Авторынок падает, и парашют только раскрывается

Авторынок падает, и парашют только раскрывается

Цифры продаж автомобилей конца 2014 года и первых трёх месяцев 2015-го продемонстрировали неважное здоровье официального авторынка. Автомобильная торговля оживилась как никогда, но не в стане дилеров. Год для отечественных продавцов и производителей грядёт непростой, по крайней мере по итогам первого квартала это просматривается. Как шли продажи и что сегодня является запасным парашютом для отечественного ритейла, об этом обо всём и поговорим.

Как не раз отмечалось, поток покупателей в официальные салоны в последние 4–5 месяцев заметно сократился. Для привлечения покупателей в шоу-румы на автомобили пришлось давать небывалые скидки и разрабатывать специальные программы. Не обошлось и без принятия мер жёсткой экономии. Главная цель — хоть как-то приблизиться к российским ценам, во многих случаях даже в убыток себе. Отечественное производство тоже приняло удар и не выдержало конкуренции с ввозом из России. Общий спад объёмов продаж машин отечественной сборки составляет более 60 %, а некоторые предприятия и вовсе остаются без работы, хотя и не сообщают о приостановке работы или закрытии. Именно таким запомнится начало года автобизнесменам.

Авторынок падает, и парашют только раскрывается
Тяжелее всех пережили I квартал года отечественные заводы — падение объёма продаж составило более 60 %

Да, большую сумятицу внёс ввоз из соседней страны. Машины везли все: и простые граждане, как перекупщики, так и рядовые автовладельцы, и серые автосалоны, или параллельные импортёры, как они просят их называть. С оправданием «нам бы выжить в это непростое время» не брезговали воспользоваться шансом и официальные шоу-румы — грешили продажами серых машин из России. Как всегда, в период кризиса выживает самый быстрый и сообразительный, а некоторые вольности можно себе простить — победителей не судят.

Ослабление рубля = ослаблению авторынка Казахстана

Любая палка, как известно, о двух концах, так получилось и с нашим рынком. И если с одной, позитивной, стороны за счёт падения рубля в России автомобилисты получили привлекательные цены, а окончательно стёртые границы между тремя странами дали разнообразие в выборе, то с другой, негативной, наблюдаем отток капитала из Казахстана. Деньги, которые мы могли бы потратить у себя дома, с радостью отвезли в другую страну, даже несмотря на высокий риск остаться без штанов. Цена оказалась важнее! А значит, уменьшается наш валовой продукт и последствия повлияют не только на автосалоны, но и на всю экономику в целом. Но, увы, для населения понятие «национальная экономика» аморфно и вторично, что вполне объяснимо — своя рубашка ближе к телу.

Авторынок падает, и парашют только раскрывается

Если взглянуть на общие цифры, кризис серьёзно потрепал официальный рынок. По сравнению с декабрём прошлого года продажи в январе упали на 40 %, хотя нужно понимать и то, что январь вообще месяц сниженной покупательской активности, но всё же. Февраль помог рынку незначительно отыграться, но тут секрет был прост — основным драйвером продаж стали скидки в дилерских центрах. Прибавка составила 18.3 % к январю, в марте снова просадка на 9.3 %.

Обычно продажи в марте растут, но покупатели, скорее всего, затаились в ожидании льготного автокредитования. То, что рынок насытился, мы утверждать не стали и оказались правы: ещё до старта госпрограммы по поддержке отечественного производителя стало понятно, что потенциал у внутреннего рынка ещё какой. Людям машины нужны. Они их хотят. Не удивимся, что и во сне им снится покупка машины! Именно такие ассоциации возникают у нас при виде очередей в дилерских центрах. Апрельские, или скорее майские, цифры будут положительными, к Ванге не ходи. Этот парашютик, хоть и небольшой (15 млрд тенге для физлиц хватит не более чем на 20–25 % от годового объёма продаж), но всё же позволит отечественным заводам и их дилерам хоть как-то продержаться в нелёгкий период.

Если же сравнить начало этого года с аналогичным периодом прошлого, как это обычно принято, то ситуация безрадостная: по итогам первого квартала 2015-го рынок упал на 27.2 % по отношению к 2014-му.

Авторынок падает, и парашют только раскрывается

Продажи легковых и коммерческих автомобилей в Казахстане

Авторынок падает, и парашют только раскрывается

Да, начало года не за автосалонами, ведь, во-первых, минус почти треть — это уже очень серьёзный признак кризиса, а во-вторых, если посмотреть на регистрации новых автомобилей в стране, то мы получим просто невероятный взлёт приобретений! Ещё раз подтверждается, что потенциал начала года был потрясающим, просто люди потратили деньги не в отечественных шоу-румах.

