В гараже, помимо стоянки для машины и игр в шахматы с соседом, много полезного: место для хранения шин, запчастей, лыж, велосипедов, запасов картошки и консервов. Казалось бы, заиметь гараж — не дом построить. В городе много гаражных кооперативов, подземных парковок, да и земли в окрестностях хватает — собирай гараж да ставь.
Построить гараж с нуля
Во дворе дома, под окном, участок земли, который никем не используется. Летом зарастает сорняком, зимой постоянно под снегом. Только мусор собирается. Дети там не играют, у них отдельная площадка. Чем не место для гаража!
Увы, но гаражи во дворах многоквартирных домов в нашей стране возводить запрещено лет этак 10. Участки из земель общего пользования для этих целей предоставляются только участникам ВОВ и инвалидам с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, владеющим автомобилем и имеющим право вождения. Но даже эти гаражи впоследствии невозможно переоформить на другое лицо и даже передать в наследство. А значит, остаётся покупка или аренда в гаражном кооперативе.
Но гараж можно построить во дворе частного дома или внутри кооператива. Тут проблем нет.
Металлический разборный
Гараж из металлоконструкции — оптимальное решение, не самое дорогое, но машину защитить сможет. Есть и другой плюс — мобильность. Остаётся определиться с размерами, купить (новый или б/у) и установить. Если необходимость в гараже пропадёт, продайте без привязки к месту — разбирается, перевозится.
По монтажу минимум заморочек: подготовить ровную площадку, залить фундамент, сделать стяжку пола и собрать гараж как конструктор — чаще соединения каркаса, крыши и панелей болтовые. Собрать такой можно в четыре руки, на пару с соседом.
Теоретически гараж поставить можно и на голой земле, но так делать не рекомендуется. Из-за осадков грунт размывается, вода проникает внутрь, гараж сыреет и ржавеет, а позже и каркас перекосит, перестанут нормально открываться и закрываться ворота. Продавать и разбирать перекошенный гараж тоже тяжелее.
Стоимость нового набора для постройки гаража — от 25 000 до 35 000 тенге за кв. м при высоте стен 2 метра, металлическая коробка для легкового автомобиля размером 6×3 м будет стоить от 450 000 до 630 000 тенге. Цена зависит от металла (оцинкован или окрашен), утепления стен и крыши, а также типа ворот (с подъёмными в среднем на 60 000 тенге дороже). К этой цене прибавьте стоимость фундамента, и цена готового гаража будет в пределах 650 000–850 000 тенге.
Капитальный гараж
Так называют строения из кирпича, бетона или пеноблоков. К капитальным гаражам относятся и те, что расположены под землёй. Если строить с нуля, то выйдет дороже металлических, причём верхние границы уже зависят от размеров и желаний владельца. И да, без грамотной сметы и мастеров тут не обойтись: помимо фундамента придётся определиться с материалом для стен, устройством кровли, отделкой снаружи и внутри.
Мы просчитали минимальную стоимость основных строительных материалов для простенького гаража из кирпича стандартного размера 3×6 при высоте стен 2.2 м. Фундамент глубиной один метр, толщина стен в один кирпич, на крыше обычный металлический шифер.
Набежит ещё за опалубку, химию к бетону, гидроизоляцию для крыши, штукатурку, стоимость доставки материалов и оплату рабочим. Минимальная стоимость капитального гаража в итоге дотянет до одного миллиона тенге. Хотя и тут есть где сэкономить. К примеру, брать не новый кирпич по 30 тенге, а старый — по 12.
Зато фасад даже не отделанного ничем гаража из кирпича смотрится гораздо солиднее железного и лучше впишется рядом с жилым домом. Плюс капитальный лучше, чем железный, защищает от холода и сырости. А если построен будет на совесть, то и правнукам ещё достанется.
Куплю гараж. Или сниму в аренду
Другой способ организовать крышу для машины — аренда. Если повезёт, то занять простой металлический гараж можно за 7 тысяч тенге в месяц. В основном же стоимость аренды в Алматы варьируется от 12 до 30 тысяч, в зависимости от района и состояния. Съём утеплённого капитального гаража соизмерим с арендой однокомнатной квартиры — от 50 тысяч тенге и выше.
