Что делать, если в дороге застиг буран

Сегодня мы дадим несколько советов, которые помогут продержаться до приезда служб спасения и сохранить жизнь.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Любая поездка зимой за пределы населённого пункта — это огромный риск для жизни. Летом хорошо, можно спокойно просидеть в машине несколько дней. Важно, чтобы была вода! А зимой вода не поможет. Главный враг человека — холод. Он убивает быстрее, чем обезвоживание. Поэтому, если попали в снежный буран, машина обездвижена, ищите способ согреться. Только тогда вы переживёте непогоду и дождётесь приезда службы спасения. Задача попавших в беду — продержаться без риска для жизни и здоровья трое суток. Именно таков максимальный срок, в течение которого спасатели добираются до терпящих бедствие. Исключения бывают, но они, к счастью, редки.

Перед тем как отправиться в зимнюю поездку, в первую очередь внимательно изучите прогноз погоды в населённых пунктах, расположенных вдоль дороги, по которой планируете ехать. В нашу эпоху доступного интернета узнать прогноз не составит труда — помимо Казгидромета в Сети можно ознакомиться с ним на множестве других сайтов.

Не поленитесь узнать, в каких районах дорога может быть закрыта для движения, это тоже плохой сигнал для путешественников. Удобнее всего смотреть на сайте Казавтожола с подробной картой закрытых участков.

Если прогноз неблагоприятный, откажитесь от поездки! Это самое главное правило зимних путешествий.

Но если поездка крайне необходима, то стоит подготовиться к ней, а именно укомплектовать машину дополнительным, но крайне нужным багажом. Он займёт место, зато позволит выжить. Причём чего-то особого не надо — самое необходимое, что позволит благополучно продержаться в машине двое-трое суток, есть почти у всех.

Готовим список в дорогу. Что брать с собой

• Канистра (минимум 20 л) с запасом топлива и воронка для заправки

Горючее позволит поддерживать комфортную температуру воздуха в салоне. Помимо этого желательно иметь небольшой запас топлива в пластиковой бутылке (литр-два).

• Тент или чехол для автомобиля

Желательно яркого цвета, что сделает вашу машину видимой на большом расстоянии. С его помощью можно укрыть автомобиль от снега и создать себе рядом небольшое жизненное пространство.

• Лопата

В вашей машине она должна быть! Необязательно большая совковая, может выручить сапёрная или даже китайская складная. Не помешают топор и пила.

• Буксировочный трос

То, что он необходим, знают все водители. Но добавьте к нему обычную верёвку, тоже желательно яркого цвета.

• Запас продуктов

Перед поездкой посетите магазин. Разумеется, брать надо питание, которое не требует приготовления: тушёнку, различные консервы, сырокопчёные колбасы, воду, литров 5–10. Также неплохо иметь заварную лапшу. Киньте в продуктовую корзину пакетики с чаем, горячим шоколадом, кофе и спички.

Чтобы узнать, сколько взять еды, используйте сибирскую пословицу «собрались в тайгу на полчаса — берите запас продуктов на три дня»

• Газовая плитка и чайник

При возможности берите в зимнее путешествие газовую горелку или паяльную лампу. Если боитесь, что данный груз займёт много места, тогда купите сухое горючее (сухой спирт) и небольшую горелку для него.

• Тёплая одежда и спальники

Зимняя одежда, в т. ч. запасной комплект, то, что должно быть в машине! К ней добавьте спальный мешок, желательно для каждого, кто собирается в дорогу. Температура экстрима спальника не выше −10 °С.

• Фонарики и запасные батарейки к ним

Без этого вообще лучше не ездить, даже в городе. А в дальней поездке они тем более должны быть в машине.

• Нож

Досадно получится, если банка тушёнки есть, а открыть её нечем. Ножом удобнее и нарезать колбасу, а не рубить её топором или пилить пилой. Да и вообще, вещь незаменимая в любом путешествии хоть зимой, хоть летом.

• GPS-навигатор

Можно, конечно, обойтись смартфоном, который сегодня есть практически у каждого современного водителя, но лучше, если вы возьмёте именно навигатор, например носимый Garmin.

Garmin, даже столь простой, поможет найти машину, если вы вдруг заблудитесь

Что делать, если вы попали в буран

Если буран застал вас в дороге, не дожидайтесь, когда стихия обездвижит ваш автомобиль. Лучше остановитесь сами. Для чего? Самое главное, у вас есть шанс правильно поставить автомобиль — против ветра! В этом случае вы можете периодически заводить двигатель не опасаясь угореть. Помните: выхлопные газы, попадающие в салон через систему вентиляции автомобиля, убивают быстрее и незаметнее, чем самый лютый мороз!

После того как остановились и выбрали правильное направление, накройте машину. Если тент небольшой, укройте хотя бы решётку радиатора.