По серому рынку централизованной статистики никто не ведёт, и мы, как и раньше, опираемся на данные МВД об общем количестве зарегистрированных машин. Из них можно выделить количество машин, вставших на учёт в республике впервые. В принципе их все можно считать общим серым рынком. Но, с другой стороны, сложно представить даже пятилетнюю машину в качестве конкурента новенького автомобиля из салона. Поэтому мы выделяем для серого рынка из общей массы первичных регистраций автомобили в возрасте до трёх лет.

Регистрация новых транспортных средств всех типов в Казахстане с января по март 2015 года

Авторынок падает, и парашют только раскрывается

В прошлом году большинство первичных регистраций составили официальные продажи. Но в конце 2014 года и в начале 2015-го серый рынок получил всплеск, догнал и переиграл официальный. На февраль, как уже много говорили, приходится пик серых приобретений. Всего первичных регистраций в тот месяц, судя по данным МВД, было совершено аж 53.6 тысячи (правда, это вообще все ТС, включая даже мотоциклы и прицепы, но всё равно впечатляет)! Чтобы понять эти объёмы, достаточно вспомнить, что в 2011 году официальные продажи за весь год составили немногим более 45 тысяч машин. Даже вычтя из всех первичных регистраций машины старше трёх лёт, а затем официальные продажи, в итоге мы выйдем на цифру почти 38 тысяч регистраций за весь квартал, что примерно в полтора раза больше продаж официальных. Таким вот был потенциал рынка в цифровом измерении.

Небольшой подъём официального рынка в феврале на фоне цифр серого рынка выглядел блёкло и неубедительно, а с результатами марта всеобщий спад обрёл наиболее чёткие формы. Кстати, по разговорам, многие автосалоны сократили численность своих штатов, в отдельных случаях вплоть до 40 %. Вот вам ещё один негативный фактор влияния на экономику — сколько людей осталось без работы и постоянного заработка.

Ситуация на рынке в разрезе марок и моделей

Кризис на официальном рынке затронул фактически все марки, как премиальные, так и народные, и доступные, в минусах закончила квартал даже LADA. Пострадала и Toyota, ведь большая часть автомобилей, ввезённых из России частниками, была именно этой марки. Если в январе ещё складывалось ощущение, что японскую марку кризис вообще не тронул, что работают меры поддержки продаж, взвешенная и оперативная ценовая политика, то в феврале, в самый пик активности параллельного импорта, продажи Toyota обрушились более чем в два раза, с более чем одной тысячи машин до менее пятисот. Это, к слову, абсолютный минимум для марки за последние два года.

Пример Toyota хоть и показателен, но не един для всех. Hyundai, к примеру, как один из лидеров отрасли и представитель класса доступных автомобилей, проиграв немного в январе, смог вернуть утраченные позиции в феврале и марте. Правда, на уровень прошлого года всё равно не вышел. Ещё пара лидеров, Kia и Renault, упали в продажах более заметно, но за счёт значительного запаса прочности продолжают держаться в верхних строчках хит-парада. Эту группу можно отнести к тёртым калачам, которые однозначно переживут кризис.

Кстати, тут немного отступим и позволим себе заметить, что спасательными жилетами для марок-лидеров в Казахстане явились именно модели российского производства: для Hyundai кассу делает Accent, Kia — седан Rio, «тойоту» тянет питерская Camry, для Volkswagen палочка-выручалочка — Polo Sedan, Renault цветёт сразу за счёт трёх «россиян» Duster, Sandero и Logan, и, конечно же, непоколебимым лидером опять является LADA со 100-процентным российским содержанием. Народ вёз эти же машины всерую, они же сохранили своё лидерство и на официальном рынке.

Авторынок падает, и парашют только раскрывается

Отечественный же товар совсем сдулся. Увы, как бы патриотично ни звучало «Сделано в Казахстане» и ни демонстрировались широчайшие модельные ряды, объёмы их продаж даже рядом не стоят — доля автомобилей российского производства в официальных продажах новых автомобилей в период кризиса только увеличилась. Если, к примеру, сделать выборку только в разрезе отечественного производства, то можно понять насколько.

Авторынок падает, и парашют только раскрывается

В данном контексте особенно интересны как модели с самой глубокой локализацией производства, «рождённые» в Казахстане: Toyota Fortuner и SsangYong Nomad. По результатам трёх месяцев продано 188 «форчунеров» и 30 «номадов». Не густо, скажем так: куда более дорогих Prado и LC 200 в том же первом квартале продали в три с половиной раза больше, а хуже поистине казахстанского «Номада» не продавалась ни одна другая модель SsangYong.

