1980-articles-1-650

Как купить машину с живой коробкой передач

Мы уже писали, как не купить битую машину, и как определить неисправный двигатель. Ещё один важный этап — выявить мёртвую коробку передач, ремонт которой съест всю зарплату или даже полугодовой бюджет, если агрегат придётся менять.

Мы уже писали, как не купить битую машину, и как определить неисправный двигатель. Ещё один важный этап — выявить мёртвую коробку передач, ремонт которой съест всю зарплату или даже полугодовой бюджет, если агрегат придётся менять.

Как-то я купил автомобиль, состояние двигателя и кузова которого было хорошим, но вот автомат оказался изнасилованным, и вскрылось это уже после покупки. Судя по всему, прежний владелец где-то застрял, машину пришлось долго буксовать, что привело к подгоранию механизмов и загрязнению масла стружкой, как следствие, рывки с первой на вторую передачу, особенно в зимнее время. Дефектовка и замена изношенных частей затянулась на три месяца и стоила мне несколько сотен тысяч тенге.

Как избежать такого сценария? В этой статье мы рассмотрим основные проблемы четырёх вариантов коробки передач:

— , — , — , — .

Механика — «палка-мешалка»

Проверить МКП проще всех остальных. Сразу обратите внимание на чёткость включения передач: если рычаг разболтан и при переключении тяжело понять, попал ли в передачу, то, скорее всего, пробег у авто и коробки большой. Такую машину лучше внимательно изучить. Должен насторожить трансмиссионный гул (вой шестерёнок) в коробке при движении. Само собой, обратите внимание на мягкость педали сцепления и её равномерный ход как при выжиме, так и при возврате.

В современных автомобилях МКП всё чаще ставят на самые простые версии. Будьте внимательны: машина могла работать в такси, где обычно коробку не жалеют и пробеги большие.

Самые важные вопросы к МКП:

— Не выбивает ли включённую передачу на нейтраль? — Не пробуксовывает ли сцепление при переключениях? — Все ли передачи включаются с одинаковым усилием как на повышение, так и на понижение? — Нет ли характерного хруста при переключениях?

Если всё тип-топ, осталось узнать, как давно в ней меняли масло, и осмотреть картер коробки для определения подтёков.

В случае проблем с механикой стоимость ремонта существенно ниже, чем у автоматических типов трансмиссии. К тому же отремонтировать коробку можно в многочисленных специализированных СТО, ведь «мешалка» всё ещё популярна.

Коробка-автомат

Гораздо сложнее и драматичнее может сложиться судьба владельца подержанного автомата. Автоматическая трансмиссия состоит из очень большого количества элементов, точно подогнанных друг к другу и критичных к качеству и уровню трансмиссионного масла и фильтра.

Первым делом проверьте трансмиссионный масляный щуп. Если масло на нём тёмного цвета, потребуется замена. Низкий уровень — необходим поиск причин утечки и долив. Щуп пахнет горелым или масло окрашено в тёмно-серый цвет, то, скорее всего, в нём уже опилки, и это сигнал проверить фильтр и магнит (сливную пробку).

Масло на трансмиссионном щупе графитового цвета — тревога!

Частенько бывает, что щуп заводом не предусмотрен. В этом случае необходимо загнать авто на СТО для проверки состояния масла. Не пренебрегайте этой простой проверкой.

Магнитная пробка собирает на себя стружку. Если она вот такая, то автомат уже нездоров

Оценить историю жизни трансмиссии можно по косвенным признакам. Автомат, к примеру, очень не любит долгой езды под нагрузкой, особенно в жару. Он может перегреться, что грозит необратимыми последствиями. У машины есть фаркоп (такие машины часто приходили из Европы), значит, возила прицеп или домик на колёсах и ресурс автомата явно снижен. Внедорожник подготовлен для бездорожья (шноркель, грязевая резина, лифт), наверняка он часто буксовал и подвергался экстремальным нагрузкам — подъёмы или эвакуация застрявших товарищей. Машина принадлежала любителю быстрой езды (тюнинг двигателя, громкий выхлоп и сточенная резина), то должны понимать, что автомат регулярно пришпоривали.