Не ждите, когда машина остановится. Лучше сделайте это сами — тогда вы сможете поставить автомобиль строго против ветра

Этим вы не допустите забивания подкапотного пространства снегом. Если тент большой, укройте машину полностью. При этом один край, лучше со стороны водительской двери, оттяните в сторону и крепко зафиксируйте, чтобы он выдержал ветер.

Таким образом вы получите небольшое жизненное пространство рядом с машиной и сделаете дополнительную теплоизоляцию. Как известно, салон теряет тепло через стёкла окон. Накрыв их, вы сможете дольше сохранить тепло в машине.

Накрыть машину так, чтобы выхлопная труба осталась открытой и отработавшие газы могли свободно уходить в сторону, а не под тент

Периодически открывайте двери машины, чтобы разбить снежный сугроб. Время от времени выходите из машины и очищайте снег возле выхлопной трубы. Это необходимо делать, чтобы выхлопные газы могли уходить в сторону, а не под машину. Если снег не чистить, возникнет реальная опасность угореть.

Не надо держать двигатель заведённым всё время. Достаточно поддерживать минимальную комфортную температуру в салоне. Для этого мотор стоит заводить каждый час минут на 15. Именно ради сохранения тепла в машине вы должны взять с собой дополнительную канистру с топливом. Современный двигатель на холостом ходу потребляет примерно 1.5 литра в час, и 20 литров хватит примерно на 12–13 часов работы. Учитывая, что работать мотор будет по 15 минут каждый час, вы получите около 50 часов, в течение которых двигатель прогревает салон.

Оденьтесь тепло. Спите в спальном мешке или под одеялом. Но помните: никогда не засыпайте при работающем двигателе!

Для согрева пейте горячие напитки — именно для этого вы и взяли с собой чай, кофе, какао. Где взять кипяток? Вскипятить воду в чайнике на плитке, которую кинули в багажник. Для этого вы и натянули тент так, чтобы образовалось небольшое пространство рядом с машиной.

Не верьте тем, кто говорит, что газ не горит в мороз. При минус 18 градусах плитка работала и чай мы себе заварили

Увы, но натянуть тент получается не всегда. Либо сильный ветер, либо размеры тента могут не позволить сделать это. Тогда, соблюдая высшую степень осторожности и используя только газовую плитку, можно согреть воду в салоне. Делать это лучше на пассажирском сиденье, поставив плитку строго горизонтально на негорючую подставку. Но этот метод крайне опасен и грозит тем, что вы рискуете спалить машину.

Буран редко длится больше суток. Чаще его продолжительность составляет 10–20 часов. Всё это время не покидайте машину, периодически прогревая её. Если вы застряли в зоне работающей сотовой связи, с помощью навигатора определите свои текущие координаты и передайте их родным или в службу спасения по телефону 112, чтобы спасатели знали, где вас искать. Но не вздумайте уходить куда-то за помощью! Более того, даже если необходимо выйти по нужде, предварительно привяжите себя к машине длинной верёвкой. Известно немало случаев, когда человек, отойдя в буран на пару метров от машины, мгновенно терял ориентировку в мелькании снега, поддавался панике, начинал метаться и погибал.

Как бы это ни выглядело смешно, но во время бурана, прежде чем отойти от машины, привяжите себя к ней

Кроме того, не забывайте, в Казахстане, что в степях, что в горах, водится немало волков, для которых усталый одинокий путник может оказаться подарком судьбы. Будьте в машине и ждите спасателей!

Время от времени пробуйте тронуться с места, но без фанатизма. Занесённая машина, разумеется, никуда поехать не сможет, зато буксующие колёса освободятся от снега и льда. Дело в том, что буран может так забить и заморозить колёса, что машина, даже полностью освобождённая от снега, будет не в состоянии ехать сама, пока колёса не оттают.

Что делать после бурана

Когда буран закончится, приступайте к освобождению автомобиля. Не ждите спасателей, начинайте работать самостоятельно.

Теперь вашими помощниками должны стать лопата, ножовка, топор, в зависимости от того, где и как вы застряли. Сразу начинайте откапывать автомобиль. В первую очередь уберите снег из-под машины, только после этого приступайте к освобождению колёс. Если сделать наоборот, автомобиль просто сядет на днище, потом освободить его станет намного труднее.

Откапывать такой лопаткой машину — это издевательство. Однако даже ею куда лучше работать, чем голыми руками

Яркий тент, который вы накинули на машину ранее, пусть остаётся — чем заметнее автомобиль, тем раньше его увидят спасатели.

Когда погода установится, можно попытаться развести костёр. Зимой в степи топливо для костра найти можно. При отсутствии деревьев пойдёт сухая трава. Вырывать её трудно, но срезать ножовкой — милое дело.

Костёр из сухостоя не для того, чтобы греться или готовить еду. Это в первую очередь сигнал для тех, кто едет к вам на помощь

Сбор сухостоя — нудная работа, но собрать необходимое количество для создания хотя бы сигнального костра вполне реально. Как поджечь? А для чего вы взяли запас топлива в пластиковой бутылке? Как раз для этого!

