1876-articles-650

Как пригнать машину из США или Европы без кнопки ЭВАК?

В теории это до сих пор возможно, а вот на практике...

Смотрим, осталась ли у казахстанцев возможность самостоятельно импортировать в страну автомобиль, или же покупка машины теперь будет неразрывно связана с официальными дилерами.

С 1 января 2017 года без лишних проблем пригнать машину можно только из России, Беларуси, Кыргызстана и Армении. А вот ввоз из-за пределов ЕАЭС стал крайне сложным, а спустя несколько лет он будет практически невозможным. Крест на импорте поставили новые требования Технического регламента.

1870-articles-650-4.jpg

В чём, собственно, проблема?

Всё достаточно просто. С 1 января 2017 года для получения ПТС в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) необходима отметка о наличии работоспособной системы автоматического вызова экстренных оперативных служб. Если заветной галочки нет, то нет и ПТС, что делает, казалось бы, годный к эксплуатации автомобиль весьма дорогим набором металла и пластика, который невозможно поставить на учёт.

1870-articles-650-2.jpg

Естественно, терминалы ЭВАК можно установить, но и тут выясняется, что в законах существует парочка препятствий в виде дорогостоящих краш-тестов, необходимых для сертификации подобной инсталляции. По информации российских СМИ, такие тесты обойдутся примерно в 40 млн рублей, или около 217 млн тенге.

А если пригнать машину ну прям очень хочется?

Впрочем, у тех, кто очень хочет ввезти в Казахстан автомобиль из-за пределов ЕАЭС, всё же есть пространство для манёвра, а точнее два варианта как это можно сделать.

Вариант первый. Заманчивый, но сомнительный

Этот способ вполне можно назвать хорошей новостью для частных импортёров, так как он позволяет ввозить машины без дорогих испытаний. Существует документ, называемый Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Его получают официальные импортёры и сборочные предприятия. Выдаётся ОТТС на три года на модель либо совокупность моделей, построенных на одной платформе.

По словам специалистов Казахстанского института стандартизации и сертификации, если тип транспортного средства, которое вы желаете ввезти, уже получал ОТТС, то выдать СБКТС могут на основании этого одобрения без каких-либо испытаний.

1870-articles-650-2.jpg

Правда, есть несколько но. Решать, получит ли автомобиль заветное свидетельство или нет, могут только в сертифицированных лабораториях, услуги которых не бесплатны. Цены стартуют от 20 тысяч тенге. Список документов, которые необходимо предоставить, варьируется, но как минимум потребуется VIN-код, ПТС (или его аналог) и копия вашего паспорта. Дополнительно специалисты могут запросить фотографии машины и другую документацию.

Такой способ может сработать, к примеру, при перегоне Toyota Camry текущего поколения из США. На казахстанском рынке присутствует модель для стран СНГ, она несколько отличается от «американца» и поставляется из РФ. Машина соответственно имеет российские документы, хотя фактически это один и тот же авто. Однако если сотрудники лаборатории посчитают, что СБКТС на основании имеющихся ОТТС выдать нельзя, то от покупки стоит отказаться или же перейти к варианту номер два.

Вариант второй. Сказочно дорогой и бредовый

Фактически возможность пригнать машину всё ещё остаётся, но вместо одного автомобиля, как нового, так и б/у, придётся приобретать три идентичных авто. Зачем? Всё просто — для испытаний. Троицу необходимо будет оснастить терминалами ЭВАК. Два автомобиля разобьют для проверки работоспособности системы, и если всё окажется хорошо, то на третий выдадут необходимые документы. Как мы уже писали выше, стоимость такой процедуры астрономическая.

1870-articles-650-3.jpg
Как минимум два из трёх ввезённых автомобилей после краш-тестов могут выглядеть примерно вот так

Так значит, с частным импортом стоит попрощаться?

Грубо говоря, да. Можно с уверенностью сказать, что отдавать миллионы за сертификацию из частников не согласится практически никто, да и с первым вариантом, вероятнее всего, захотят связываться единицы. Так что о временах, когда, увидев крутую тачку на Ebay или Mobile.de, мы задумывались о её покупке, стоит забыть. Теперь надо мониторить автомобильные сайты соседей по ЕАЭС или же прайсы автосалонов.

Впрочем, для абсолютного большинства ничего особо не поменяется. Частный и серый импорт авто в страну уже давно исчезающе мал. Падение показателей в сравнении с 2015 годом многократное. К примеру, в 2016 году казахстанцы ежемесячно ввозили из-за пределов ЕАЭС около 150 машин. Годом ранее это значение было выше в четыре раза.

1870-articles-650-7.jpg

А что с официальным импортом и автосалонами?

Не стоит ожидать, что с 1 января все автомобили в автосалонах оснащены кнопкой SOS. В требованиях есть несколько если, когда речь идёт об официальном импорте и производстве в странах ЕАЭС. В частности, автомобили, получившие одобрение типа транспортного средства (ОТТС) до 1 января 2017 года, освобождаются от необходимости установки системы до окончания действия ОТТС. То есть по-настоящему обязательным ЭВАК станет только к 2020 году. А до этого момента дилеры будут комплектовать машины терминалами по собственному усмотрению.

1870-articles-650-6.jpg
LADA Vesta и XRAY единственные автомобили, которые оснащаются системой ЭВАК и собираются в Казахстане

Известно, что на казахстанском рынке на первых порах система точно будет предлагаться на LADA Vesta и XRAY. Ею уже оснащены все модели Lexus и Toyota (за исключением моделей Land Cruiser Prado, Land Cruiser 200 и Corolla, которые получат систему в течение 2017 года), а также определённые модели BMW, в частности речь идёт о новом поколении пятой серии. Отметим, некоторые авто, предлагаемые с кнопками экстренного вызова на рынке ЕАЭС, до сих пор поставлялись в Казахстан без этой опции, к примеру Mitsubishi Pajero Sport.