Как не раз отмечалось, поток покупателей в официальные салоны в последние 4–5 месяцев заметно сократился. Для привлечения покупателей в
Да, большую сумятицу внёс ввоз из соседней страны. Машины везли все: и простые граждане, как перекупщики, так и рядовые автовладельцы, и серые автосалоны, или параллельные импортёры, как они просят их называть. С оправданием «нам бы выжить в это непростое время» не брезговали воспользоваться шансом и официальные
Ослабление рубля = ослаблению авторынка Казахстана
Любая палка, как известно, о двух концах, так получилось и с нашим рынком. И если с одной, позитивной, стороны за счёт падения рубля в России автомобилисты получили привлекательные цены, а окончательно стёртые границы между тремя странами дали разнообразие в выборе, то с другой, негативной, наблюдаем отток капитала из Казахстана. Деньги, которые мы могли бы потратить у себя дома, с радостью отвезли в другую страну, даже несмотря на высокий риск остаться без штанов. Цена оказалась важнее! А значит, уменьшается наш валовой продукт и последствия повлияют не только на автосалоны, но и на всю экономику в целом. Но, увы, для населения понятие «национальная экономика» аморфно и вторично, что вполне объяснимо — своя рубашка ближе к телу.
Если взглянуть на общие цифры, кризис серьёзно потрепал официальный рынок. По сравнению с декабрём прошлого года продажи в январе упали на 40 %, хотя нужно понимать и то, что январь вообще месяц сниженной покупательской активности, но всё же. Февраль помог рынку незначительно отыграться, но тут секрет был прост — основным драйвером продаж стали скидки в дилерских центрах. Прибавка составила 18.3 % к январю, в марте снова просадка на 9.3 %.
Обычно продажи в марте растут, но покупатели, скорее всего, затаились в ожидании льготного автокредитования. То, что рынок насытился, мы утверждать не стали и оказались правы: ещё до старта госпрограммы по поддержке отечественного производителя стало понятно, что потенциал у внутреннего рынка ещё какой. Людям машины нужны. Они их хотят. Не удивимся, что и во сне им снится покупка машины! Именно такие ассоциации возникают у нас при виде очередей в дилерских центрах. Апрельские, или скорее майские, цифры будут положительными, к Ванге не ходи. Этот парашютик, хоть и небольшой (15 млрд тенге для физлиц хватит не более чем на 20–25 % от годового объёма продаж), но всё же позволит отечественным заводам и их дилерам хоть
Если же сравнить начало этого года с аналогичным периодом прошлого, как это обычно принято, то ситуация безрадостная: по итогам первого квартала
Продажи легковых и коммерческих автомобилей в Казахстане
Да, начало года не за автосалонами, ведь,
По серому рынку централизованной статистики никто не ведёт, и мы, как и раньше, опираемся на данные МВД об общем количестве зарегистрированных машин. Из них можно выделить количество машин, вставших на учёт в республике впервые. В принципе их все можно считать общим серым рынком. Но, с другой стороны, сложно представить даже пятилетнюю машину в качестве конкурента новенького автомобиля из салона. Поэтому мы выделяем для серого рынка из общей массы первичных регистраций автомобили в возрасте до трёх лет.
Регистрация новых транспортных средств всех типов в Казахстане с января по март 2015 года
В прошлом году большинство первичных регистраций составили официальные продажи. Но в конце 2014 года и в начале
Небольшой подъём официального рынка в феврале на фоне цифр серого рынка выглядел блёкло и неубедительно, а с результатами марта всеобщий спад обрёл наиболее чёткие формы. Кстати, по разговорам, многие автосалоны сократили численность своих штатов, в отдельных случаях вплоть до 40 %. Вот вам ещё один негативный фактор влияния на экономику — сколько людей осталось без работы и постоянного заработка.
Ситуация на рынке в разрезе марок и моделей
Кризис на официальном рынке затронул фактически все марки, как премиальные, так и народные, и доступные, в минусах закончила квартал даже LADA. Пострадала и Toyota, ведь большая часть автомобилей, ввезённых из России частниками, была именно этой марки. Если в январе ещё складывалось ощущение, что японскую марку кризис вообще не тронул, что работают меры поддержки продаж, взвешенная и оперативная ценовая политика, то в феврале, в самый пик активности параллельного импорта, продажи Toyota обрушились более чем в два раза, с более чем одной тысячи машин до менее пятисот. Это, к слову, абсолютный минимум для марки за последние два года.
Пример Toyota хоть и показателен, но не един для всех. Hyundai, к примеру, как один из лидеров отрасли и представитель класса доступных автомобилей, проиграв немного в январе, смог вернуть утраченные позиции в феврале и марте. Правда, на уровень прошлого года всё равно не вышел. Ещё пара лидеров, Kia и Renault, упали в продажах более заметно, но за счёт значительного запаса прочности продолжают держаться в верхних строчках
Кстати, тут немного отступим и позволим себе заметить, что спасательными жилетами для
Отечественный же товар совсем сдулся. Увы, как бы патриотично ни звучало «Сделано в Казахстане» и ни демонстрировались широчайшие модельные ряды, объёмы их продаж даже рядом не стоят — доля автомобилей российского производства в официальных продажах новых автомобилей в период кризиса только увеличилась. Если, к примеру, сделать выборку только в разрезе отечественного производства, то можно понять насколько.
