559-articles-main-1348891726

Откупорим пробки

Каким образом будут спланированы дороги Алматы? Зададим этот вопрос замначальнику Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы Гани Мырзаханову.

Пять новых развязок планируется построить и запустить в южной столице в этом году. Виадуки обойдутся городу в 34.9 миллиарда тенге. На что пойдут эти деньги и что ждёт в результате автомобилистов, мы попросили рассказать замначальника Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы Гани Мырзаханова.

— Гани Ауэзханович, сколько времени займёт строительство?

— Движение по 5 развязкам планируется запустить к концу года, благоустройство же прилегающей территории, укладка верхних слоёв асфальта и полное завершение работ переносится на следующий год.

— Относительно недавно начались работы на Саина — Жубанова. Не поторопились ли? В этом районе и так движение осложнено из-за строительства развязки на Райымбека. А транспортный поток в часы пик там достаточно большой.

— Особых осложнений не возникнет. С проспекта Рыскулова машины как уходили на Райымбека, так и продолжат. С Райымбека вниз прямо так и уходят. Те, кто движется со стороны Абая в каскеленском направлении, проезжают до Момышулы, а оттуда свободно въезжают на Райымбека либо на верхнюю трассу, через Каменку. Почему принято решение построить все четыре развязки в один год? Если бы начали сдавать по одной развязке, 4 года водителей бы лихорадило. А здесь один год неудобств, зато в дальнейшем будет организовано беспрепятственное движение.

пр. Райымбека — ул. Б. Момышулы

— Мучиться автомобилистам придётся только в микрорайонах?

— На Аль-Фараби — Розыбакиева существенное ограничение движению создаст реконструируемый мост через Большую Алматинку. Старый аварийный полностью заменят. Ранее по нему проходила дорога с четырёхполосным движением, а теперь будет восьмиполосная. Строительство самой развязки на перекрёстке начнётся немного позже. Для начала придётся выкупить около 50 земельных участков и домостроений, расположенных в округе. Всё это, естественно, требует времени. Так что в этом году запланирован снос, а также переустройство инженерных коммуникаций, ведущих в старые и новые микрорайоны.

пр. Аль-Фараби — ул. Розыбакиева

На Саина — Мустафина предполагается построить развязку тоннельного типа. Чтобы снизить эксплуатационные расходы, её не станут оборудовать насосами для отведения ливневых вод, а просто сделают с общим уклоном в одну сторону. К тому же насосы — это всегда проблемы. Нет электричества — развязку затапливает. Лучше сделать естественный сток. Движение по этой развязке будет открыто уже в этом году.

Развязка на Саина — Торайгырова такого же типа, как и предыдущая, — тоннель. А на уровне земли — кольцо. Основное движение — по тоннелю, второстепенное — по кольцу.

ул. Торайгырова — ул. Саина

Саина — Жубанова перехватит две улицы: Маречека и собственно Жубанова. На этой развязке будет внизу тоннель, а над ним шесть мостов. Почему шесть? Для удобства. Например, чтобы повернуть с Саина налево, на улицу Жубанова, потребуется проскочить чуть дальше и развернуться, что не будет создавать помех движению. То есть мы получим три полосы разворота в одном направлении, три — в другом.

ул. Саина — ул. Жубанова

— Опыт строительства на Саина — Толе би будет учтён? На мой взгляд, получилась не самая удобная развязка. По крайней мере, в плане как раз таки поворотов налево.

— Мне, наоборот, кажется, что она у нас получилась одна из удачных. По Толе би проходит трамвайная линия, и машинам в результате хватает места для разворота — ширина достаточная. Вспомните Толе би лет пять назад! Когда там бесконечные пробки собирались во всех направлениях. Кошмар был, а не перекрёсток! Сегодня же этот узел автомобили буквально пролетают. И если мы сейчас «заберём» Маречека кольцами, мне кажется, оттуда не менее удобно будет выезжать на улицу Толе би и дальше, куда понадобится. А если учесть, что в ближайшее время мы планируем построить на Саина 5 надземных и подземных пешеходных переходов, проблем с транспортом в этом районе станет намного меньше.

— Почему надземные и подземные? Не проще ли остановиться на каком-либо одном виде?

— Подземные будут построены в местах с высокой интенсивностью пешеходного движения, где нет поблизости разного рода подземных коммуникаций. Удобны они тем, что людям приходится спускаться и соответственно подниматься на один этаж. Минусы подземных переходов — риск превратить их в места обитания хулиганов и любителей справить нужду где попало. Неудобны они и тем, что при их строительстве приходится прерывать надолго движение автотранспорта.

При возведении надземных поставил опоры, перекинул пролёт — и всё. Никто не попытается превратить такой переход в импровизированный туалет. Минусы: при пользовании надземными переходами необходимо подняться как минимум на два этажа. В дождь, снег ходить там дискомфортно, да и пожилым людям пользоваться тяжеловато.