Но ресурс АКПП сильно зависит от её типа. Архаичный 4-ступенчатый автомат хоть и славится топливной прожорливостью и медленно разгоняется, но обладает большим запасом прочности. Современные (6-ступенчатые и выше) коробки позволяют быстрее разгонять машину и экономить бензин, но ресурс их не доходит и до 200 тысяч без капремонта. Связано это с тем, что заводы заявляют такие коробки необслуживаемыми. Якобы масло и фильтр в нём рассчитаны на весь срок службы, и срок жизни коробки при этом около 150–200 тысяч км. Впрочем, производители этого и добиваются — в развитых странах при указанных пробегах принято машину менять на новую. Хотите продлить срок жизни автомата, менять масло нужно через каждые 40–60 тысяч км в любом автомате.

Старенький 4-ступенчатый автомат может пережить современные при правильном уходе

Проверьте автомат во всех режимах работы, от P до R, включая пониженные передачи, спортивный и зимний режимы, если есть. На автомобилях постарше есть функция O/D, когда её выключаешь, коробка остаётся без высшей передачи и интенсивнее разгоняется.

Переключая рычаг, обратите внимание на происходящее в каждом режиме. Сильные толчки и удары при переключении, металлические звуки, долгое время переключения (от двух секунд и больше) говорят об износе агрегата. Допускается небольшой толчок автомата при переходе в режим D с ногой на тормозе. Посмотрите на щиток приборов: борткомпьютеры в современных автомобилях подробно описывают неисправности, а в машинах постарше об имеющейся проблеме говорят контрольные лампы. Заметили? Требуется дополнительная проверка коробки.

На ходу при уже прогретых механизмах проверьте количество и качество переключения. При спокойном разгоне до 60 км/ч автомат переключается 2-3 раза. Переключения должны быть плавными и практически незаметными. Конечно, тут всё зависит от самой коробки, но в большинстве случаев передачи переключаются без ущерба комфорту. Если автомат пинается, у него отсутствуют передачи. Скачет без причины с одной на другую, передача зависает и после с большой паузой включается другая — требуется дополнительная диагностика.

Причина может быть и не очень серьёзной, вроде старого масла или некорректно работающего электронного датчика, но поиск займёт много времени. И съест деньги. Особенно трудна диагностика на современных автоматах, которые нужно снимать с машины и разбирать, чтобы даже просто отдефектовать.

Если это сделать не получается, мы бы рекомендовали отказаться от покупки.

Кстати, многие официальные сервисы и вовсе не ремонтируют автоматы, а только заменяют их на новые. А если и берутся починить, то не дают гарантии на ремонт. На специализированных СТО могут вернуть к жизни автомат и даже дать гарантию (обычно около года), но вот покупка авто уже с отремонтированным агрегатом — это игра в рулетку. Не воспринимайте фразу «автомат после капремонта» как несомненный плюс, ведь всё зависит от мастера, перебиравшего коробку. Кто поручится за него?

Но вернёмся к тест-драйву. Надо проверить, как автомат справляется с резким нажатием на педаль газа в пол — кикдаун: скидывает ли коробка одну-две передачи вниз и начинает ли резко ускоряться? Если вместо этого автомат тупит, дёргается и неадекватно себя ведёт — коробка серьёзно хандрит.

При переводе с P на D или R в салоне появляется ощутимая вибрация, автомату, вероятно, уже не очень хорошо. Но причин может быть много: от состарившихся подушек до погибающего гидроблока. У вас нет стойкого желания с ними разбираться, лучше поискать другую машину.

Вариаторы

Всё вышесказанное ещё в большей степени касается бесступенчатых вариаторных коробок. В отличие от автомата первичный вал (от двигателя) связан напрямую со вторичным (с коробкой) с помощью ремней или цепей, что увеличивает КПД агрегата, а значит, уменьшает расход топлива. С другой стороны, вариатор ещё более требователен к качеству масла и фильтров и сокращению интервалов между их заменами.

Особенность вариатора во время езды в том, что у него нет выраженных передач. Создаётся впечатление, что никакой коробки и нет вовсе: у исправного вариатора не должно быть рывков, толчков, посторонних шумов и пробуксовок.

У современных вариаторов чаще всего есть ручной режим, эмулирующий работу автомата-типтроника. Оцените качество переключений.

Кроме того, не так много СТО берутся за ремонт такой коробки, соответственно, риски некачественного ремонта ещё выше. Ресурс цепи — 150–200 тысяч км, а масло менять надо раз в 50 тысяч км. Спросите у хозяина, есть ли сервисная книга, где замены указаны. Книги нет и никак невозможно проверить интервалы, лучше отказаться от такой машины. Если владелец давно ездит на авто, но не делал обслуживания, это придётся делать вам. Но не факт, что коробка перенесёт сервис без проблем.