Если днём спасатели не приехали, ночью в ожидании используйте фонарь. Практически каждый современный фонарик имеет сигнальный мигающий режим. Включите фонарь, пусть мигает, привлекая внимание.

Выполнение этих рекомендаций поможет выжить во время и после бурана. Советы несложные. Главное, не надеяться на знаменитое авось, а соблюдать основные правила:

— заранее подготовиться к поездке,
— не спать в машине с заведённым двигателем,
— не уходить от машины в поисках помощи.

И тогда с вами не произойдёт ничего непоправимого.

Комментариев: 15

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Автодед

    Старые газеты, если ими обложить тело и одеть одежду — очень хорошо держит тепло тела и не дают проникнуть холоду. Можно ими обмотать и ноги. Если выйти невозможно изх машины, нужно двигать ногами и руками, гоняя кровь как можно чаще.

    Ответить
  • Аватар
    id15103204

    еще уточнение по спальнику: в спальнике будет гораздо теплее, если спать в нем без одежды.

    Ответить
  • Аватар
    Nill

    Статья написана со знанием дела! Спасибо!

    Ответить
  • Аватар
    Жизнь говно но я с лопатой

    Фуфло это все, главное, чтобы с машине была кнопка эра ГЛОНАСС, которая обязательна по правилам ТС, с ней можно хоть в шортах ехать, ничего не боятся.

    Ответить
    • Аватар
      Lexus   Жизнь говно но я с лопатой

      Допустим, если кнопка не заработает, что тогда??? К шортам будете искать, что подшить и как утеплить??? Сказочник

      Ответить
      • Аватар
        Хозяин   Lexus

        сказочник??? для тех, кто в танке, это был сарказм в чистом виде, но есть еще люди «большого» ума, кто это принимает за чистую монету.

        Ответить
      • Аватар
        Хозяин   Lexus

        Человек правильно мыслит! Иначе государство бы не запретило другие не безопасные машины без кнопки

        Ответить
    • Аватар
      Sai   Жизнь говно но я с лопатой

      Толку от этой кнопки . Если они мое место нахождение не знают , срабатывает в новой машине завода которой полгода нет .Через неделю и машина уже в другом месте находится.
      В этих шортах и хранить будут если слушать журналистов , которые сняли передачи на новый год в октябре месяце.
      Эти журналисты не говорят что нету зимней солярки на севере западе страны , что на трассе одна машина мчс в пикапе 2 места .Замерзших фур -26 десятки только в одной области.

      Ответить
  • Аватар
    Almas

    Также можно взять в дорогу с собой пару парафиновых свечей.

    Ответить
  • Аватар
    Lexus

    03.01.2016г выехали с Астаны в Атырау, Я знал что идем на большой риск. Обговорили себе програму дорожную не спеша будем ехать с ночёвкой в кемпингах, как бы чтобы ночью не попасть в ловушку, оказывается это не правильно, но это мое мнение! Нода было ехать без остановки если погода позволяет. Остались мы ночевать в Костанае, выехали под утро 06:00 через 150-200 км попали в буран, вот тогда я на себе почувствовал что это такое! Хочу отметить важную вещь, чтобы в зимнее время поменять на что-то другое дорожные паралели по побокам обочины, для безопастности стоят же типа, чтобы машина не провалилась в овраг или яму, так как именно там собирается снег во время бурана и закрывает проезд!

    Ответить
    • Аватар
      Sai   Lexus

      Наши чиновники и дорожники не знают что в Швеции давно есть конусы ,просто палка красная которую видно в снежный буран .Что это край обочина за ней справа ,2 метра высоту на пружине . Наехал упала заново встала ,как качалка на детской площадке.
      Чтобы не заметало было советское время на дорогах бетонные заборы штакетники от переметов снега , их убрали и деревья тоже при постройки трасы .Это и спасало раньше. Сейчас они остались на жд в Актюбинской области в Кандагаче.

      Ответить
  • Аватар
    master

    Запаску нужно поджигать! А затем и остальные колёса. 5 колёс горят 2 дня. и хорошо демаскируют.

    Ответить
    • Аватар
      Sai   master

      Найдешь уверен дерево когда вдоль трасс убрали все деревья , сразу видно человек городской не ездил с юга на запад. Тем более под слоем снега в 50см. Что современных машинах нет запаски тоже не в курсе.
      Все посмеялись от души идти с горящим колесом искать дерево , 5 колес горят 48 часов что то новое если только не колеса от К700.

      Ответить
  • Аватар
    id18885283

    Железную тарелку, вату и подсолнечное масло спички, если машина заглохла поджечь фитиль из ваты пропитанным масло. В машине будет температура + несколько градусов позволит не замерзнуть.

    Ответить
  • Аватар
    id18885283

    на поезде нужно выезжать

    Ответить