В долгосрочной перспективе покупка выгоднее, нежели аренда. Но в обоих случаях обратите внимание на такие вещи:
- Расположение. Желательно, чтобы гараж стоял в 5–7 минутах ходьбы от дома. Турпоходы за машиной и обратно в непогоду удовольствия не доставят.
- Пакет документов на гараж: договор купли-продажи, госакт на земельный участок и техпаспорт. Без этих документов гараж незаконен.
- Выбирайте кооператив. За гаражами и порядком на территории хоть кто-то да следит. С одинокими строениями во дворах не рекомендуем связываться — могут быть незаконны, у их стен зачастую уличный туалет, они могут подлежать сносу, и узаконить такие не получится.
Если из этих пунктов что-то не сходится, не теряйте времени, продолжайте поиск.
Стоимость старенького железного гаража даже бывает выше стоимости нового. Роли не играет наличие или отсутствие ямы, электричества, а также состояние металла. Зависит цена больше от района и кооператива, а также от аппетита продавца. В «Пограничнике», что в районе пр. Достык — ул. Л. Чайкиной, железные гаражи продают от 1.6 млн тенге. Дешевле на окраинах: можно найти и за 450 000 тенге.
Из минусов — б/у имеют стандартные размеры. Если гараж советский, а поселить в стойло необходимо высокий внедорожник, то надо либо делать реконструкцию, либо искать другой вариант.
На вторичном рынке в ценах на капитальное «жильё» тоже невероятный разбег. Перебрали сотню объявлений в Алматы и Астане и не выявили зависимости цены предложения от состояния, расположения (на улице или под землёй) и других удобств. По описанию и фотографиям продают похожие гаражи с разницей 1 млн тенге!
Доступное предложение среди капитальных нашли за 640 000 тенге в кооперативе «Тулпар» в районе вокзала Алматы-1. Размеры базовые, площадь — 18 кв. м при высоте стен 2–2.2 м, ценовой коридор с 850 тысяч до 3.4 млн тенге. Самый дорогой гараж нашли в Астане: за 25.5 кв. м площади с ямой и кладовой внутри хозяин просит 7 млн тенге.
Состояние гаража. На что важно обратить внимание
Покупать гараж лучше в межсезонье, после обильных осадков и таяния снега, чтобы определить, насколько «жильё» для машины будет сухим. Это относится как к наземным, так и подземным стоянкам. Присматривайтесь к кооперативам с асфальтированной территорией — месить грязь в распутицу будет не по душе, она перенесётся в гараж, в машину, да и о чистоте обуви тоже не стоит забывать.
Если покупка гаража будет зимой, то обратите внимание, с какой стороны его задувает ветром. В Астане — ежегодное явление, когда один ряд гаражей закидывает снегом до крыши, зато другой — почти чистый. Если выбора другого нет, то это хотя бы повод для торга.
Если гараж приспичит покупать летом, то лучше избегать размещённых в низине или тех, что ниже уровня дороги, — наверняка будет затапливать в дожди и весной при потеплении. Цоколь для гаража желателен, чтобы изолировать стены и ворота от воды. Обратите внимание на заднюю стену гаража — с наружной стороны скапливается мусор, ветки и листва, а это сырость и почва для образования мха или плесени.
Любая крыша может течь. В идеале — скатная кровля. Внимательно осмотрите потолок, стены и стыки. Даже едва заметные потёки нежелательны: капельки, падающие на одно и то же место, наследят на кузове машины. Но течь — повод для торга, если готовы взяться за ремонт крыши.
Отдельная дверь в воротах, расположенная выше въезда, — необходимость для снежных регионов. Когда у ворот вырастет сугроб, открыть гараж не получится, но, используя такую калитку, проникнуть внутрь можно в два счёта.
