1930-articles-650

Как велосипедисту выжить, а автомобилисту не сесть

Каждый раз, выезжая на велотренировку, стараюсь навести дома порядок — ну мало ли что... Когда я на машине, то напряжение меньше. Но в разгар велосезона приходится быть очень внимательным, так как многие наши велосипедисты не только бесстрашны, как водилы, но ещё и незаметны на дороге.

Каждый раз, выезжая на велотренировку, стараюсь навести дома порядок — ну мало ли что… Когда я на машине, то напряжение меньше. Но в разгар велосезона приходится быть очень внимательным, так как многие наши велосипедисты не только бесстрашны, как водилы, но ещё и незаметны на дороге.

Среди велосипедистов бытует шутка, что водители КАМАЗов называют их хрустиками. Увы, в этой шутке есть только доля шутки. Каждый год кто-то из знакомых оказывается в больнице после встречи с автомобилем. А ведь причина большинства аварий банальна: автомобилисты не воспринимают велосипед как транспортное средство, с которыми надо считаться, а велосипедисты недооценивают опасность, которой они подвергаются на дороге.

Сделать взаимоотношения велосипедистов и автомобилистов менее напряжёнными могли бы ПДД. Но их, во-первых, мало кто читает. А во-вторых, там мало что есть. В правилах дорожного движения подробно описано, что должны делать водители авто, пешеходы и пассажиры. Велосипедист — это водитель, так как он управляет велосипедом, который считается транспортным средством. К слову, погонщик стада — это тоже водитель.

Главное, что есть в правилах, — это раздел 24, в котором говорится, что велосипеды должны двигаться по правой полосе, обочине или велодорожке, им запрещается движение по автомагистралям (привет всем тем, кто тренируется на Капчагайке!), перевозка пассажиров, поворачивать налево или разворачиваться (если на дороге больше одной полосы в данном направлении). Ну ещё велосипедисты должны ехать в один ряд, а если их много, то быть разделены на группы по 9 человек. Ещё один привет спортсменам, которые ездят тренировки группами. Негусто. Неудивительно, что на дороге постоянно возникают типичные проблемы.

Велосипед — транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём (пунткт 2.12 раздела 1 ПДД РК)

Какие проблемы у автомобилистов?

1. Велосипеды незаметны на дороге. Казахстанские ПДД предписывают иметь на велосипеде светоотражатели спереди, сзади и по бокам, а также фонари для движения в тёмное время суток (пункт 7. «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации»), но не на всех великах они есть. Уверен, если бы каждый велосипедист хоть раз побывал в роли водителя и столкнулся с тем, как часто велосипеды оказываются вне поля зрения, он бы не пренебрегал такими средствами безопасности.

Велосипедиста без фонарей и светоотражателей очень сложно заметить в темноте

2. Велосипедисты вылетают на зебру. В правилах нет чёткого предписания спешиваться и катить велосипед рядом при пересечении проезжей части по переходу, а именно так надо переходить дорогу. Но, увы, так мало кто делает. Даже едущий неспеша байкер намного быстрее пешехода, и водитель машины может просто не успеть среагировать на его появление, тем более когда машины припаркованы у обочины вплотную к зебре.

По пешеходному переходу надо идти пешком, а не ездить на транспортном средстве. На фото правильное пересечение дороги по пешеходке с великом

3. «Хрустики» ездят по встречной обочине. Вот это вообще сложно объяснить законами логики. Флегматичные ребята, которые катят даже не по обочине, а по правой полосе в лоб всему потоку, когда есть и обочина, и тротуар, да и перейти дорогу обычно труда не составляет, остаются за пределами моего понимания. Автомобилистам тут можно только посочувствовать.

4. Велосипеды мешают ездить в пробках. Более того, сами того не желая в тесноте городского трафика райдеры царапают машины. В Азии это норма, едва ли не каждое авто в Китае имеет отметины от руля и педалей на кузове. Помню, несколько лет назад я влетел в правое зеркало Nissan Cefiro, но, к счастью, оно просто вывернулось в обратную сторону, и мы разъехались без претензий.

