Лето в этом году для любителей автоспорта началось лучше некуда — Формула-1 приехала в Казахстан. Увы, речь не о полноценном Гран-при Казахстана, но теперь казахстанские поклонники F1 могут с полным правом говорить, что формульный болид на улицах Алматы смотрится очень гармонично. На Новой площади города впервые взревел мотор болида, а знаменитый Дэвид Култхард пронёсся на Red Bull RB7 по асфальту южной столицы.
О том, что Формула-1 едет в Казахстан, широкой общественности стало известно в начале апреля, подготовительные же работы в этот момент были в самом разгаре. А работы действительно было немало, ведь вместо 280-метровой Старой площади, где частенько проходят фигурки или раллийные суперспешиалы, для заездов болида Формулы-1 отвели кусок улицы Сатпаева длиной больше километра.
Уже в среду, 28 мая, обе гоночные машины Red Bull RB7 прибыли в Алматы, а утром в пятницу одна из них была собрана и погружена на эвакуатор, который отправился в урочище Медео ради съёмки. Как загнать болид Формулы-1 на поляну перед юртой? Проще простого: эвакуатор опускает свою платформу, механики снимают носовой обтекатель и спокойно скатывают болид на траву.
К слову, о механиках. Во время съёмок удалось выяснить, что часть парней приехала c базы команды Red Bull Racing в Милтон-Кинс, а два моториста Renault — прямиком из Франции. Марк, с которым удалось поболтать, раньше работал в бригаде Марка Уэббера, а теперь наслаждается спокойной жизнью вне гонок. Показательные заезды раз в месяц (в начале мая подобное шоу проводилось в Будапеште) — это действительно сродни пенсии после бешеного ритма гонок Гран-при. Примерно то же самое рассказал мне и сам Дэвид Култхард.
— Дэвид, несколько лет назад ты закончил карьеру в Формуле-1 и DTM, но и сейчас много путешествуешь. В начале мая подобное шоу в Будапеште, потом был Гран-при Монако и теперь Алматы. Кажется, что сейчас твоя жизнь даже насыщеннее, чем в те годы, когда ты был пилотом Формулы-1.
— Она просто стала другой, я и раньше был занят, но другими вещами. Сейчас в моей жизни меньше давления, чем когда я был пилотом, но зато я вижу разные страны и делаю вещи, которые мне нравятся. Мне нравилась Формула-1, и мне нравится смотреть новые места, так что, я думаю, я везунчик. В роли профессионального водителя мне платили за то, что мне нравилось делать, сейчас всё примерно так же. С такой точки зрения я удачливый человек.
Готовить саму трассу начали накануне заездов: привычные в таких случаях установка заграждений и сборка трибун были дополнены ещё и завариванием канализационных люков. В 2005 году на Гран-при Китая плохо закреплённый люк дренажной системы стал причиной схода Хуана-Пабло Монтойи. У нас же люки прижаты к земле только собственным весом, поэтому пришлось фиксировать их электросваркой.
Дэвид прилетел в Алматы лишь поздно ночью накануне, а перед самими заездами ему ещё предстояло посмотреть город и пообщаться с журналистами на пресс-конференции. Тем не менее перед выступлением в глазах шотландца не было ни грамма усталости.
— Ты уже видел трассу, по которой предстоит ездить сегодня?
— Нет, я приехал только в 2:30 ночи, видел свой номер в отеле и этот парк (Коктобе. — Прим. ред.). Но я это сделаю — взгляну на трассу, поговорю с командой и совершу демозаезд.
— Важно ли увидеть трассу до заездов?
— На самом деле важно только знать параметры площадки и зоны, которые нужно избегать, не более. Это не заезды на рекорд круга, а просто шоу Формулы-1.
— А ты знаешь, что дороги в Алматы очень плохи…
— Нет, они выглядят чистыми и в целом хороши. Я не уверен, что они настолько плохи, насколько вы думаете. В некоторых местах, куда мы ездим, дороги на порядок хуже.
Здесь стоит отметить, что путешествие Култхарда по Алматы было сравнительно коротким — из аэропорта до Коктобе, потом на Новую площадь и обратно… Как известно, в этих краях дороги действительно идеальные.
Хочу сказать пару слов о самом Дэвиде. Гоночную карьеру в Формуле-1 он завершил ещё в 2008 году, после провёл три года в DTM и в свои 43 года находится в прекрасной форме. В волосах седина, лицо испещрено морщинами, но уже издалека заметно, что этот мужчина полон энергии. А ведь DC — это ветеран с огромным стажем, именно он в 1994 году заменил в Williams погибшего Айртона Сенну. Шотландец не стал чемпионом мира, но одно вице-чемпионское звание и три титула бронзового призёра чемпионата мира говорят сами за себя. После 15 лет в Формуле-1 устанет кто угодно, и Култхард хоть и выглядит свежо, отнюдь не горит желанием вновь участвовать в гонках.
— А как насчёт гонок? Может быть, у тебя есть планы опять гоняться?
— Нет. По своему опыту я знаю, чтобы быть действительно сильным в чём-то, нужно фокусироваться на 100 %, а это означает, что вы не сможете делать многие вещи. Сегодня занятий, которые мне нравятся, несколько, и поэтому я не могу добиться такого 100-процентного фокуса. Если этого фокуса нет, то сделать что-то для события или развлечения — это нормально: например, я могу что-нибудь придумать на чемпионате мира по ралли-кроссу — в этом заинтересован один из моих спонсоров. Но я возьмусь за это, чтобы попробовать, а не потому, что я могу быть ралли-чемпионом.
