Редакция «Колёса» предлагает своим читателям более подробное знакомство с проектом Закона «О дорожном движении», с его основными плюсами, минусами и не встречавшимися ранее в законодательстве РК правилами
О новом Законе «О дорожном движении», представленном для обсуждения полицейскими зимой этого года, рассказывалось не раз как самими стражами порядка, так и представителями других заинтересованных ведомств: Минтранскома, Минздрава и т. д. Правда, в разного рода интервью чиновники упоминали лишь отдельные статьи документа, то есть каждый из них говорил о том, что ему по сердцу, в смысле по специальности. При этом сложить из всей этой мозаики полноценную картину того, что из себя всё-таки представляет этот новый закон, наверняка оказалось не под силу многим автомобилистам. Между тем в документе есть немало довольно интересных моментов, не упоминавшихся доселе чиновниками и стражами порядка. Предлагаем сегодня вооружиться последней редакцией проекта закона от 28 декабря 2012 года (которая и представлялась на суд общественности) и рассмотреть его более внимательно.
Новое и новое старое
Понятное дело, новинка построена на базе прежних законов, действовавших и пока продолжающих действовать в Казахстане, но появляются в документе и новые понятия, такие, например, как «Аудит безопасности дорожного движения», подразумевающий контроль как за техническим состоянием автомобиля, так и за проектированием, строительством и ремонтом дорог. Или «Интеллектуальная транспортная система», которая, согласно новому закону, должна управлять дорожным движением и работой всех видов транспорта, обеспечивать безопасность и мониторинг дорожного движения, собирать исходные данные для оценки транспортной ситуации и т. д. В общем, нововведения эти довольно ёмкие и понятны будут скорее специалистам, для которых они и предназначаются, чем автолюбителям, поэтому раскладывать их здесь по полочкам не имеет смысла.
От штрафов не скрыться
Куда интереснее водителям могут показаться другие тексты. О них мы и поговорим. Начнём со статьи 23 законопроекта «О дорожном движении», позволяющей дорожным полицейским «отказать в предоставлении государственной услуги лицу, имеющему своевременно неисполненное постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, до её исполнения». То есть с неуплаченным штрафом в УДП вас обслуживать уже не будут.
Пил или нет? Без разницы
Не менее примечательна статья 47, посвящённая медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения и гласящая в одном из пунктов, что «лица, лишённые права управления механическими транспортными средствами… за передачу управления механическим транспортным средством лицу, находящемуся в таком состоянии (опьянения), должны пройти обязательное медицинское переосвидетельствование перед восстановлением такого права, но не ранее, чем за один месяц до истечения срока лишения права управления механическими транспортными средствами». То есть хоть и пил ваш товарищ, а заново проходить медкомиссию всё равно придётся вам.
Минус 10 км/ч максималки
Следующая статья закона, которая может быть интересна водителям, идёт под номером 55. В ней одним из пунктов запрещается «устанавливать скорость движения транспортных средств свыше 100 км/ч при отсутствии раздельных проезжих частей для движения транспортных средств в каждом направлении и обустройства пересечений дорог в разных уровнях». Получается, что действующее нынче разрешение допустимой на загородных трассах (не путать с автомагистралями, где максималка составляет 140 км/ч) скорости в 110 км/ч в документе будет пересмотрено. И разгоняться быстрее «стольника» можно будет только, к примеру, по Капшагайке с её разделительной полосой из зелёных насаждений и, возможно, на новых платных дорогах, которые обещают построить. На остальных шоссе, где полосы разделяет только разметка, увы, водителям придётся умерить пыл. На 10 км/ч.
К слову, эта же статья запрещает проводить на дорогах «соревнования, тренировки и другие спортивные акции (кроссы, соревнования по автомотоспорту, другие массовые мероприятия)». Так что стритрэйсеров, любящих подымить на асфальте, с принятием нового закона ещё жёстче возьмут в оборот.
Про регистрацию доверенности
Далее предлагаем перейти к статье 67 законопроекта «Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств». В ней кроме прописных истин о запрете эксплуатации неисправных авто говорится и о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств в случаях отсутствия регистрации и учёта лица, управляющего транспортным средством, переданного ему физическим лицом во временное владение и пользование». Получается, печать в доверенности ставить будет просто обязательно! По идее, документ необходимо отмечать в УДП и сейчас, только сроки не оговариваются. А здесь же чётко говорится о полном запрете эксплуатации без регистрации: сначала съезди, поставь печать, а лишь потом за руль без присутствия владельца авто рядом.
