558-articles-main-1348894078

Утка праворукая

Разрушаем миф о том, что праворульки запретят после вступления в силу нового техрегламента Таможенного союза

Последние сообщения о запрете эксплуатации авто с правым рулём слышали? Да, скажет даже тот, кто в общем-то на праворульках и не ездил никогда. Однако вряд ли можно считать эти новости достоверными. Достаточно открыть новый техрегламент ТС, принятый буквально накануне нового года. Предлагаем почитать вместе.

«Праворульные иномарки на территории Таможенного союза могут запретить уже летом», — разразился пессимистичными прогнозами ряд российских изданий и web-сайтов. Казахстанские новостные ленты, не разобравшись в ситуации, также подхватили газетную утку. Между тем, если учесть, что появилась эта информация накануне президентских выборов у северных соседей и часть российских СМИ в открытую пыталась навесить собак за запрет праворулек на действующую власть, достоверность информации вызывает большие сомнения.

«Ты помнишь, как всё начиналось?»

В Казахстане ввоз машин с правым рулём запретили ещё в январе 2007 года. А через три года по инициативе дорожной полиции все праворульки по идее вообще должны были отправиться на свалку. Помнится, стражи порядка попытались убедить правительство в том, что машины эти создают угрозу безопасности движения, хотя сами же признавали, что доля праворулек в общем числе ДТП по республике не превышает 6 %. Общественность тогда всколыхнулась. По стране прокатилась волна протестов. Сроки введения запрета на эксплуатацию хотели отодвинуть, но вскоре полицейские и вовсе отозвали законопроект из парламента. Праворульным авто разрешили ездить по стране до полного износа.

Похожая ситуация складывалась и в Беларуси. Лишь Россия, где практически весь Дальний Восток катается на «праворуких япошках», не стала опускать для них шлагбаум (тут отметим, что попытки принять подобный закон были и в РФ, но сразу же провалились).

День сегодняшний

На момент введения запрета на ввоз в Казахстане насчитывалось около 160 тысяч праворульных авто, то есть около 7 % от общего числа автомобилей. Сегодня, когда «притока свежей крови» попросту нет, их количество вряд ли увеличилось. А скорее, вообще наоборот, — за четыре с лишним года от того же естественного износа праворулек становится всё меньше (ввоз из Кыргызстана здесь не учитываем).

Машины продолжали тогда и продолжают сегодня колесить по городам и весям. Первое время на них ещё косились инспекторы, проводившие техосмотр, но и они вскоре успокоились. Разве что совсем недавно вице-министр транспорта и коммуникаций РК Асылбек Дуйсенбаев подметил, что владельцам праворульных автомобилей до 2013 года необходимо будет устранить непорядок с ориентированностью внешних световых приборов: или отрегулировать, или заменить.

Замаскированная правда?

Лозунги о запрете праворулек, появившиеся в предверии выборов в России, не имеют и по сей день никакого документального подтверждения

И вот выпорхнула эта газетная утка. «После президентских выборов в марте 2012-го российских автомобилистов ждёт интересная и насыщенная жизнь!» — кричали наперебой издания. — «Принятие техрегламента, ограничивающего эксплуатацию праворульных автомобилей в России, после выборов затягивать не будут!» — «Твою машину запретил техрегламент!» и т. д.

Для чего и для кого принят новый документ, журналисты, естественно, не уточняли. Как и дату его принятия. А последний техрегламент Комиссия Таможенного союза утвердила не далее чем 9 декабря 2011 года, и вступить в силу этот документ должен был лишь… в январе 2015-го, а не в июне 2012-го, как писали повсюду. Можно, конечно, предположить, что законотворцы ТС пекут техрегламенты как пирожки — по одному ежемесячно. Но, согласитесь, верится в это с трудом.

Итак, перед нами последняя версия техрегламента. Обратимся к этому ещё свежеиспечённому документу. Согласно его пункту № 22, в котором говорится о праворульных авто (цитируем): «Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления категорий М2 и М3, у которых вход и выход пассажиров предусмотрены с левой стороны по ходу движения транспортного средства (это для России. — Прим. авт.). В Республике Беларусь и Республике Казахстан запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, относящихся к другим категориям». На этом собственно всё.

Как видно из документа, у нас и в Беларуси сохраняется действующий запрет на ввоз. В России запрещается постановка на учёт только праворульного пассажирского транспорта (те самые категории М2 и М3). Да и то лишь в случае, если пассажирские двери располагаются «не с того боку», что, на наш взгляд, вполне оправданно с точки зрения безопасности. О полном запрете эксплуатации праворулек или каких-либо других ограничениях на территории Таможенного союза речи, как мы видим, не идёт и вовсе.

Неприятным новый техрегламент может стать разве что для владельцев американских авто, которым всё же придётся менять задние световые приборы с красными указателями поворота на разрешённые оранжевые. Но и эта проблема не кажется сегодня неразрешимой.

От редакции

Напоследок остаётся лишь напомнить нашим читателям известную поговорку «Доверяй, но проверяй!» Дыма, конечно, без огня не бывает. Но не факт, что доносится этот дым действительно с места пожара. В данном случае стоило просто детальнее изучить регламентирующий документ.

Кстати, с полным текстом нового техрегламента можно ознакомиться .

Что такое транспортное средство категории M2 и М3?

Категория M — транспортные средства, имеющие не менее четырёх колёс и используемые для перевозки пассажиров.

В России запретят лишь праворульные автобусы. И то лишь в 2015 году! О запрете ввоза и тем более эксплуатации прочих праворулек ни слова.

Категория M1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения.

Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства в том числе:

Категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.

Категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

Классификация Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3) Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН