530-articles-main-1353400914

Бестюбинское водохранилище

В преддверии зимы есть возможность посетить новое озеро, образованное в горах Алматинской области – бестюбинское водохранилище. Чем не разведка для следующего летнего сезона?

В преддверии зимы есть возможность посетить новое озеро, образованное в наших горах. Искусственная плотина высотой 94 м, длиной 515 м перегородила самую длинную и многоводную горную реку в Алматинской области — Чарын, образовав Бестюбинское водохранилище. Новый водный объект стоит того, чтобы посетить его даже в это время года.

История этого водоёма началась давно. В 1985 году началось строительство Мойнакской ГЭС. Стройка шла ударными темпами. Однако развал Советского Союза вызвал экономический кризис, из-за которого прекратилось финансирование стройки. И в 1992 году, когда было сделано почти 10 % всех работ, строительство ГЭС заморозили. Прошло много лет. Экономика страны начала восстанавливаться, появились деньги. И в 2005 году было решено возобновить строительство ГЭС. Прошло ещё 6 лет, и 27 сентября 2011 года, началось заполнение Бестюбинского водохранилища.

Сейчас водохранилище полностью заполнено. А саму Мойнакскую ГЭС запустили ко Дню независимости Казахстана — 16 декабря 2011 года.

Ещё три месяца назад Чарын выглядел так. Теперь в этом месте большое водохранилище

Чарын — самая большая многоводная горная река в нашей области. Её длина — 427 км, что почти в два раза больше реки Чилик. Русло реки очень живописно. Долина замков, Ясеневая роща — эти природные объекты, известные, пожалуй, всему миру, расположены вдоль реки. Своё начало река берёт на южных склонах хребта Кетмень. В верхнем течении река называется Кегень, но ниже по течению, после слияния с рекой Каркара, она уже называется Чарын. Водохранилище начинается примерно в 15 км от места слияния. Проектная длина водоёма — 16 км, ширина — до полукилометра.

В районе Мойнакской ГЭС красивая природа. Ниже плотины Чарын течёт по каньону. Но в том месте каньон не являет собой голые скалы, известные по Долине замков. В верховьях реки отвесные скалы покрыты хвойным лесом. Вот только мест культурного отдыха не предусмотрено. Пока верхнее течение Чарына доступно лишь для дикого туризма.

В верхнем течении каньон Чарына не такой безжизненный, как в Долине замков. Склоны покрыты хвойным лесом

От города до водохранилища не так уж и далеко — около 240 км. И почти по всей длине маршрута ехать по асфальту. Кульджинский тракт известен всем. Несмотря на то что скоростной лимит по нему пока ещё 100 км/ч, быстро по этой дороге не поедешь. Интенсивное движение, обилие рынков со скоплением народа, а также вереница населённых пунктов не дают расслабиться и не позволяют ехать быстро. В таком неторопливом темпе предстоит ехать больше 100 км до села Чилик. А там есть приятная новость: демонтирован знак «Начало населённого пункта». Еще полтора месяца назад этот знак, обозначавший начало Чилика, стоял перед развилкой, где Кульджинка уходила вправо на объездную. Из-за этого приходилось несколько километров ехать по пустой дороге со скоростью 60 км/ч. Теперь знака нет, ехать можно быстро и попутно удивляться: как можно, не въезжая в населённый пункт, выехать из него? А заставляет удивляться знак «Конец населённого пункта», установленный после кольца за Чиликом. Впрочем, чему удивляться? Благо что хоть какие-то знаки ещё есть!

После Чилика ехать можно спокойнее. Дорога пустеет, но не совсем. Впереди село Байсеит, славящееся своим базаром. Цены на том рынке не сказать что божеские. Более того, многие сельхозпродукты там дороже, чем в Алматы. А вот шашлык дешёвый и вкусный. Ну почти всегда. Иногда, бывает, попадёшь и на невкусный. Хорошо что это случается редко.

В конце Байсеита есть последняя АЗС на нашем пути, где можно купить топливо приемлемого качества. Дальше заправок не будет.