Аэрографии в Казахстане не будет
Эта же статья запрещает ездить на машине с «нанесёнными на кузов аэрографическими трёхмерными рисунками». Выходит, аэрографию, несмотря на обещания высшего полицейского руководства оценить успешный опыт других стран, разрешивших разукрашивать авто, стражи порядка всё-таки предлагают запретить. И если раньше, не разрешая расписывать машины, стражи порядка опирались на Закон «О рекламе», имеющий весьма опосредованное отношение к аэрографии, и на собственное суждение, что яркие авто якобы отвлекают водителей на дороге (обратили бы лучше своё полицейское внимание на светящиеся рекламные щиты вдоль дорог), то теперь они могут получить в свои руки достаточно жёсткий инструмент, позволяющий привести все машины к единому знаменателю. Чтобы никто на дороге не выделялся. Решили, значит, решили.
Запреты на вождение
Также один из пунктов этой статьи запрещает ездить на машине в случае «неисполнения требований судебных актов, постановлений уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения, возбуждённых по уголовным делам и делам об административных правонарушениях». Формулировка получается довольно расплывчатой, и не исключено, что трактовать её будут как запрет на эксплуатацию авто с неуплаченными штрафами после вынесения постановления суда. А следующий пункт также накладывает запрет на езду, но уже в случае «неисполнения налогового обязательства по налогу на транспортные средства». То есть справку об уплате налога (или её копию) полицейские могут начать спрашивать и на дорогах. Нет её — пожалуйте на штрафстоянку?
Мелкие ДТП разводим на месте
Следующая статья 69, наоборот, регламентирует некие послабления для автовладельцев, и в ней в одном из пунктов говорится, что водители вправе «в случаях дорожно-транспортного происшествия не сообщать о нём в подразделение органов внутренних дел (полиции) для оформления происшествия при наличии одновременно следующих обстоятельств:
- В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинён только имуществу его участников.
- Дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств.
- Лица, управляющие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории.
- В отношении транспортных средств имеются действующие договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности их владельцев.
- Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывает разногласий у участников данного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены лицами, управляющими транспортными средствами, в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
- Лица, управляющие транспортными средствами, не предъявляют претензий к состоянию друг друга (данные лица не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ)».
То есть если у обоих участников ДТП есть страховые полисы, остальные документы в порядке и никто не пострадал, можно будет вполне законно договариваться на месте без вмешательства полиции.
Здесь же водителям запрещается управлять машиной с незарегистрированной доверенностью (ох уж и заела эта печать полицейских, сколько раз в законе упомянули!), а также пользоваться в дороге телефонами и другими средствами связи, «за исключением случаев применения технического устройства, позволяющего вести переговоры без помощи рук» — Bluetooth-гарнитуры жить будут.
Пить в машине запрещено
Следующий подпункт статьи многим знаком, но тут его доработали с учётом хитрости наших граждан. Он запрещает «употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому водитель причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования». То есть анекдот, в котором подвыпивший водитель, будучи остановлен гаишниками, на их глазах отхлёбывал из бутылки водки и заявлял им о том, что дальше ехать не намерен и теперь имеет полное право сидеть и распивать спиртное в салоне своего авто на обочине, имел под собой реальную основу. И стражи порядка решили подстраховаться на будущее от таких находчивых выпивох.
В этой же статье запрещается «осуществлять стоянку грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой более 3 500 кг и автобусов вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест». Частным перевозчикам, не имеющим собственной базы или парка, придётся несладко!
Пожалуйста, оставайтесь в машине!
Следующая интересная статья нового закона отмечена номером 70. В ней, в одном из пунктов, говорится, что пассажир обязан «не покидать транспортное средство в случае его остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения». Выходит, если я выйду покурить, пока мой водитель общается с инспектором, накажут.
007, 999, 777 и другие
Далее хотелось бы отметить статью 81. В ней, как мы поняли, как раз и упоминаются в косвенной форме так называемые «красивые» номера. В частности, владельцы транспортных средств имеют право «…выбрать цифровое обозначение государственного регистрационного знака транспортного средства в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан». То есть, по всей видимости, этот пункт статьи как раз и позволяет автовладельцу решить, с обычным номером он хочет ездить или купит крутой, по отдельному тарифу официально. «Красивые» цифры по блату сгинут в прошлое, и теперь заветные номера можно будет получить через «белую» кассу. По идее, так.