Какие проблемы у велосипедистов?

Водители автомобилей не воспринимают велосипедистов как полноценных участников дорожного движения, а велосипеды как транспортные средства. Часто автомобилисты думают, что велосипедисты должны ездить только по тротуарам, их не надо пропускать и т. д. Кто-то не задумывается о том, что велосипеды могут ездить довольно быстро и у них тоже есть тормозной путь. По сути, все проблемы так или иначе следуют из этого, и вот самые частые.

Безобразно припаркованные машины — серьёзная проблема для велосипедистов

1. Машины не пропускают при повороте направо. Последствия — от неопасного мата из машины до столкновения, которое может закончиться печально. Почему так происходит? Водители не знают правил или не хотят соблюдать их (а в таком случае велосипеды надо пропускать (пункт 1 раздела 13 ПДД РК)) и не смотрят в зеркало, поэтому легко могут снести велосипедиста, который с ними поравнялся.

2. Водитель недооценивает скорость велосипедиста и выезжает прямо перед ним. Думает о том, что успеет уехать, пока велосипедист доедет до него. Так покалечилось и даже погибло немало людей, ведь по ровной дороге шоссейный велосипед легко идёт 30–40 км/ч, а на спуске разгоняется до 80–90 км/ч.

Велосипедная инфраструктура в Казахстане слабая. Часть велодорожек в Алматы нелепа и опасна, так как краска очень скользкая в дождь

3. Пассажиры открывают двери перед «хрустиками». Как сказал один мой друг, активист велодвижения, даже опытный байкер всегда найдёт свою дверь. Что уж говорить о новичках, для которых желание пассажира выйти из стоящей на светофоре машины может стать роковым. Ситуацию усугубляет склонность некоторых водителей высаживать пассажиров в паре метров от обочины. Знаю одного человека, который не одну дверь вывернул, — у него просто хорошая реакция, и на открытую дверь он реагирует выставленной вперёд ногой. В таких случаях виноват тот, кто открыл дверь.

4. Машины проезжают слишком близко. Существует негласное правило: обгоняя велосипед, надо соблюдать боковой интервал не менее 1.5 метра. Увы, правило мало того что негласное, так большинство от него просто отмахивается. Почему-то при обгоне других авто водителям проще выехать на соседнюю полосу (даже если это встречка), а к велосипедистам стараются прижаться посильнее. Чревато это как минимум испугом байкера, а в худшем случае велосипедист вильнёт и машина его зацепит.

Как не сесть в тюрьму водителям?

1. Соблюдать боковой интервал 1.5 метра при обгоне велосипеда. Если такой возможности нет, то притормозите и дождитесь расширения дороги. Да и велосипедист при возможности примет вправо. Поверьте, очень страшно, когда у тебя на колесе висит пара тонн железа.

Во многих странах велосипедисты передвигаются по выделенным полосам, у нас же такое правило вводить не будут

2. Смотрите в зеркало, поворачивая направо. В правое зеркало. На дорогах хватает неадекватных велосипедистов, которые пытаются пролететь справа от машины, поворачивающей направо. При столкновении пострадает и ваша машина, и велосипедист, но виноват будет водитель авто. Не стоит обгонять велосипед, если вы собираетесь повернуть направо, дайте человеку проехать.

3. Помните, что, съезжая на обочину или заезжая на парковку, вы должны уступить дорогу велосипедистам, двигающимся в попутном с вами направлении по краю проезжей части или обочине (пункт 4 раздела 8 ПДД РК).

4. Высаживая пассажиров, не забудьте, что кругом велосипеды, а пассажир не приучен смотреть в зеркало, прежде чем открыть дверь. Старайтесь ставить машину так, чтобы открытая дверь никому не мешала, или хотя бы дайте понять пассажирам, когда дверь можно открыть.