— А на Саина — Райымбека не планируется добавить переходов?

— Один появится на Райымбека, возле церкви, другой — на Саина, севернее перекрёстка. Проходы между ёлочками на Саина, через которые так любят проскакивать пешеходы и что нередко приводит к авариям, попросту наглухо закроем.

пр. Райымбека — ул. Яссауи

— Не проще ли построить ещё один в этом месте, вдоль Райымбека?

— Существуют нормативы, согласно которым расстояние между переходами должно быть не менее 400 метров. От Райымбека до Толе би 220 метров. И устройство дополнительного перехода обойдётся достаточно дорого. До автобусной остановки мы ведь идём сколько потребуется и не возмущаемся.

Никаких дополнительных, кроме уже существующего, переходов не будет устанавливаться и в районе Маркова — Шашкина — Аль-Фараби. Во-первых, влево и вправо по 80 метров как от Шашкина, так и от Маркова, зона, где предполагается размещение подземных инженерных коммуникаций. Во-вторых, рано или поздно будет принято решение сделать на этих улицах развязки — новые переходы придётся сносить, что обернётся пустой тратой денег. Строится ведь всё не на 3 года. К тому же в 120 метрах восточнее Маркова уже уложено «тело» подземного пешеходного перехода, и когда закончится возведение соседних высоток, переход будет доведён до ума и заработает. В 180 метрах западнее Шашкина также есть мост через реку Есентай, под которым расположен пешеходный переход, то есть люди могут спуститься с тротуара под мост и перейти на другую сторону.

В планах города в ближайшие 3-4 года убрать все пешеходные переходы, расположенные на одном уровне с автотранспортом, на Аль-Фараби, Саина и других магистральных улицах.

— Добавят ли на Аль-Фараби подземные разворотные тоннели?

— Нет, такое строительство не планируется. Тоннель возле КазНУ останется единственным, и жителям верхней части улиц Маркова и Шашкина по-прежнему придётся разворачиваться на Фурманова. Аль-Фараби, Саина и Рыскулова в будущем образуют внутреннее кольцо с режимом движения до 80 км/ч, способным пропустить до 300 тысяч машин за сутки. (Разрешить на них большую скорость не позволяют допустимые радиусы поворотов.) Как на всех магистральных дорогах, на них не будет разворотов через каждые 200 метров, так как частое перестроение транспорта снижает скорость потока. В 2015-2018 гг. планируется построить развязки на пересечении Аль-Фараби с Ремизовкой. От Ремизовки до Фурманова других разворотов не будет.

ул. Халиуллина — Кульджинский тракт

— Если говорить о разворотах, как планируется решить вопрос с ними на Восточной объездной дороге, ведь там сегодня множество машин, выныривающих из переулков и устремляющихся к местам разворотов, создаёт немало проблем?

— Получилось так, что Восточная объездная дорога разделила частный сектор на две половины. Для многих жителей по ту сторону ВОД оказались школы, магазины. Всё это, конечно же, создало немало неудобств. Для них сегодня предусмотрено 8 разворотов на Восточной объездной дороге. Но перестроения автомобилистов действительно сказываются на интенсивности и безопасности движения. Для решения проблемы планируется продлить улицу Толе би в восточном направлении, чтобы получилось нормальное магистральное соединение. В результате те, кому надо попасть с ВОД в центр южной столицы, избавятся от необходимости подниматься до пересечения с проспектом Достык, здесь же можно будет и разворачиваться. Все остальные развороты, скорее всего, перекроются.

Экспертизу этого проекта город должен получить уже в августе, и, возможно, ближе к зиме начнутся подготовительные работы. Насколько они затянутся, сложно сказать. Скорее всего, сначала будет построена развязка на Восточной объездной, а уже после — подъезды к ней со стороны Толе би.

— В ближайшее время Алматы в рамках программы «Безопасность дорожного движения и развитие автоспорта» посетит президент Международной автомобильной федерации (FIA) Жан Тодт. Найдётся ли у нас, что ему показать?

— Неужели у нас дороги плохие? Основные магистрали очень даже ничего. В прошлом году к нам, например, приезжала делегация дорожных специалистов из Германии. И, осмотрев всё, они сказали, что в Алматы им делать нечего. Мы сами справляемся. В общем, магистральные улицы сегодня в хорошем состоянии. Есть, конечно, проблемы на местных дорогах, но они постепенно решаются.

От редакции

Радует, что городу всё лучше и лучше дышится! Но хочется верить, что в погоне за красотой и удобством «фасада» южной столицы — её магистралей не забудут и о «кухнях и спальнях» мегаполиса — маленьких улицах и переулках, жителям которых не придётся годами скакать по ямам и колдобинам.

В 2013-2018 годах в южной столице будет построено 48 надземных и подземных пешеходных переходов, а также в течение ближайших двух лет продлится на 2 станции первая очередь метрополитена. После завершения строительства транспортных развязок их общее количество достигнет 26.