Примерно так будет выглядеть водохранилище в Google Earth после обновления карт

Дальше ехать придётся по пустынной местности. Лишь ущелье Кокпек и подъём на перевал Торайгыр внесут какое-то разнообразие в окружающий пейзаж. А самым ярким событием будет проезд каньона реки Чарын. После села Узунбулак дорога начинает петлять вдоль покрытых густым лесом гор Кулактау. И по мере приближения к финишу нашего маршрута окружающий пейзаж становится всё красивее и красивее.

На чём лучше ехать?

В любую погоду туда можно проехать на обычном легковом автомобиле.

Идеальное место

Для ловли рыбы, отдыха на воде, прогулок по горам. В летнее время можно собирать грибы.

Легенда маршрута

Старт от границы города на Кульджинке, в том месте, где эта междугородная трасса пересекается с проспектом Рыскулова. Для особо важных перекрёстков указаны географические координаты в системе градусы/минуты/доли минут.

0 км* — перекрёсток Рыскулова — Кульджинский тракт — начало маршрута. Отсюда движемся на восток по Кульджинскому тракту, никуда не сворачивая, до посёлка Чилик.

109.4 км — развилка. Дорога прямо — на село Чилик, до которого отсюда 1 км. Нам надо уходить вправо, в объезд Чилика. Едем по объездной до развилки.

115.3 км — развилка, на которой нам ехать прямо. От развилки движемся по основной дороге, вскоре будет мост через реку Чилик.

118.3 км — сразу за мостом уходим направо по главной дороге. Движемся дальше. Дорога одна, никуда сворачивать не надо. Проезжаем посёлок Байсеит, потом Нура. Вскоре въезжаем в ущелье Кокпек.

145.7 км — начало ущелья Кокпек. По ущелью дорога хорошая, повороты пологие, хорошо просматриваются. Ехать можно относительно быстро. После ущелья будет небольшое поселение, а за ним — развилка.

165.6 км (430 25.091’ с. ш. 780 45.316’ в. д.) — развилка, на которой нам надо ехать прямо (налево — дорога на Чунджу). Дальше никуда не сворачивать и ехать по дороге. Вскоре вы преодолеете небольшой перевал (высота в высшей точке чуть менее 1 500 м).

194.3 км — мост через Чарын.

199 км (430 14.182’ с. ш. 790 00.095’ в. д.) — в этом месте надо повернуть направо, на Узунбулак. Далее хорошая дорога заканчивается. Вполне приемлемый асфальт чередуется с длинными участками, на которых даже на рессорном внедорожнике лучше не разгоняться больше 30 км/ч. По этой дороге предстоит проехать 33 км до нужного поворота.

232.5 км (430 02.401’ с. ш. 780 50.722’ в. д.) — тут надо по главной дороге уйти направо, к Чарыну. До конца пути остаётся всего ничего — 1 300 м, проехав которые, вы попадёте на плотину, перегородившую Чарын.

233.8 км — плотина, смотровая площадка. Конечная точка маршрута. Но это не значит, что больше никуда не надо ехать. Вокруг красивая природа, на юге — прекрасный водоём, к которому ведут многочисленные подъездные пути.

* километраж списан с одометра автомобиля, возможна погрешность в один-два километра.

Внимание!

Данный маршрут ведёт в пограничную зону. Во избежание проблем с Законом о Государственной границе Республики Казахстан (глава 5, статья 40) не забудьте взять с собой документы, удостоверяющие личность, для граждан РК , и пропуска в пограничную зону для иностранцев (въезд граждан других стран и лиц без гражданства в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, и пропускам на въезд в пограничную зону, выдаваемым МВД Республики Казахстан). Для справки: согласно постановлению правительства Республики Казахстан № 356 от 16 апреля 2014 года, установлены следующие пределы пограничной зоны: — с Китайской Народной Республикой — в пределах территории административно-территориальных единиц Республики Казахстан (районов), непосредственно примыкающих к пограничной полосе; — с Российской Федерацией, Кыргызской Республикой, Республикой Узбекистан и Туркменистаном — в пределах 25 км территории административно-территориальных единиц Республики Казахстан, непосредственно примыкающих к пограничной полосе.