В данном контексте особенно интересны как модели с самой глубокой локализацией производства, «рождённые» в Казахстане: Toyota Fortuner и SsangYong Nomad. По результатам трёх месяцев продано 188 «форчунеров» и 30 «номадов». Не густо, скажем так: куда более дорогих Prado и LC 200 в том же первом квартале продали в три с половиной раза больше, а хуже поистине казахстанского «Номада» не продавалась ни одна другая модель SsangYong.
Становится серьёзным испытанием текущая ситуация даже для тех брендов, которые не испытывали проблем в 2013–2014 годах. Chevrolet, к примеру, теряет интерес покупателей пачками (− 74.8 % за I квартал по сравнению с 2014 годом) и держится сегодня только за счёт «Нивы», впору бить тревогу и ŠKODA (− 75.8 %). Упали продажи Mitsubishi (− 65.8 %) и Nissan (− 71.4 %), SsangYong также приходится несладко (− 59.3 %). Упали на 32 % показатели и
Рынок продемонстрировал, что авторитетов для него не существует и выживает наиболее дальновидный и готовый к переменам игрок, а потребитель, как всегда, голосует рублём. Это устоявшееся выражение очень кстати, т. к. имеет как переносный, так и прямой смысл — для победы на рынке нужно держаться ближе к российским ценам. Кто это сможет сделать, тот и будет на коне.
Сделать цены, как в России
Кризис кризисом, а работать надо. Плыть против течения, как известно, можно, но очень сложно, и компании после сезона небывалых скидок (снижение средней стоимости автомобиля в годовом выражении составило 17 %) начали активно применять свои дипломатические качества. Первыми развернулись по течению сразу несколько дилеров. Hyundai добились от корейского офиса новых отпускных цен, максимально близких к российским. Такой же шаг сделали в Subaru, а недавно и BMW с успехом завершили переговоры с немцами на снижение отпускных цен. Ford тоже заточился на этот тренд.
Насколько подешевели новые автомобили?
Выборка по архивным объявлениям на сайте Kolesa.kz наиболее популярных автомобилей в I квартале 2014 и 2015 года
Кстати, есть даже случаи, когда именно в Казахстане цена на автомобиль может быть ниже, чем в РФ. Пример, конечно, не самый показательный, но всё же. Это Bentley. Англичане начали отпускать свои произведения по таким же ценам, как и в России, но благодаря тому что в Казахстане НДС ниже на 6 %, автомобили в наших
Как продаются дорогие автомобили?
Интересно было заглянуть и на рынок автомобильного «эксклюзива» — премиальный и люксовый сегменты. Есть мнение, что этому классу никакой кризис нипочём. Цифры говорят иначе. Сегмент F (это такие автомобили, как
Один — белый, другой — серый Opel
Если говорить о новичках рынка, то здесь нельзя пройти мимо появления марки Opel. Точнее, наверное, возрождения. Бренд периодически появлялся в Казахстане, но всегда очень странно, и также загадочно исчезал. Сегодня мы наблюдаем очередную попытку входа на рынок, и к делу подключились неофициалы. Параллельные импортёры начали завозить автомобили Opel в республику ещё пару лет назад, и новые немецкие машины с молнией на капоте уже встречаются на наших дорогах. Но в этом году было объявлено о начале официальных продаж марки в Казахстане, а в Алматы, Астане и Атырау появились автосалоны, оформлением напоминающие фирменные. В одной только южной столице новые «опели» можно приобрести аж в трёх местах. Мы посетили все эти
Отдельно отметим и Infiniti. Запуск продаж произошёл в конце
Вторичный рынок против новых
Авторынок наш, как и многие другие, структурирован как слоёный пирог. Всегда есть чётко очерченный верхний слой — официальные продажи новых автомобилей. Следующим пластом является серый рынок, т. е. неофициальные продажи — автомобили, предназначенные для других рынков, но перекупленные
Поскольку никак иначе оценить объём сделок
Соотношение первичных и вторичных регистраций всех типов транспортных средств в 2015 году
Для сравнения: в 2014 году в среднем в месяц регистрировалось около 39 000 транспортных средств (как новых, так и вторичных). И, кстати, на сегодняшний день число автомобилей в Казахстане перевалило за 4 млн, качественно увеличив показатель с 209 единиц на тысячу человек до 235.
Наиболее популярные марки на вторичном рынке по количеству перерегистраций в I квартале 2015 года
Резюме
Выводы, пожалуй, просматриваются в каждой части нашей статьи, но в конце хотелось подчеркнуть важный момент, на наш взгляд. Автомобильный бум стихает — уже не так интересны цены в соседней стране за счёт выпрямления курса рубля и пересмотра
В работе использовались данные АКАБ, АВТОСТАТ, агентства «АВТОКОНСАЛТИНГ.KZ» и МВД, а также автопроизводителей.
Комментариев: 0