5. Помните, что велосипеды бывают очень дорогие. Китайские велосипеды стоят 30–40 тысяч, но за порчу большинства MTB-байков, колесящих по дорогам, придётся выложить не меньше $500. А если под колёса попадёт шоссейный велосипед, то это минимум тысяча зелёных, но на наших дорогах полно Cervelo P5 и других топовых триатлонных велов, цена которых переваливает за $10 000. И после столкновения с машиной вел обычно приходится выбрасывать. Оно вам надо?!

6. Оказаться за рулём в нашей стране очень просто, но те, кто садится за руль, как минимум знают, где находится тормоз и что на красный ехать лучше не стоит. У велосипедистов допуска вовсе нет — на дороги выезжают дети, пьяные люди и те, кто искренне верит, что водитель авто всё видит и может остановить машину мгновенно. Помните об этом.

Как выжить велосипедистам?

1. Будьте заметны на дороге. Яркая одежда, фонари спереди и сзади — это просто и не слишком дорого. Самые доступные фонари стоят около 3 000 тенге (передний и задний), но они сделают вас видимыми в любое время. Сам я езжу в ярком веложилете с кучей светоотражающих элементов, тут подойдёт и просто сигнальный жилет (от 500 тенге). Отличным вариантом станет задний фонарь, который дополнительно очерчивает две полосы по обе стороны от велосипеда — этакая запретная для авто зона.

Будьте заметны на дороге; если катаетесь в тёмное время, обязательно установите фонари

2. Будьте предсказуемыми и обозначайте свои манёвры. Часто проблемы возникают от недопонимания. Велосипедист едет своей дорогой, а автомобилисту сложно понять его логику. Поворотников и стоп-сигналов у велосипедов нет, но байкер может показать, куда он собирается ехать, рукой.

3. Оставляйте пространство для манёвра. Тормозной путь у велосипедов куда больше, чем у машин, а если на дороге песок или асфальт мокрый, то тормозить можно до самого капота или бордюра. Помните об этом, когда подъезжаете к перекрёстку или выезду с парковки.

4. Езда по выделенкам. Сейчас правила запрещают байкерам выезд на полосы для общественного транспорта. Однако по выделенкам велосипедисты ездят, и понять их проще простого: так быстрее и безопаснее.

Личный опыт

Ездить на велосипеде я начал лет 10 назад. Это были простые покатушки, поездки в универ и по прочим делам молодости. Со временем пришлось отказаться от поездок по городу, зато увлечение велоспортом стало более серьёзным. Выезжаю на тренировки либо с командой, либо сам, но рано утром. И вот что понял.

Когда я велосипедист:

— если ездить размеренно, то это спокойно и безопасно. Не люблю передвигаться по тротуарам, но если делать это осторожно, то пешеходы реагируют нормально, хотя это и нарушение ПДД;

— нарушать правила приходится ради собственной безопасности. Самая безопасная тренировка — это пелетон из четырёх и более человек. С такой группой считаются водители. Но тут мы едем по двое в ряд, что запрещено. Отличное место для тренировок — автобаны: места хватает всем, припаркованных машин нет. Но, согласно ПДД, выезжать туда вообще нельзя;

Езда группой — самый безопасный способ передвижения на велосипеде. Но по правилам делать так нельзя

— игнорировать защиту не стоит. Как только я купил свой первый велосипед, то поехал в горы и перелетел через руль. Перчатки я купить не успел, так что на правой ладони у меня теперь смачный шрам. Шлем, очки и перчатки покупайте ещё до того, как возьмёте себе велосипед.

Когда я автомобилист:

— стараюсь держаться как можно дальше от велосипедистов. Поверьте, чайники могут не замечать, как они виляют на дороге с амплитудой в метр, а тормозят они просто отвратительно;

— в разгар велосезона чаще смотрю в зеркала заднего вида. Велосипедисты очень проворные, в особенности когда едут вниз. Только что сзади никого не было, но вот там уже группа из нескольких человек.