1904-articles-650

Как умирает гаражный кооператив в центре Астаны

Кто бы мог подумать, что первое противостояние людей и машин случится именно так? В центре Астаны разгорается конфликт, причиной которого стал один из крупнейших гаражных кооперативов (на 4 000 машин) столицы.

Кто бы мог подумать, что первое противостояние людей и машин случится именно так? В центре Астаны разгорается конфликт, причиной которого стал один из крупнейших гаражных кооперативов (на 4 000 машин) столицы.

Де-юре речь идёт о двух кооперативах («Южный» и «Рассвет»), расположенных на участке земли размером с половину бульвара Нуржол в полутора километрах от Акорды. Поблизости парк, река и несколько дорогущих жилых комплексов.

Согласно генеральному плану Астаны, от кооперативов со временем не останется и следа. Земля уже разбита на восемь участков, половину из которых застроят жилыми комплексами, а на остальных возведут школу и другие сооружения для государственных надобностей.

На бумаге план выглядит превосходно. Не исключено, что и в истории масштабных преобразований столицы не сохранится тех трудностей, от которых сегодня страдают тысячи человек. Проблема в том, что люди могут лишиться своей собственности (а многие уже и лишились) гораздо раньше выплаты компенсаций и официального сноса. Пока судь да дело, гаражи грабят неофициально, и уже давно.

Так получилось, что кооперативы остались без охраны и электричества ещё в 2008 году. В благие докризисные времена строительная компания «Инкада» стала зачищать территорию кооператива для строительства очередного ЖК. И как раз в это время в правлении случился пожар, который уничтожил все документы общества. Здание центральной сторожки тут же снесли. Этот эпизод стал началом заката кооператива.

Владельцы всё реже навещали свою собственность, а из-за неблагоприятной криминогенной обстановки уменьшалось число тех, кто ставил машины в гараж. Кооператив медленно, но верно переходил под контроль таинственных личностей, которые вели преимущественно ночной образ жизни. С каждым утром росло количество вскрытых ворот, отогнутых дверей и проломленных стен.

Сегодня территория «Южного» ограждена высоким пятиметровым забором, происходящее за которым напоминает «13-й район» Люка Бессона с поправкой на то, что народу внутри почти нет. При этом имущество людей в кооперативе продолжает исчезать. И в марте 2017-го мародёрство пошло небывалыми темпами.

В течение месяца в полицию обратилось 68 собственников, гаражи которых были вскрыты и разграблены. С большинства строений автогеном срезаны ворота, у многих исчезли плиты перекрытия. Из черноты проёмов робко выглядывают автомобили, не видевшие дневного света уже много лет подряд. Для любого ценителя техники это душераздирающее зрелище.

Полиция, в архивы которой много лет уходили заявления гаражевладельцев, неожиданно проявила недюжинную прыть и поймала двух мародёров. По данным пресс-службы столичного ДВД, подозреваемые пока сознались в 20 эпизодах.

Таким темпам ликвидации могли бы позавидовать «официальные» участники выкупа и сноса — застройщики, которым отведена земля, и акимат. Несложно подсчитать, что мародёры «обрабатывали» по одному гаражу в день (отдыхая по выходным). Любопытно, что свежеразобранный ряд гаражей находится хоть и за углом, но практически в 20 метрах от бытовок строителей ЖСК «Жас Отау — 2007», которые возводят на территории гаражного общества жилой комплекс «Алтын Булак».

О деятельности строительной компании стоит рассказать особо. С одной стороны, работы, начатые ЖСК, вселили надежду, что хотя бы треть гаражей общества скоро у собственников выкупят. Компания огородила свой участок и установила пункт охраны на въезде. Однако её присутствие только добавило проблем владельцам гаражей.

Как оказалось, на деятельность мародёров присутствие охраны от застройщика не влияет никак. Один из сторожей честно признался: мол, моё дело технику и стройматериалы охранять. Плюс начались строительные работы.

По словам представителей ЖСК, они выкупают гаражи согласно очередям строительства. На деле же рядом с растущими стенами ЖК растут горы земли и стройматериалов, которыми завалены десятки дверей, а перед иными гаражами возникли свайные поля или же опоры бетоносмесительного узла, из-за чего загнать машину в гараж или выехать из него возможности больше нет. Стройматериалы, плиты и стрелы башенных кранов покоятся на крышах без ведома собственников. А в некоторые вскрытые гаражи охранники поселили огромных алабаев.

Собственники гаражей не сидят сложа руки, однако арсенал их средств ограничен. Инициативной группой создано несколько чатов в популярном мессенджере (в один коллеги по несчастью уже давно не помещаются). Они готовы дежурить в гаражах хоть круглые сутки, но ловить мародёров в отсутствие представителей власти противозаконно. Полиция же работает по факту: заявление о том, что гараж, вероятно, скоро вскроют, не примут. Впрочем, недавно пострадавшие повторно отправились в РОВД района Алматы, однако поимка хоть всех преступников, грабивших гаражи в эти годы, едва ли означает какую-то компенсацию собственникам.

Несмотря на это, владельцы гаражей пишут во все инстанции и копят силы. Если вы являетесь собственником гаража в кооперативе или знаете таковых, можете связаться с администратором инициативной группы Натальей Гресь по телефону +7 707 849 16 17.