Вот и у меня требования к поездке были простые: первое — это дорога, чтобы профильтровать мысли. Второе — это горы, просто потому что они меня всегда восхищают величественностью и успокаивают своим безмолвием. Ну и третье — это море, когда только ты, небо и вода, а ты плывёшь к той линии, где небо и водная гладь соприкасаются друг с другом. И больше никого и ничего…
Это важно знать при прохождении границы
Решено было ехать через Кегень, к тому же я уже давно мечтала проехать на Иссык-Куль именно этим путём. Если вас не смущает грунтовка, местами не очень приятная, то не пожалеете — всю дорогу будете любоваться красивыми пейзажами.
С утра на таможне наша машина была единственной. Проходим её за пять минут. Но имейте в виду, что таможня «Кегень» работает только в летнее время с 8:00 до 18:00.
Ну а если грунтовка для вас смерти подобна — через Кордай, ну а там переходы Карасу, Токмок под рукой. Правда, в сезон прохождение границы может затянуться не на один час. Пассажиры обычно проходят со своим багажом через миграционщиков пешком. На границе больше не нужно уплачивать экологический взнос — 1 000 сомов за легковой автомобиль с иностранными номерами (~ 5 500 тенге). Страховка на машину пока по-прежнему не нужна (вопрос ОГПО обсуждается и постоянно переносится). Если у вас старые казахстанские номера без флага, запаситесь наклейкой KZ, в целом её всегда можно купить у торговцев на границе.
ВАЖНО! Если вы ездите в Казахстане по страховке, а автомобиль оформлен на третье лицо, обязательно сделайте доверенность либо возьмите собственника с собой!
Штрафы за нарушение ПДД Кыргызстана заметно выросли
В текущем году вступил в силу новый кодекс КР о нарушениях. Значительно возросли штрафы за нарушения ПДД. За провинность в стране действует восемь категорий денежных санкций к водителю.
Самый лёгкий штраф — по первой категории, 1 000 сомов (~ 5 500 тенге)! Ненаказуемый скоростной порог, как и в Казахстане, 10 км/ч. За превышение от 10 до 20 км/ч можно отделаться по минимальному тарифу. Дальше больше: от 20 до 40 км/ч — 3 000 сомов (16 500 тенге), от 40 до 60 км/ч — уже все 5 500 сомов (30 250 тенге). Удивительно, но в Кыргызстане есть ещё и пункт, который подразумевает наказание за превышение водителем установленной скорости движения на величину более 60 км/ч, за такое нарушение придётся отдать 7 500 сомов (41 250 тенге).
Максимальный штраф предусмотрен за управление транспортом в нетрезвом состоянии. Водитель может лишиться прав и 17.5 тысячи сомов (96 250 тенге). Не нарушайте!
Первый день путешествия
Маршрут первого дня нашего путешествия: Алматы — Кеген — Каракол — Барскоон.
Дорога из Алматы достаточно известная потому, особо останавливаться на ней не будем. Доехали быстро до Караколя, та мы плотно завтракаем, приобретаем местные симки (~3 000 тенге) и заправляемся. Кстати, прям на выезде из города есть прекрасная заправка «Газпром».
Следующая точка маршрута — ущелье Барскоон. От Каракола до ущелья порядка 100 километров. К слову, на протяжении всей поездки мы пользовались Google Maps. Навигатор очень точно ведёт по заданному маршруту, так что нигде даже не заблудились. Да и сделать это было бы сложно — на повороте в ущелье стоит соответствующий указатель, а дальше только одна дорога.
Протяжённость ущелья Барскоон около десяти километров. Ущелье знаменито своими водопадами, но чтобы их увидеть, надо карабкаться в горы. Один из наиболее известных — «Слёзы барса». Про этот 100-метровый водопад есть печальная легенда: барсиха, уйдя на охоту, оставила в логове трёх барсят, а они вылезли наружу и разбились, упав вниз со скал. Увидев погибших детёнышей, барсиха заплакала, и её слезы превратились в водопад с тремя уступами, на которые поочерёдно падает вода реки…
Кроме него, примечательны ещё три: «Борода аксакала», «Брызги шампанского» и «Чаша Манаса». Последний, согласно легенде, образовался после того, как Манас зачерпнул воду рукой, и от этого в скале осталась чаша.
В средней части ущелья установлен памятник первому космонавту Ю. А. Гагарину, который очень любил это место и отдыхал в находящемся неподалёку военном санатории «Тамга».
Говорят, что многие мелкие речушки, впадающие в одноимённую реку Барскоон, золотоносные, и в солнечные дни маленькие крупинки золотого песка сверкают у их берегов. Золота мы не нашли.
Переночевали здесь же, в ущелье, в палатках на берегу реки. Замёрзли — ночью температура была, наверное, близкой к нулю. Также остановиться можно и в юртах, но спальное место будет стоить порядка 2 000 тенге.
Второй день путешествия
Маршрут второго дня: ущелье Барскоон — перевал Барскоон — долина реки Арабель — каньон «Сказка» — ночёвка на берегу Иссык-Куля.
