Первый эпизод шоу The Grand Tour, вышедшего из-под пера Джереми Кларксона, Джеймса Мэя, Ричарда Хаммонда и Энди Уилмана, увидел свет в ноябре 2017 года. На дворе уже 2019-й, к концу подходит третий сезон передачи, но только сейчас «Гранд Тур» по-настоящему показал свой потенциал. Чего ж так долго-то?
С момента релиза шоу не хватало тех самых грандиозных путешествий, которые были обещаны в названии. Да, в первом сезоне состоялась поездка на багги по Намибии, во втором был забавный тур по Мозамбику с целью решить проблему голода в регионе, но оба этих выпуска страдали от некой топорности сценария и заезженных шуток.
Третий сезон пошёл по уже проторённой дорожке. Некоторые эпизоды было по-настоящему тяжело смотреть. Особенно это касается спецвыпуска в Колумбии, серии с испытанием пикапов Ford Ranger, Volkswagen Amarok и Mercedes-Benz X-Class, а также визита троицы в Китай. Но к концу сезона создатели «Гранд Тура» выпустили нечто особенное: час и тридцать одну минуту восхитительных приключений внедорожника по имени «Джон» на просторах Монголии. И эту серию действительно стоит посмотреть.
Монгольский спецвыпуск заставляет вспомнить те времена, когда Кларксон, Хаммонд и Мэй были моложе и катались на Lancia Beta Coupe, Opel Kadet и Mercedes-Benz 230 E по Ботсване, рассекали на внедорожниках по Боливии, искали исток Нила на трёх универсалах или же наваливали на копеечных байках по Вьетнаму. Да, да, я говорю о лучших днях того самого Top Gear.
В чём, собственно, замес
Завязка у монгольского путешествия достаточно простая. Ведущих выкинули посреди степи, а в помощь сбросили с вертолёта Ми-8 несколько ящиков с армейским рационом, запчастями для сборки внедорожника и ограниченным количеством топлива и воды. Задача простая — смастерить машину и добраться до города Мурэн менее чем за неделю при помощи нарисованной от руки и в неправильном масштабе карты и компаса.
Если верить Джереми Кларксону, то чётко прописанного сценария, как это было раньше, для этого эпизода не было. Команда понимала, откуда и куда они должны были добраться, но большинство диалогов, шуток и непредвиденных ситуаций в пути рождались сами собой.
Если Джереми не преувеличивает, то такой подход явно пошёл программе на пользу. Спецвыпуск смотрелся на одном дыхании. Я бы с удовольствием описал каждую секунду этого ролика, но крайне не хочу портить кому-либо впечатление от просмотра. Поэтому давайте сменим тему.
Что ещё за «Джон»?
«Джоном» окрестили своё детище Кларксон, Хаммонд и Мэй. Что именно представляет собой машина, никто в 90-минутном фильме не сказал. Джеймс лишь обронил, что в движение внедорожник приводится дизельным мотором Land Rover. По факту же речь идёт о 111-сильном агрегате от «Дэфа». В паре с двигателем работает механическая коробка R380 и раздатка LT230, то есть у «Джона» постоянный полный привод.
Интересная деталь — внедорожник с центральной посадкой для водителя ещё и среднемоторный. По словам создателей шоу, такая компоновка была выбрана неслучайно. Она просто-напросто лучше с точки зрения клиренса, распределения веса и удобства пассажиров. Предположительно созданием машины занимались ребята из Howard Marshall Engineering. Команда The Grand Tour с ними работала уже не раз.
Монголия — одноразовый успех или первый шаг в будущее?
Лично я очень надеюсь, что магия монгольского путешествия никуда не денется и дальше. И поводы для таких мыслей действительно есть. С выходом следующей, 14-й по счёту серии третьего сезона The Grand Tour распрощается с нынешним форматом. Джереми Кларксон обещает, что эпизод будет очень эмоциональным и сам он будет гордиться своей работой над сценарием для этого шоу. Со стартом четвёртого сезона команда полностью откажется от студийных сегментов в пользу глобальных автомобильных путешествий по всему миру. Иными словами, нас ждёт настоящий «Гранд Тур».
Что не так с The Grand Tour сейчас
Когда смотришь тесты быстрых и мощных автомобилей в шоу на протяжении последних двух сезонов, становится очевидно, что ведущие не молодеют. И водить так же, как 5–7 лет назад, у них уже не получается. Команда стала использовать куда больше рваных склеек во время сцен силовых скольжений. Да и на широких планах заметно, что спорт и суперкары скользят не так активно и красиво.
Особенно хорошо разницу в стиле вождения и съёмок подобных сцен видно на контрасте с нынешним Top Gear. Когда за рулём Крис Харрис, машины ездят бочком всегда и везде, а операторы намеренно выбирают широкие планы или же вовсе снимают работу Харриса изнутри во всей красе. Отличный пример — сюжет о Porsche 911 GT2RS и ролик с McLaren 570S
Именно поэтому, как мне кажется, «Гранд Туру» пора отказаться от испытаний автомобилей на треках и сосредоточиться на крутых путешествиях в отдалённые и не очень уголки планеты вроде тех, за которые зрителям полюбился старый Top Gear.
Автоиндустрия огромна, значит должны быть и свои клоуны.
Последняя серия Гран Тура трогательная.
Если честно то ГранТур последнего сезона намного слабее Топ Гира последнего сезона. Шутки какие то наигранные.
Путешествии у Топ Гир снимают лучше. ИМХО