел за пять минут, а тут клиент уже у ворот.
Асанали говорит: «Я не родился таким, просто понял, что нужно зарабатывать, и пошёл на шиномонтаж. Сейчас я умею и зарабатываю. Главное, чтобы было желание, за руку тебя сюда никто не приведёт».
Триста штук в месяц, ребята, ну разве плохо?
Учился я с нуля. Тут нет халявы. Сколько отдыхаешь, столько и не зарабатываешь. Честная, трудная, хорошо оплачиваемая работа.
Это смотря где шиномонтажка, в каменке бывало что и по нулям подмастерьем зарабатывал, мастер давал 200-500 тенге в день. Месяц я работал — в самом пике получал 6-7 тысяч в сутки (не считая доброхотов которые дают подмастерью 200-500 тенге мимо кассы, за что им огромное человеческое спасибо), но это 40-45 машин. Триста для мастера это спальные районы ближе к центру и в сезон длиной в 1-2! недели….
Реальная з/п мастера в лучшем случае 100-150 тысяч и то если точка проходная… Расходники, аренда, мусоровозка и прочие расходы, и клиенты которым надо на 500 тенге ниже…
С последними словами автора статьи никак не согласен — честная трудная — да, а вот насчет хорошо оплачиваемой НЕТ!!!
Как-то больно радужно всё
журналисты же, им же надо статью продать. чего-ты ждёшь от СМИ? Хабару веришь еще небось? ахахах :DD
Ща все побегут в подмастерья! )