C утра пораньше поднимаемся до перевала Барскоон. 3 800 метров. Через ущелье Барскоон когда-то проходил один из маршрутов Шёлкового пути в Китай. А сейчас эта дорога идёт к золотому руднику «Кумтор».
Дорога отличная, хотя и грунтовая, гонять по ней можно под 100 км/ч, что и делают гигантские грузовики, обслуживающие рудник. «Кумтор», кстати, принадлежит канадской золотодобывающей компании Centerra Gold Inc.
Перед подъёмом на перевал стоит шлагбаум, въезд бесплатный, но надо обязательно зарегистрироваться. На выезде машину досмотрят: ну, вдруг вы пару килограммов золота с рудника прихватили.
Поднявшись на перевал Барскоон, вы окажетесь в высокогорной долине с красивым названием Арабель, это весьма редкое и удивительное явление на высоте 3 800 метров. Среднегодовая температура в этих местах составляет всего 5–7 градусов, а земля практически полностью лишена растительности. Здесь выживает лишь трава, мхи и лишайники.
Это такая своеобразная высокогорная тундра. Из-за обильных осадков и таяния ледников в долине очень много рек и озёр. Причём озёр достаточно крупных тут насчитывается более 50.
Столь интересным рельефом и большим количеством озёр долина обязана леднику, который находился здесь в глубокой древности. Именно он выровнял долину и оставил после себя большое количество озёрных впадин.
Спустившись с перевала, мы отправились в каньон «Сказка». Это порядка 40 километров пути. Находится он в нескольких километрах от основной трассы, не доезжая до села Тосор. На дороге тоже стоит указатель.
Место действительно очень своеобразное и необычное. Горы причудливой формы из красной глины и песчаника создают инопланетный ландшафт. Очень популярное место среди туристов, а также местных фотографов для проведения фотосессий с моделями. Некоторые из природных скульптур в каньоне имеют свои названия.
Самой узнаваемой является «Китайская стена», очень напоминающая знаменитый памятник архитектуры Китая. Стоит добавить, что зимой здесь практически не выпадает снег, а потому увидеть «Сказку» во всей красе можно в любое время года. За въезд уже придётся заплатить, но цена чисто символическая — 50 сомов (примерно 300 тенге). Поговаривают, что иногда на шлагбауме никого не бывает и можно заехать бесплатно.
Следующая ночёвка прямо на берегу озера Иссык-Куль, в метрах двадцати от воды. Всю ночь слышишь шум волн, над головой в бездонном небе бесчисленное количество ярких сияющих звезд. Говорят, что именно в это время года здесь самый звездопад. И я вам скажу, не врут. Мы насчитали несколько падающих звёзд.
Дорога домой
Жаль, что с утра надо выдвигаться домой. Но когда едешь вдоль берега озера, то просто невозможно удержаться от желания спонтанно свернуть с дороги, подъехать к бирюзовой воде и ещё разок окунуться.По пути заезжаем на озеро Орто-Токой, точнее водохранилище. В это время года оно уж какое-то сильно обмелевшее, но зато проехали через ещё один живописный перевал. Домой возвращались через погранпереход «Чёрная речка» («Кара-Су»).
Ну вот и всё. Короткий отпуск подошёл к концу. Получается, что мы проехали вокруг озера Иссык-Куль за три дня. 1 200 км пути и море впечатлений.
Ненадо путать грунтовку с грейдером https://media0.giphy.com/media/14sy6VGAd4BdKM/giphy.gif
Супер. Спасибо за такие статьи. Обожаю читать и подчерпывать новые моменты в путешествиях близ своего места жительства
Хорошая поездка!!
Правда от такого отпуска, нужно еще пару дней отдыха))))
Автор немного преувеличил: поездка не вокруг Иссык-Куля, а только вдоль южного побережья. При этом пропустили Джеты-Огуз и много чего еще. И то, что заезд в Каракол такой-же грейдерный как и дорога после Кегенской заставы( не грунтовая как считает автор). Вниманию тех, у кого транспорт оснащен ГБО: нужно возить собой переходник( на тех машинах, у которых заправка осуществляется через клапан возле бензинового лючка поймут). Газ на юге Иссык-Куля стоит порядка 22,5 сомов(128 тг). Кстати, пограничники на заставе сказали, что скорее всего в следующем году детям въезд по вкладышам отменят- отменить вкладыши планировали уже в этом сезоне, но на волне протестов многодетных матерей решили сдвинуть отмену на год. Придется закупаться загранпаспортами- они скорее всего опят подорожают.
В статье сообщается, что «Tаможня «Кегень» работает только в летнее время с 9:00 до 18:00». Много лет там переходим границу и всегда было время работы с 8:00 до 18:00. С этого года время поменялось? Подскажите…
Вы правы. Время работы этого поста с 08:00 до 18:00.
Спасибо!
Исправили уже, молодцы
Автор не прав по поводу превышения скорости на 10 км/ч
Далее следует превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения. До января 2019 года размер штрафа за данное нарушение зависел от того, на сколько была превышена скорость. Свыше 10, но не более 20 километров в час — 500 сомов, более 40 — 2000 сомов. Теперь за езду быстрее лимита на более чем 20 километров в час лихачи заплатят 1000 сомов, на 40 километров — 7500.