Нужно ли отопление в гараже? Большинство водителей скажут «да!». Так приятно нырнуть с утра в тёплую машину и сразу ехать по делам. Но для машины тёплый бокс окажет отрицательный эффект — попав с холода в тепло, кузов покроется конденсатом как внутри, так и снаружи, что благоприятно для коррозии. Снег с реагентами, скопившийся в арках и на днище, тает, образуя лужи на полу. И так каждый день… Сырость ускорит гниение кузова, а если с вентиляцией не ахти, то даже в прогретом гараже лужи сохнут долго. Позже начнёт издавать неприятные запахи салон машины, который впитывает влагу как губка.
Зачем тогда гараж утепляют? Утепления, а не отопления достаточно, чтобы продлить жизнь аккумулятору зимой и обеспечить щадящий пуск мотора после ночи в морозы. Да, внутри гаража не будет плюсовой температуры, но это всё же теплее, чем на улице. И пол сухой. Изоляция от ветра, снега, влаги, пыли и солнца — вот главное назначение гаража.
Отапливаемые гаражи на радость ленивым дизелистам. Но в морозы, не используя зимней солярки и подогрева, соваться на улицу и так смысла нет. Топливу хватит нескольких часов возле офиса, чтобы загелиться.
Отопление в гараже — хороший бонус, но только если включать по мере необходимости или есть возможность поддерживать невысокую температуру. К примеру, вы решили что-то в машине починить — включили, ушли — выключили или же работаете в нём постоянно.
Место на крытой стоянке. Или подземный паркинг
Самая доступная альтернатива гаражу — место под навесом на парковке. Защита от осадков и солнца, не более. Арендовать навес на стоянках в Алматы можно за 10 тысяч тенге, однако чаще просят 12 000. Что касается покупки места, то разброс цен куда больше. Попадались варианты как за 100 000 тенге на окраине города, так и за 500 000 в районе пересечения Саина — Улугбека.
Отдельная каста крытых стоянок — многоуровневые благоустроенные паркинги в современных жилых комплексах. Если рассматривать аренду, то минимальная сумма по Алматы — 10 000 тенге в месяц. Столько просят в крытом паркинге близ Дворца спорта, в солидных ЖК за месяц — от 30 до 60 тысяч тенге. Если говорить о покупке места на парковке, то цена зависит от класса ЖК и доходит до 7 млн тенге, однако большинство предложений в пределах 1.5–4 млн тенге.
Подземный паркинг в ЖК удобен, если вы житель дома: попадаете в машину даже не выходя из подъезда. Из минусов — стоит место дорого, а хранить там шины, канистры или велики не получится. Чаще всего паркинги имеют отопление, но, как мы говорили выше, хорошего в этом мало — конденсат на кузове образовывается, он сыреет, никуда от этого не деться. Отличие от отапливаемых гаражей — это наличие вентиляции и открытое пространство. Влага будет сохнуть чуть быстрее, ржаветь машина будет медленнее.
Совет: не договаривайтесь с местными охранниками. К ним в первую очередь водители обращаются с вопросом о наличии мест на продажу или в аренду. Сторожа с лёгкостью становятся посредниками в сделке, «сдают» и даже «продают» чужое место. Случаев масса, и разборки после встречи с настоящим владельцем не из приятных. Ищите местного председателя, собственников, проверяйте документы, заключайте сделки письменно. Только так.
Итоги
- Строить гараж только во дворе частного дома или если есть земля под гараж у кооператива. Если вы не ветеран ВОВ или инвалид, то про гараж во дворе многоэтажек забыть.
- Готовый и даже старый гараж стоит не дешевле нового. Но владельцем можно стать быстрее.
- Перед покупкой проверить документы, оценить состояние гаража, его расположение и кооператив.
- Разбег цен на гаражи большой — запаситесь терпением и ищите лучшее предложение.
- Лучше не связываться с гаражом во дворе многоэтажного дома, особенно с железным — может быть не узаконен.
- Крытое место на стоянке — дешёвая возможность обрести крышу для машины, но не защита от холода и жары.
- Место паркинге ЖК — удобно, чисто, современно, но дорого и непрактично.
- Покупая или арендуя место, паркинг или гараж, не связывайтесь с охранниками, ищите собственников, заключайте сделку письменно.
Комментариев: 0