Как и в прошлом году, экспедиция названа незатейливо: было «Казахстан-2013», стало «Байконур-2014». Другими словами, если тогда нашей целью был маршрут длиной 5 000 км через столицу и другие города республики, то теперь конкретное место — знаменитый на весь мир космодром. Впрочем, и год назад мы заезжали в этот закрытый городок, но в этот раз визит оказался куда интереснее. Мы едем смотреть запуск космического корабля!
А началось далеко
А точнее, из Звёздного городка в Московской области — именно оттуда в последних числах сентября стартовало шесть внедорожников Discovery последнего модельного года с российскими коллегами на борту. Казахстанская часть экспедиции стартовала из города Актобе, в который мы, журналисты, были доставлены авиатранспортом из Алматы. Вечернее знакомство с российскими участниками автопробега, приветствие тех, с кем уже успел покататься и познакомиться в былые времена. Ну и отбой после ужина.
Из Актобе выехали рано утром. Впереди как-никак более 700 км пути да обязательные остановки для фото- и видеосъёмки. Светило солнце, и жара была по осенним меркам сильная — намного выше +30 градусов.
Обновлённый Land Rover Discovery был представлен в начале осени 2013 года. Внедорожник получил немного изменений снаружи, новую аудиосистему, улучшенные показатели по безопасности и главное новшество под капотом — новый трёхлитровый двигатель с компрессором.
Трасса Западный Китай — Западная Европа. Наша инспекция
Не так давно прошла информация, что строящаяся казахстанская часть автодороги, связывающей Западный Китай с Западной Европой, почти полностью сдана в эксплуатацию. Про участок от Шымкента до Алматы я знал почти всё по состоянию на май — сам проехал туда и обратно. А вот данные участка от Шымкента до Байконура устарели ровно на год. И вообще ничего неизвестно о состоянии трассы на участке от Актобе до Байконура.
Начало пути вдохновило. Из областного центра уводила нас отличная четырёхполосная трасса с современными развязками.
Ну, думаю, осилили! Тем более, по словам бывалых, дорогу сделали всю. Так оно и оказалось — асфальт положили, причём, как ни странно, вполне качественно, на всём участке до границы Кызылординской области. Но дорога узкая, по одной полосе в каждом направлении. Обещанного автобана с отбойниками на разделительной полосе и в помине нет, и, судя по безжизненному пейзажу вокруг, никто ничего достраивать не будет.
Еду по голой и ровной полупустыне, вспоминаю свою поездку по этой дороге двадцать лет назад. «Хорошее» время было! На преодоление 200-километрового участка уходили почти сутки, сплошные ямы и канавы вперемежку с солончаками. И не дай бог попасть на эту «магистраль» во время или сразу после сильного ливня — можно на неделю остаться жить. Ныне остатки былой дороги местами видны в стороне от новой трассы. Смотришь на неё — молодость вспоминаешь.
Одно из изменений в Discovery, на которое сделан упор производителем, — это новые шильдики. На машине после модернизации с кромки капота исчезла надпись Land Rover — её заменили на название модели Discovery, а с задней двери удалили цифру 4, обозначающую поколение машины. Кстати, в этом году модель отпраздновала своё 25-летие — в 1989 году мир впервые увидел этот автомобиль, который завоевал славу благодаря успехам на соревнованиях Camel Trophy.
Чем ударить по дефициту топлива?
В общем, Актюбинскую область проехали мы очень быстро. Кызылординская нас встретила такой же узкой двухполосной дорогой. Перед Аральском трафик возрос. Попутные и встречные машины стали попадаться чаще. И для обгона тихоходов приходилось задействовать все способности Discovery ускоряться. Так начался тест нового трёхлитрового двигателя, устанавливаемого на этот внедорожник.
Новый трёхлитровый двигатель на Disco сразу пришёлся по душе в тех странах, где налог зависит от объёма, и там, где любят мощность, но не любят большой расход. Новая V-образная «шестёрка» всего на 35 л. с. слабее V8 объёмом 5 л (340 л.с. против 375 л. с.). Эта разница обуславливает проигрыш в разгоне до 100 км/ч (8.1 с против 7.9 с). Но старый мотор был очень прожорлив.
Уже в первый день экспедиции стало понятно, что новый двигатель расходует меньше топлива при сопоставимой динамике. В прошлом году, помнится, мы еле-еле умудрялись дотягивать от одной АЗС до другой. И получалось это, увы, не всегда. Однажды едва не заночевали в степи. Расход в условиях степной магистрали, когда средняя скорость колеблется в диапазоне 90–100 км/ч, составлял почти 20 л/100 км. А бак для такого расхода небольшой — всего 82 л. Аппетит нового мотора заметно скромнее. Даже когда по пустынной дороге разгонялись до очень высокой скорости, близкой к максимальной, расход топлива Discovery очень редко превышал 15 л/100 км. При спокойной езде, т. е. если ехать не быстрее 120 км/ч, и вовсе опускался до 10–11 л. Почти в два раза! И это позволяло не так сильно переживать насчёт бензина. Тем более что, запомнив прошлогодний опыт, сейчас организаторы подготовились серьёзнее, т. е. в каждой машине был солидный запас топлива.
А повод для беспокойства был. И существенный! Конец сентября — самый разгар топливного кризиса в стране. На АЗС попросту нет бензина: либо 92-го, либо, что чаще всего, вообще никакого, от АИ-80 до АИ-98. Опасаясь, что дальше будет хуже, не рисковали трогать канистры со стратегическим запасом топлива, а поступали просто: по две тысячи тенге с машины сверху — и на АЗС волшебным образом появлялось любое горючее в необходимом количестве. Такой вот «дефицит».
Но вернёмся к динамике. Двигатель имеет приводной компрессор, поэтому у него нет такого явления, как турбояма, характерная для турбированных моторов. При нажатии на педаль газа автомобиль мгновенно оживает, а новый восьмиступенчатый автомат обладает отменной реакцией и сразу подтыкает нужную передачу. И Disco выстреливает вперёд с завидным ускорением. Потеря 35 л.с., скажу я вам, не чувствуется вообще!
Аральск без Аральского моря
После обеда прибыли в бывший крупный морской порт Аральск. Порт сохранился до сих пор, но вода… Берег Аральского озера, как правило, называемого морем, ушёл на несколько десятков километров от порта.
Сейчас весь город засыпают пески, вокруг него пустыня. Море ушло, похоже, безвозвратно. Хотя местные жители уверены, что построенная дамба, закрывающая сток воды из Сырдарьи в южную часть Арала, поможет вернуть хотя бы северную, казахстанскую, часть бывшего второго по величине озера на планете. В город Байконур прибыли затемно. Так закончился первый день поездки.
Внутри нового Disco, на первый взгляд, всё то же самое, что было и в дорестайлинговом автомобиле. Но как говорится, тhe devil is in the details — дьявол кроется в деталях. Машина получила усовершенствованную аудиосистему, звучание которой действительно образцовое. Появились ранее недоступные системы, такие как Wade Sensing, которая отслеживает глубину преодолеваемого брода, и Reverse Traffic Detection, контролирующая пространство вокруг машины во время движения задним ходом. Внедрена технология T-junction, которая мониторит дорожную ситуацию в слепых зонах Т-образных перекрёстков.
Мы в Байконуре
Второй день казахстанского этапа экспедиции. Да, это был самый длинный день, хотя мы никуда не ехали. Точнее, покатались по округе немного, конечно же, но междугородные поездки не проводились. Подъём был ранним, в 6:30. И началась бурная трудовая деятельность. Скорый завтрак и трансфер на стартовый комплекс «Байконур», тот самый, откуда и улетают в космос ракеты.
На пятницу, 26 сентября 2014 года, назначен запуск космического корабля «Союз ТМА-14М» на МКС, на котором впервые после семнадцатилетнего перерыва полетит женщина. Это российский космонавт Елена Серова. Кроме неё на космическую станцию полетят космонавт Роскосмоса Александр Самокутяев и астронавт NASA Барри Уилмор.
Стартовый комплекс расположен в нескольких десятках километров от самого Байконура. И что интересно, на его территории тоже есть город с жилыми и производственными районами. Только названия он не имеет — просто городок. Вот туда мы и прибыли утром на нанятом автобусе, т. к. посторонние автомобили не пускают.
Космодром накануне старта
На территории городка есть два основных стартовых комплекса, причём называются они не космодром или ещё как, а просто центр испытаний, стартовый комплекс.
Нас привезли на комплекс № 1, носящий название «Союз», площадка 1. Другое название — «Гагаринский старт».
Именно с этой площадки в 1961 году совершил свой первый полёт в космос Юрий Гагарин. А в день посещения Байконура на этой площадке стояла ракета-носитель «Союз-ФГ» с кораблём «Союз ТМА-14М». В то же время в обоих городках, т. е. Байконуре и стартовом, бурлила жизнь — в предстоящую ночь должен произойти запуск корабля в космос. Но это будет ночью. А пока нас ждут интереснейшие экскурсии по местным учреждениям, не имеющим ничего общего с нашей гражданской жизнью, — всё про покорение космоса человеком.
Поздним вечером все заинтересованные люди собрались рядом с гостиницей «Союз», в которой перед полётом живут космонавты. В 20:40 они должны выйти из неё, помахать руками провожающим и сесть в автобус, который увезёт их на стартовый комплекс. Старт корабля назначен на 02:24.
А у нас опять очень много свободного времени. Поехали в городок, чтобы побродить по закрытым режимным объектам, посетить Музей космодрома.