Где номер двигателя?
Следом в нашем обзоре появляется статья 87, рассказывающая о регистрационных данных транспортного средства. В ней отмечается, что в документы о государственной регистрации обязательно должны вноситься следующие основные сведения:
- Буквенно-цифровое обозначение государственного регистрационного номерного знака.
- Год выпуска транспортного средства.
- Марка и модель транспортного средства.
- Категория или подкатегория на право управления этим транспортным средством.
- Идентификационный номер (VIN) или номер шасси (кузова, рамы), присвоенные организацией-изготовителем транспортных средств.
- Цвет.
- Объём двигателя, мощность двигателя в лошадиных силах и киловаттах.
- Фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица — владельца транспортного средства.
- Адрес проживания физического лица, местонахождение юридического лица или его филиала.
- Сумма сделки при переходе прав на основании правоустанавливающих документов.
- Наименование органа регистрации транспортных средств.
Многое что повторяется, но обратите внимание: номера двигателя в приведённом выше списке нет, и это позволяет предположить, что полицейские наконец-то отказались регистрировать этот агрегат в техпаспорте (СРТС). Моторы отнесли к заменяемым запчастям? Это радует, если так.
Новые водительские права
Допуск лиц к управлению транспортными средствами оговаривается в статье 88 законопроекта. Помните давние новости о том, что у нас выйдут водительские удостоверения нового образца с новыми категориями. Это как раз тут. В частности, наряду с привычными категориями А, В, С и D появляются BE, СЕ и DE, предусмотренные для тех же автомобилей, но с прицепами. Кроме того, в законе появляются новые категории Тm — это трамваи и Тb — это троллейбусы, а также подкатегория А1 — мотоциклы с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, В1 — трициклы и квадроциклы (владельцам квадриков теперь не надо будет получать права тракториста), С1 — автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешённая максимальная масса которых превышает 3 500 килограммов, но не превышает 7 500 килограммов, D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест помимо сиденья водителя, а также С1E и D1E — те же самые, но с прицепом массой от 750 до 12 000 килограммов.
Эта же статья оговаривает, что «водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории А подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории А1 и подкатегории В1 с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа, категории В — подкатегории В1 (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа), категории С — подкатегории С1, категории D — подкатегории D1, категории СЕ — подкатегории С1E, категории DE — подкатегории D1E.
К слову, следующая статья за номером 89 нового закона гласит, что права подкатегории А1 будут выдаваться с 16 лет, а категорий А, В и подкатегорий В1, С1, как и раньше, лицам, достигшим 18-летнего возраста. Категорию С и подкатегорию D1 можно будет получить только в 21 год при условии, что стаж работы водителем составляет не менее трёх лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории С1, не менее одного года, а D, Tm и Тb — лицам, достигшим 21-летнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории D1, не менее двух лет. Тут, правда, не совсем понятно получается: откуда у человека в возрасте 21 года может быть 5 лет водительского стажа? Или опыт вождения мопеда (категория А1) тоже учитывается?
Кто в ответе за техосмотр?
Ну и наконец, один из самых интересных разделов нового закона — глава 14 «Обязательный технический осмотр». В ней в ряде статей и пунктов регламентируется порядок прохождения и повторного прохождения ТО, в случае выявления неисправностей устанавливается порядок оплаты, и главное — на сотрудников центров техосмотра возлагается ответственность за техническое состояние проверенного ими автомобиля. В статье отмечается, «если в ходе проведения обязательного технического осмотра оператором технического осмотра не выявлены технические неисправности механического транспортного средства либо такие неисправности выявлены, но сведения о них не были внесены в диагностическую карту технического осмотра, оператор технического осмотра обязан возместить в полном объёме вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу владельца механического транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей». То есть, говоря человеческим языком, если ты попал в аварию по причине неисправности, которую на техосмотре не выявили или же обнаружили, но сотрудники ЦТО этого не указали, то расплачиваться за повреждения в результате ДТП придётся им самим. Ошибка может дорого обойтись.
От редакции
Завершая наш краткий обзор, нельзя не отметить, что в целом в новом законопроекте есть много рационального. Спорные моменты, конечно, тоже присутствуют. Очень хочется верить, что чиновники в больших кабинетах всё-таки обратят на них внимание и закон в результате получится действительно народным, пусть строгим, но разумным и справедливым. А там глядишь, и на наших дорогах ситуация улучшится. Ведь новые законы и правила для этого и делаются.