Становится серьёзным испытанием текущая ситуация даже для тех брендов, которые не испытывали проблем в 2013–2014 годах. Chevrolet, к примеру, теряет интерес покупателей пачками (− 74.8 % за I квартал по сравнению с 2014 годом) и держится сегодня только за счёт «Нивы», впору бить тревогу и ŠKODA (− 75.8 %). Упали продажи Mitsubishi (− 65.8 %) и Nissan (− 71.4 %), SsangYong также приходится несладко (− 59.3 %). Упали на 32 % показатели и Uz-Daewoo, Honda тоже в группе риска — явно не хватает объёма продаж (− 28.1 %). Самый показательный на нашем рынке пример — это Suzuki. Их продажи фактически встали, закрылось представительство в Казахстане — первые потери. Продажи, конечно, пока не закрываются, но перспективы уже кажутся туманными. С Peugeot тоже всё очень непросто на нашем рынке — только марка начала раскачиваться, как вновь ударила по ней волна кризиса, вдобавок не радуют вести из России, где калужский завод «ПСМА Рус» приостановил производство моделей Peugeot 408 до июля 2015 года.

Авторынок падает, и парашют только раскрывается
Калужский завод приостановил выпуск автомобилей марки Peugeot и Citroen до июля, небольшие простои производства и у марки Mitsubishi

Рынок продемонстрировал, что авторитетов для него не существует и выживает наиболее дальновидный и готовый к переменам игрок, а потребитель, как всегда, голосует рублём. Это устоявшееся выражение очень кстати, т. к. имеет как переносный, так и прямой смысл — для победы на рынке нужно держаться ближе к российским ценам. Кто это сможет сделать, тот и будет на коне.

Сделать цены, как в России

Кризис кризисом, а работать надо. Плыть против течения, как известно, можно, но очень сложно, и компании после сезона небывалых скидок (снижение средней стоимости автомобиля в годовом выражении составило 17 %) начали активно применять свои дипломатические качества. Первыми развернулись по течению сразу несколько дилеров. Hyundai добились от корейского офиса новых отпускных цен, максимально близких к российским. Такой же шаг сделали в Subaru, а недавно и BMW с успехом завершили переговоры с немцами на снижение отпускных цен. Ford тоже заточился на этот тренд.

Авторынок падает, и парашют только раскрывается
Ford EcoSport начал поступать в отечественные шоу-румы, и именно с российского конвейера, что сделало его доступным: разница с Россией примерно $1 500

Насколько подешевели новые автомобили?

Выборка по архивным объявлениям на сайте Kolesa.kz наиболее популярных автомобилей в I квартале 2014 и 2015 года

Авторынок падает, и парашют только раскрывается

Кстати, есть даже случаи, когда именно в Казахстане цена на автомобиль может быть ниже, чем в РФ. Пример, конечно, не самый показательный, но всё же. Это Bentley. Англичане начали отпускать свои произведения по таким же ценам, как и в России, но благодаря тому что в Казахстане НДС ниже на 6 %, автомобили в наших шоу-румах стоят дешевле.

rinok-11Авторынок падает, и парашют только раскрывается

Как продаются дорогие автомобили?

Интересно было заглянуть и на рынок автомобильного «эксклюзива» — премиальный и люксовый сегменты. Есть мнение, что этому классу никакой кризис нипочём. Цифры говорят иначе. Сегмент F (это такие автомобили, как Mercedes-Benz S-Class, BMW 7-й серии, Lexus LS, Porsche Panamera и прочие) по итогам трёх месяцев упал на 58 %. Не даёт окончательно угаснуть этой категории класс больших и люксовых внедорожников (типа Lexus LX, Infiniti QX 80, LR Range Rover и другие) — в первом квартале заметен плюс по сравнению даже с 2014 годом. Хотя стоит отметить, что толпа покупателей, стремящихся купить дорогие автомобили, тоже прошла мимо официалов — большая часть покупок пришлась на серую часть рынка. И опять же тащили лакшери-бренды из России, те же Bentley, Mercedes, Porsche, BMW и Audi, а в Сети гуляли фотографии «роллс-ройсов» на московских транзитниках, доставленных в Казахстан.