Музей понравился. На задворках стоит макет — точная копия первого и единственного советского пилотируемого космического корабля многоразового пользования «Буран». В павильоне обширная экспозиция из предметов, так или иначе связанных с освоением космоса.
И всё здесь — оригинальные экспонаты, не копии, разве что стоящий у входа корабль «Союз» ненастоящий, точнее, он не копия, просто не полетел в космос в своё время.
Пока бродили по музею, небо затянулось тучами, заморосил мелкий противный дождик. Вот и посмотрели на старт корабля! Наверное, так подумали все. Жаль!
Ключ на старт!
Время пролетело незаметно. И снова сбор, садимся в автобус и быстро едем на смотровую площадку. От неё до стартового комплекса примерно полтора километра. В длиннофокусный объектив корабль виден как на ладони!
В общем, я готов к просмотру запуска! Теперь начинается самое интересное и томительное — ожидание старта. По громкой связи объявляют пятнадцатиминутную готовность. В телевик, имеющий 8-кратное оптическое увеличение, хорошо видно, как сопутствующие службы активно начинают покидать стартовый комплекс. Об этом вскоре начали извещать и по громкой связи. Пять минут до старта. На специально отведённые места, подальше от ракеты, переместились все службы безопасности. А в небе произошло чудо: тучи быстро куда-то исчезли, появились звёзды. И что самое интересное, небо было чистым лишь над стартовым комплексом, вдали оно оставалось затянутым.
Вскоре начался отсчёт времени до старта. По громкой связи раздалось долгожданное: «Ключ на старт!» В переводе на понятный язык это означает, что всё, что только возможно, было проверено, всё просто отлично, а теперь включается режим автоматической подготовки к запуску корабля. В это время человек изменить уже ничего не может. Может лишь отменить старт, и не более. Минута до старта. Отведены все опоры и отключены наземные системы жизнеобеспечения корабля.
За 5 секунд до старта над степью разнеслось: «Зажигание!»
И степь осветилась искусственным солнцем — стало светло как днём!
Через несколько секунд до нас, наблюдавших за запуском со стороны, донёсся рёв, настолько громкий, что, окажись рядом взлетающий боинг, мы бы его не услышали. Вслед за звуком пришла ударная волна, а вместе с ней и команда «Пуск!» Несмотря на чистое небо, долго наблюдать за кораблём не получилось.
Уже через минуту после запуска «Союз» превратился в яркую звезду на небе, которая осветила небольшие облака и озарила светом всю степь.
А через две минуты корабль представлял собой еле видимый огонёк среди звёзд. Прошло всего 300 секунд, т. е. ровно пять минут, а по громкой связи объявили, что корабль вышел на заданную орбиту и начинает сближение с МКС. Вот и всё шоу.
Небо снова затянулось облаками, пошёл дождь. А мы возвращаемся обратно в Байконур, в гостиницу, уже в 4 часа утра (или ночи?). Надо немного отдохнуть, чтобы утром выехать в Туркестан.
И ещё два дня скитаний, но уже по дороге домой
Обратная дорога домой — что может быть лучше или же скучнее? Всё зависит от точки зрения. В первый день мы преодолели лишь пару сотен километров до Туркестана, где и остановились на очередной ночлег.
В этом году почти весь участок дороги от Байконура до Туркестана сдали в эксплуатацию. Не везде магистраль четырёхполосная, кое-где ещё идут строительные работы. Зато практически нет тех жутких объездов по пыльной степи, что были год назад.
На следующий день выехали пораньше, чтобы доехать до Алматы. Впереди как-никак 900 км, а погода была явно против нас. Тот дождь, что начался в Байконуре, перебрался на восток и сопровождал нас на протяжении всего пути до Алматы.
Реванш удался
Может показаться странным, но эта лэндроверовская экспедиция прошла без приключений. Самое главное, что за 3 000 км пути по дорогам России и Казахстана не сломалась ни одна машина! Реванш, который решил взять Land Rover, удался. Впрочем, стоит отметить, что по сравнению с прошлым годом в этот раз отсутствовали другие модели LR — Range Rover и Freelander, которые, собственно, и ломались. А Disco не подводил и в прошлом году… Второе, что можно считать успехом, — на юге Казахстана в день нашей поездки не было особых проблем с бензином. Если топливо не продавали на одной заправке, то мы его покупали на другой. Третье — дорогу достраивают. Фактически осталось доделать примерно 100 км, из которых почти все приходятся на Южно-Казахстанскую область, точнее, на участок от города Шымкент до границы Жамбылской области. Есть недоделанные развязки и мосты на всём протяжении дороги на юге страны. Но будем надеяться, что уже в 2015 году этот долгострой уйдёт в прошлое и мы снова поедем на Disco по уже ровной современной дороге к очередным приключениям.
Кстати, это уже второй мой контакт с космическими экспедициями. Только в первый раз я ездил встречать космонавтов в степи Карагандинской области. Тоже есть о чём почитать.
Комментариев: 0