На дворе март месяц, и, несмотря на ещё прохладную погоду, заядлых мотоциклистов уже давно тешит мысль о начале нового сезона. А кому-то не терпится завести свой байк уже сейчас, дабы быть уверенным, что с наступлением первых тёплых дней можно будет от души покрутить ручку газа. По этому поводу несколько дельных советов для тех, кто впервые выводит байк из зимней спячки.
Чтобы не терять времени даром, перед предстоящей работой следует проверить состояние аккумулятора. Забыли его снять, полностью зарядить и занести в тёплое помещение перед зимовкой? Значит, он однозначно сел или вообще разрушился внутри из-за мороза и бездействия электролита. Если так, всё просто — идёте в магазин и покупаете новый. Если же за аккумулятором следили и есть возможность подзарядить его снова от зарядного устройства перед установкой на байк, воспользуйтесь ею. Иначе даже при наличии напряжения в аккумуляторе будет недостаточный пусковой ток, столь необходимый при холодном запуске. «Прикуривание» тоже не всегда эффективно. Даже если стартер крутится, дохлый аккумулятор всё равно будет высасывать на себя пусковой ток из подогнанного источника, пока не зарядится. Это потребует немало времени. К тому же такой метод запуска запросто может повредить «мозги» многих современных мотоциклов со сложной электроникой.
С чего начать, интуитивно знает каждый владелец железного коня, и это, конечно же, работа с главным инструментом в гараже — тряпкой. Какое же это удовольствие после долгой разлуки ощутить его буквально всего, тщательно протирая, заодно производя первый визуальный осмотр. Нелишним будет выявить следы зимовки до того, как заведётся двигатель, потом-то не до этого!
Начинать лучше с ходовой, затем проверить тормоза, покрышки и т. д. Так, например, перья передней вилки могли подвергнуться коррозии, что повлечёт протечку сальников вилки. Если ржавчина не успела прогрызть раковины в перьях, необходимо просто удалить её специальным полиролем. Таким образом можно очистить и другие детали, в том числе и весь декоративный хром, на котором появились следы коррозии.
Рекомендуется смазать, а при необходимости подтянуть цепь, проверить работоспособность тросов (их тоже желательно смазать, накапав масла в рубашку троса), произвести подтяжку всех узлов: оси колёс, маятника, траверсов вилки и т. д.
Покрышки необходимо тщательно осмотреть на наличие трещин. Резина дорожного мотоцикла не рассчитана на экстремально низкие температуры, от которых запросто может рассохнуться и потрескаться. В идеале резину следует менять каждый сезон, особенно это касается сверхмощных аппаратов. Если же шины сохранились, приведите в норму давление и удалите все загрязнения, особенно пятна масла и антифриза. Проще всего смочить тряпку бензином.
Особое внимание уделите тормозам, особенно если мотоцикл зимовал на общественной стоянке (вдруг соседу понадобилась гаечка от тормозной тяги, например, ведь и такое бывало). Убедитесь, что нет потёков, растрескавшихся шлангов, проверьте состояние колодок, естественно. При первой поездке будьте крайне бдительны: старая тормозная жидкость может смешаться с конденсатом и при нагреве запросто закипеть, оставив байк без тормозов. Лучше всего заменить жидкость сразу или как минимум быть аккуратнее на первых километрах, постоянно проверяя работоспособность тормозной системы.
Затем есть смысл заглянуть в бензобак. Не светите туда спичкой! Если бак не был заполнен под завязку на зиму, неплохо бы демонтировать его, тщательно промыть бензином и обязательно залить свежий. Влага, содержащаяся в воздухе, могла за зиму подпортить внутреннюю поверхность бензобака коррозией, кусочки ржавчины, если не в первый же день, то во время эксплуатации, могут создать проблемы. А следом от этого мусора придётся чистить и всю топливную систему. Так что не дайте ей возможности туда просочиться. Тем, у кого мотоцикл относительно новый, достаточно просто сменить топливо на свежее. Бензин со временем теряет свои свойства, изрядно затрудняя запуск и работу двигателя в целом. У кого карбюраторы, то их также необходимо опорожнить. Лучше это сделать путём снятия отстойника (или отстойников, если их несколько) или выкрутить сливной болт (у кого имеется) и промыть самотёком, открыв подачу топлива. Таким образом вы избавитесь от образовавшегося конденсата, который в виде капелек воды будет препятствовать поступлению топлива через жиклёры, заодно пополните камеры свежей горючкой.
Если к тому времени аккумулятор поспел, самое время заняться свечами зажигания. О правильной работе карбюраторов и зажигания будет свидетельствовать коричневый цвет нагара на свечах. Убедитесь в работоспособности свечей и правильности зазоров электродов. Перед установкой свечей нелишним будет продуть цилиндры. Для этого нужно отвернуть до упора рукоять газа и покрутить в течение нескольких секунд стартер. Обязательно проследите, чтобы тумблер стоп-двигателя был в положении «Отключён» (при этом стартер должен крутиться) и провода были изолированы от массы — пожалейте электронику. Продувку также можно выполнить, не снимая свечей.
И, конечно, не забывайте про масло в двигателе! Замените его как можно скорее, тем более если оно не первой свежести. Тому, кто позаботился о масле осенью, достаточно сменить его немного раньше плановой замены, ведь со временем оно тоже теряет свои свойства.
Да, кстати, не крутите рукоять газа, когда будете заводить двигатель, это не поможет и даже, наоборот, всё испортит. Поднимая заслонку, вы подаёте обеднённую смесь в цилиндры, а для холодного запуска, как известно, необходимо подавать смесь богаче (больше бензина — меньше воздуха). Если у вас карбюратор, вытяните подсос. С инжектором всё проще: компьютер мотоцикла знает, что делать, — просто крутите стартер без газа.
Проделанная работа, конечно, не гарантирует безупречного запуска двигателя, но существенно облегчит задачу при пробуждении вашего любимого коня, к тому же вы лично убедитесь в состоянии своего мотоцикла. Если предстоящую работу делать совсем не хочется или же она просто не по зубам, не пренебрегайте помощью специалистов. А ещё лучше обратиться к ним перед зимой, дабы избавиться от сюрпризов весной.
Помните: техническое состояние мотоцикла способно влиять не только на толщину кошелька, но и на благополучие вашего здоровья, а то и жизнь. Приятных поездок и весёлого нового сезона!
Будить мотоцикл стоит так:
- Полная зарядка аккумулятора от сети (в идеале заряжать током в 10 % от номинальной ёмкости в течение 10 часов, т. е. аккумулятор ёмкостью 9 А⋅ч заряжать током 0.9 А, но возможна и быстрая подзарядка большим током).
- Визуальный осмотр байка на наличие следов коррозии, трещин в покрышках и тормозных шлангах. Проверьте наличие крепежа.
- Ревизия всей тормозной системы.
- Ревизия всех жидкостей — моторное масло, охлаждение, тормозная.
- Промывка бензобака и топливной системы, включая карбюраторы, или замена топлива на свежее.
- Ревизия свечей зажигания (если двигателем управляет электроника, искру проверяют специальным пробником).
- Продувка цилиндров.
- Хорошенько толкнуть с друзьями в случае, если не завёлся со стартера.