Авторынок падает, и парашют только раскрывается

Один — белый, другой — серый Opel

Если говорить о новичках рынка, то здесь нельзя пройти мимо появления марки Opel. Точнее, наверное, возрождения. Бренд периодически появлялся в Казахстане, но всегда очень странно, и также загадочно исчезал. Сегодня мы наблюдаем очередную попытку входа на рынок, и к делу подключились неофициалы. Параллельные импортёры начали завозить автомобили Opel в республику ещё пару лет назад, и новые немецкие машины с молнией на капоте уже встречаются на наших дорогах. Но в этом году было объявлено о начале официальных продаж марки в Казахстане, а в Алматы, Астане и Атырау появились автосалоны, оформлением напоминающие фирменные. В одной только южной столице новые «опели» можно приобрести аж в трёх местах. Мы посетили все эти шоу-румы. Забавно, но лишь в одном из трёх салонов признали, что не являются официальным дилером марки, сказав, что официалов в РК вообще нет. В другом салоне мы услышали, что  только они напрямую работают с компанией Opel, а в других местах машины лучше не брать. Третий дилер сообщил, что помимо него в Алматы действует ещё один официальный автосалон и оба являются фирменными. При этом на глобальном сайте www.opel.com информация о дилерских центрах в Казахстане отсутствует вообще. Не исключено, что сегодняшнее серо-белое присутствие и есть начало цивилизованного развития немецкого бренда в нашей стране. Только вот время выбрано не совсем удачно, да и в России, к примеру, Opel недавно покинул рынок в свете кризиса — нехороший сигнал.

Авторынок падает, и парашют только раскрывается

Отдельно отметим и Infiniti. Запуск продаж произошёл в конце 2014-го, и уже в первом квартале 2015-го люксовый бренд «Ниссана» продемонстрировал неплохие цифры. Конечно же, ставки были сделаны на SUV серии QX, и они принесли свои первые плоды. Большой внедорожник QX 80 по продажам догнал более доступный Nissan Patrol. А ещё из новинок нельзя пропустить «китайцев» фирмы JAC («жак», или «джак», или «як» — называют все по-разному). Целый модельный ряд стремится попасть в Казахстан и захватить сердца казахстанцев при помощи льготного автокредитования. Совершенно верно, у нас планируют организовать сборку этих автомобилей, только пока информации об этой инициативе почти никакой нет.

Вторичный рынок против новых

Авторынок наш, как и многие другие, структурирован как слоёный пирог. Всегда есть чётко очерченный верхний слой — официальные продажи новых автомобилей. Следующим пластом является серый рынок, т. е. неофициальные продажи — автомобили, предназначенные для других рынков, но перекупленные где-то и привезённые в Казахстан. Здесь уже нет чётких цифр, поскольку серые продавцы не стремятся к обнародованию данных о своих продажах. А третий слой пирога — продажи на вторичном рынке, т. е. сделки с подержанными машинами и перепродажи тех же новых. Тут царит полная неразбериха: никто никогда этот рынок не контролировал, представление о нём было весьма смутное, и границы между серым и вторичным слоями часто размываются.

Авторынок падает, и парашют только раскрывается

Поскольку никак иначе оценить объём сделок купли-продажи не представляется возможным, мы вновь обратились к данным МВД о регистрации автомобилей за обозреваемый период. Всего за I квартал года набралось около 263.6 тысячи регистраций, а если отнять от них первичные регистрации, то вторичный рынок выглядит весьма внушительно — 138.6 тысячи регистраций в первом квартале года, или примерно 52.6 % от всех сделок. Для примера: за I квартал 2014 года вторичных регистраций было в два раза меньше, но их доля была превалирующей — она составляла более 71 % всех регистраций. Главный тренд квартала — ввоз из России — заметно подогрел и вторичный рынок.

Соотношение первичных и вторичных регистраций всех типов транспортных средств в 2015 году

Авторынок падает, и парашют только раскрывается

Для сравнения: в 2014 году в среднем в месяц регистрировалось около 39 000 транспортных средств (как новых, так и вторичных). И, кстати, на сегодняшний день число автомобилей в Казахстане перевалило за 4 млн, качественно увеличив показатель с 209 единиц на тысячу человек до 235.

Наиболее популярные марки на вторичном рынке по количеству перерегистраций в I квартале 2015 года

Авторынок падает, и парашют только раскрывается

Резюме

Выводы, пожалуй, просматриваются в каждой части нашей статьи, но в конце хотелось подчеркнуть важный момент, на наш взгляд. Автомобильный бум стихает — уже не так интересны цены в соседней стране за счёт выпрямления курса рубля и пересмотра прайс-листов российскими дилерами. Всё возвращается на круги своя, а программа льготного кредитования должна этому только поспособствовать. Хотя прогнозы отечественных дилеров после такой встряски оказались более сдержанными — большинство надеется, что год закроется с цифрами 100–120 тысяч автомобилей. Само собой, если не случится вдруг чего опять — ситуация на рынке по-прежнему остаётся нестабильной.

В работе использовались данные АКАБ, АВТОСТАТ, агентства «АВТОКОНСАЛТИНГ.KZ» и МВД, а также автопроизводителей.

Комментариев: 0

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.