В общем, планируя покупку авто с вариатором, смотрите на пробег. 200 000 км и выше без капремонта — приберегите пару сотен тысяч на полную переборку или обратите внимание на другие предложения.

И кстати, вариатор ещё больше склонен к перегреву, чем большинство автоматов. А с учётом того, что их всё чаще можно встретить на кроссоверах, тщательная диагностика обязательна. Благо, что электроника в них умеет следить за температурой и в случае критичной переводит агрегат в аварийный режим.

Робот

Ещё один тип трансмиссии, вызывающий множество споров, — роботизированная коробка, сокращённо «робот». Лет 10 назад, когда эти агрегаты стали устанавливаться на автомобили, такие трансмиссии были очень ненадёжными: сырые технологии породили множество отзывных кампаний даже у известных производителей. Кроме того, они переключали передачи очень нерасторопно. Сейчас роботы гораздо более совершенны, но отношение водителей к этим коробкам осталось негативным.

Классический робот не имеет режима P и требует иного обращения в отличие от автомата или вариатора

Многие думают, что робот — вид автомата. Вовсе не так. Это механическая коробка передач с приводами и сложными электронными мозгами для автоматизированного переключения. Несмотря на то что педалей у робота тоже две, надо учитывать некоторые особенности управления. Чтобы робот жил дольше, придётся навсегда исключить старт с двух педалей, уменьшить количество рывков в пробках, а также сократить время отжигов с перекрёстков (особенно для КПП с сухим сцеплением, например, DSG 7 у маломощных моделей Škoda и VW), чтобы избежать перегрева. Не терпит робот постоянных резких торможений при езде накатом. На первых роботах и вовсе нужно было переводить рычаг на нейтраль на светофорах, чтобы не гробить сцепление, чего многие водители по сей день не знают и продолжают ездить, как на обычных автоматах. Диски сцепления в таком случае быстро стираются: как если бы вы на механике стояли на первой передаче, не выключая сцепление. И только на современных роботах, в том числе и DSG, этого не требуется, автоматика всё делает сама.

На переднем плане электроактуатор, выжимающий сцепление и переключающий передачи. В этой связи коробка и названа роботизированной

Особенность РКП бюджетного класса заключается в том, что езда на них не такая плавная в сравнении с автоматами. Чаще к роботу приходится приноравливаться самому водителю: скидывать газ при переключениях, как и на механике, давая автоматике переключиться. Кто-то с этим справляется легко и остаётся довольным, а кто-то начинает ругать коробку на чём свет стоит.

Если говорить обобщённо, пока что робот — страшный сон автолюбителя. Историй множество об их поломке на пробегах 20–30 тысяч километров на дорогих машинах. С этим связаны и отзывные кампании, и продлённая гарантия на такие типы трансмиссии до 3–5 и даже до 10 лет. Самая страшная вещь, которая случается с роботом, — выход из строя мехатроника, мозгов коробки. Это влечёт за собой затраты с пятью нулями, и хорошо, если в такой ситуации автомобиль был на гарантии.

Но, как бы то ни было, за этими коробками будущее. На всех современных премиальных, люксовых и спортивных автомобилях установлены преселективные роботы (PDK — на Porsche, Speedshift — на Mercedes-Benz, DCT M Drivelogic — на BMW) — они быстрее и экономичнее традиционных автоматов, а все глюки или недоработки постепенно устраняются.

Адекватно проверить состояние аппарата непросто. У такой коробки очень сложная электроника и автоматика, основанные на большом числе датчиков и актуаторов. Электронную диагностику робота желательно провести на фирменном сервисе перед покупкой, т. к. мастерских по ремонту роботов ещё меньше, чем для вариаторов и автоматов. Меняются детали, как правило, целыми блоками, что очень недёшево. На тест-драйве нужно обратить внимание на дрожание при трогании, рывки в момент переключений, лишние шумы, дребезжание, работу коробки под нагрузкой.

Учитывая все эти моменты, автомобили с роботами — это и сложность при будущей перепродаже машины. Когда есть возможность выбрать между Škoda Octavia на обычном автомате или роботе DSG, следует подумать дважды.

Не пренебрегайте проверкой коробки передач при покупке автомобиля. У каждой есть свои тонкие места, и когда эти самые места рвутся, машина встаёт на прикол, а ремонт агрегата выливается в большие траты.