С весны 2022 года в Российской Федерации не прекращается кризис и спад активности автопромышленности. Ушли в простой не только заводы зарубежных марок, а некоторые так и вовсе свернули свою деятельность. Ситуация, естественно, не могла не ударить и по Казахстану тоже. Приличная часть здешних модельных линеек, причём пользующихся большим спросом у казахстанцев, состоит либо из автомобилей российской сборки, либо же поставляется из РФ на наши заводы в виде машинокомплектов.
Также не стоит забывать, что дистрибуцией определённых марок вроде Nissan, Infiniti, Mitsubishi, Jaguar и Land Rover занимались российские представительства. Их деятельность была приостановлена или сведена до минимального уровня загрузки. Работа с поставками из-за рубежа у большинства офисов заморозилась.
Toyota
Из России в Казахстан поставлялись две модели Toyota, которые выпускались на заводе в Шушарах: Camry и RAV4. Производство встало ещё весной, а в конце сентября стало известно, что японцы решили закрыть производственную площадку. Возобновлять сборку машин в РФ при текущей ситуации Toyota не намерена.
Собственно, всё это время казахстанские дилеры марки распродавали остатки Camry и RAV4, стоявшие на складах, и думали, как возобновить поставки двух моделей, делавших существенную долю ежемесячных сделок.
Загвоздка с RAV4 уже разрешилась. Представители компании официально сообщили, что возить кроссовер будут напрямую из Японии. Продажи должны начаться до конца года, но цены пока не озвучены. Вероятно, аналогичным образом поступят и с Camry, но публично об этом ещё не заявляли.
Hyundai и Kia
Из казахстанских автосалонов корейских марок пропали родственные Hyundai Accent и Creta, а также Kia Rio в обоих кузовах: седан и хетч. Несмотря на то что в Казахстане эти машины собирались на разных заводах (Hyundai — в Алматы, Kia — в Костанае), машинокомплекты предприятия получали из
Renault
Больнее всего конфликт ударил по бизнесу французского бренда. Дело в том, что практически вся модельная линейка марки, представленная в Казахстане, так или иначе выпускалась в России. Кроссоверы Arkana, Captur и Duster делали в Москве, а Logan на пару с Sandero — на АВТОВАЗе в Тольятти.
Об уходе Renault из России стало известно ещё весной. Завод марки передали московским властям за символическую плату и переименовали обратно в «Москвич». Ожидается, что в столице снова начнут делать машины до конца 2022 года, но уже при партнёрстве с китайцами. При этом остаётся слабая надежда на возобновление выпуска Duster, но уже под другим брендом и в Тольятти.
В автосалонах Казахстана Renault ещё продаются, но это автомобили из складских запасов. Ничего нового, помимо коммерческой техники, пока ожидать не стоит, так как замена на модели с европейского рынка выйдет непомерно дорого.
Mitsubishi и Nissan
11 октября стало известно, что и Nissan сворачивает всю деятельность в России и продаёт завод под Санкт-Петербургом, где делали кроссоверы
В приложении Kolesa.kz, в разделе «Новые авто из салона», можно отслеживать наличие большинства марок и моделей на рынке Казахстана. «Террано», к примеру, на момент публикации всё ещё висит в продаже: 46 автомобилей в разных автосалонах страны.
Mitsubishi об официальном уходе из России пока не заявляла. Однако российский конвейер «ПСМА Рус» в Калуге не запускали с весны. Там локализованы внедорожник Pajero Sport и кроссовер Outlander. Модели, к слову, уже сняли с официальных сайтов казахстанских дилеров.
Отметим, согласно данным японской газеты Nikkei, автопроизводитель рассматривает возможность прекращения деятельности в РФ.
Volkswagen
Российско-украинский конфликт и связанные с ним санкции, а также разрывы логистических цепочек привели к тому, что заводы в Калуге и Нижнем Новгороде, занимающиеся выпуском автомобилей Volkswagen и Škoda, простаивают с начала марта, и, похоже, в ближайшее время линии этих предприятий запущены не будут.
Для Казахстана это означает скорую пропажу из салонов относительно нового Volkswagen Taos нижегородской сборки и Polo на пару с Tiguan калужской. Пока машины значатся в дилерских прайсах, но, судя по сентябрьской статистике продаж, если их и покупают, то единицы. Суммарные продажи Volkswagen в стране хуже реализации марки Nissan с его 37 машинами.
Lada
Несмотря на то что АВТОВАЗ перезапустил производство автомобилей в Тольятти ещё в начале лета, до Казахстана Lada Granta и обе модификации «Нивы» не доедут. Дело в том, что заводчане собирают машины в упрощённых комплектациях без некоторых систем безопасности и с пониженным экологическим классом. Такие авто запрещено регистрировать на территории Казахстана.
Продавцам «лады» остаётся только реализовывать запасы и те машины, что удалось собрать в Костанае, до того как опустеют склады с комплектующими. Конец этих автомобилей не за горами. По итогам сентября ни одна Lada не попала в
УАЗ
По схожему с АВТОВАЗом пути пошёл и Ульяновский завод. В линейке марки появились машины в упрощённых комплектациях с моторами, не соответствующими современным экологическим нормам. Двигателями
Также, по данным редакции Kolesa.kz, у UAZ наблюдается дефицит моделей Pickup даже для внутреннего рынка РФ, так как огромные объёмы грузовичка закупает министерство обороны.
Кто-то ушёл, а кто-то пришёл
Нельзя сказать, что казахстанский авторынок опустел вконец на фоне пропажи ряда популярных моделей. Освободившиеся места быстрыми темпами занимают китайские марки. За последние несколько лет к знакомому в стране JAC добавились Great Wall, Haval, Chery, Exeed, Changan, Bestune, а на очереди возвращение Geely и приход BYD. И это далеко не полный список. Причём марка JAC, которая не один год выстраивала отношения с казахстанскими автомобилистами и имеет сборку в Казахстане больше пяти лет, уже потеряла позицию — по итогам девяти месяцев продаж 2022 года Chery обошёл «джака» с отрывом 100 с плюсом единиц.
где же отечественное производство, которое так усердно лоббируют наши не до руководители гос аппарата.
да какое оно отечественное производство, тупо перепродавали авто собранное в РФ.
как обычно обманывают бедных казахов
а наши где???? такие триллионы вкинул!!!Сан ёнг,жаки нашей сборки и все остальные?????
Напишите, что производят наши заводы, которые усердно защищают наши чиновники
Свое где ???
Наши где?
Надо эти заводы тут ставить потом по на экспорт)
В очередной раз обасрались…, и не в последний. ))
Скажите, почему наши не собирают свои машины???
Был же трактор Казахстан.
Можно легковые машины со,ирать под названием АРБА GTi
Собирают же свои машины…в простонародие прозвали Жаке(JAC)
Нельзя самим собирать, иначе племянники важных и уважаемых людей потеряют свой «бизнес» по перепродаже автомобилей привезённых из России