— А как же Гонка чемпионов?
— О да, в прошлом году её отменили из-за проблем в Таиланде. Но опять же для меня это просто событие, это не реальная гонка. Конечно, кто-то выиграет, кто-то проиграет, но это не что-то особенное в моей жизни.
Позади приключения RB7 в горах, многочасовой перелёт, пресс-конференция и автограф-сессия. И в то время как на площади зажигают стантрайдеры и украинский дрифтер Александр Гринчук, Дэвид надевает гоночный комбинезон, выходит из шатра, приветствует публику, бросает последний взгляд на трассу и садится в болид.
Шум толпы перекрывается голосом старого доброго атмосферного мотора V8, и болид Формулы-1 впервые выезжает на казахстанские дороги. А дальше всё как в настоящих гонках (разве что без других гонщиков на трассе): старт с небольшим дымком из-под задних колёс, торможение с блокировкой теперь уже передних колёс и очень большая скорость, осложняющая съёмку. Как только DC выехал на импровизированную трассу, широкая площадь сразу же показалась тесной. Максимальная скорость инженерами не разглашалась, но болид вряд ли разгонялся выше 250 км/ч: невидимая нам ступенька при переезде через Фурманова заставляла оттормаживаться в этом месте, а по нашим наблюдениям при разгоне Култхард добирался только до 5-й передачи из семи.
— А расскажи о машине для сегодняшнего заезда, у неё какие-то особенные настройки? Может, что-то похожее на конфигурацию для Монако?
— Да, что-то подобное. Мы стараемся получить максимум прижимной силы и сделать машину несколько выше, чтобы успешно справляться с городскими препятствиями. Во всём остальном это стандартный набор настроек, который полностью безопасен и подходит для таких условий езды.
— Хотелось бы задать ещё вопросы о машине. Несколько лет назад ты был в Остине, и там сняли интересное видео. Насколько реально ездить на машине Формулы-1 по обычным дорогам?
— Интересно это сделать, потому что обычно ты не ждёшь, что машина Формулы-1 это может. Но в конце концов это же просто машина. Её, конечно, нельзя привезти на раллийную трассу, но мы пробовали катать на грязном треке, и я был поражён тем, как хорошо она ездила. По факту покуда машина касается колёсами земли, она будет ехать туда, куда ты хочешь.
— А какую машину ты водишь?
— Хм (улыбается), я живу в Монако, а это маленькая страна, и я обычно езжу на велосипеде. На самом деле я не так часто вожу. Но, отвечая на твой вопрос, — у меня Mercedes-Benz 280 SL 1971 года, то есть мой ровесник и немного старше тебя. Я не вожу его толком, а смотрю на него, полирую-чищу и еду пару километров до ресторана, а потом снова убираю в гараж.
— А велосипед — это хобби или транспорт?
— И то и другое. У меня есть горный велосипед для активного катания, тренировок и складной велосипед для поездок по городу.
Самым зрелищным, пожалуй, были нехарактерные для Формулы-1 «пончики» с клубами дыма из-под колёс. Особую пикантность этому дрифту придавал скромный угол поворота передних колёс на RB7. Грине на Nissan 350Z, колёса которого выворачивались чуть ли не на 90 градусов, было куда проще вести машину в заносе. Три проезда формулы, чередующиеся с трюками Гринчука и мотоциклистов — и вот Дэвид уже в последний раз лихо подлетел к боксам и заглушил мотор. Шоу подошло к концу.
Подытожим
Формула-1 открыла для себя Казахстан, а многие наши соотечественники прикоснулись к миру Больших призов. Атмосфера праздника, масса людей, красивые девушки и быстрые машины. По большому счёту, именно этот гламур и есть одна из составляющих автоспорта. Тем более что Формула-1 редко бывает запредельно зрелищной и в этом плане явно уступает боксу. Радует, что большое количество людей узнали и буквально ощутили вкус F1, и, наткнись они теперь на трансляцию Гран-при, скорее всего, задержатся на несколько секунд, найдут в кадре болид с красным быком и вспомнят прошедшее шоу. Это ли не лучшая популяризация автоспорта в целом и Формулы-1 в частности?
И всё же, если быть реалистами, нельзя не признать, что какие бы обещания ни давали наши чиновники и как бы ни били себя пяткой в грудь энтузиасты, Гран-при Формулы-1 в Казахстане мы никогда не увидим. Однако Red Bull обещала не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше. Куда и как? В этом деле стоит брать пример с Москвы, в которой уже несколько лет проходит автошоу Moscow City Racing. Участвуют в нём несколько команд Формулы-1, а также раллисты и участники кузовных гоночных серий. Это ещё не настоящие гонки, но, по крайней мере, можно сравнить, кто эффектнее сжигает резину. Будем ждать и надеяться, что так всё и будет.
P.S. А ещё казахстанцам повезло вот в каком смысле — пока весь мир воротит нос от забитого голоска малолитражного турбомотора 1.6, мы смогли насладиться рёвом настоящего 2.4-литрового атмосферного мотора V8. И, скорее всего, это была одна из последних возможностей…
Больше фотографий с Red Bull Show Run можно посмотреть здесь.