«Купил себе внедорожник. Кто-то советует поставить универсальные шины, кто-то — грязевые. А что лучше?» — такой вопрос поступил от нашего читателя.
Резина для внедорожников делится на три категории. Для езды по асфальту используются шоссейные шины. Вторая и третья разновидности — как раз те, что вам рекомендуют: универсальные, имеющие маркировку АТ (All Terrain), и грязевые с маркировкой МТ (Mud Terrain).
Шоссейные шины
С ними всё просто — они рассчитаны на езду по хорошим дорогам. Но стоит съехать с асфальта на раскисший просёлок — и может потребоваться помощь эвакуатора.
Шины АТ
Они более универсальны. На сухом каменистом или сыпучем грунте автомобиль, обутый в такую резину, ведёт себя неплохо. Но если предстоит проехать по участку с размытой глиной или подняться на горный склон по мокрой траве, шины категории АТ могут спасовать.
Основная причина, по которой такая шина отказывается «грести», — быстрое «замыливание» протектора (он забивается грязью). Плохое самоочищение таких шин вынуждает водителя применять известный приём преодоления грязевых участков — с ходу, то есть проскакивать их, предварительно разогнавшись.
Шины МТ
Резина этой категории предназначена для бездорожья. Однако у многих производителей таких шин есть модели, более приспособленные к определённым условиям. Одни хороши в грязи, другие имеют отличные сцепные свойства на скалах, третьи хорошо едут по песку.
Так, например, шина с развитым протектором, отлично цепляющаяся за скальный грунт, может очень быстро зарыться в песке. Широкая, менее «зубастая» шина, на которой легко ездить по песку, может оказаться бессильной в грязи.
Кстати На мягком грунте внедорожник на перекачанной резине МТ может ехать хуже, чем на спущенной резине АТ. Сцепные свойства любой шины можно изменить в ту или иную сторону, играя давлением. Скажем, понизив давление в шинах до 0.7-1 кг/см2, можно настолько улучшить проходимость автомобиля, что порой отпадает необходимость пользоваться блокировками или полным приводом.
Что же лучше?
Лучше то, что вам подходит.
Резина для бездорожья должна выбираться с особой тщательностью, с учётом того, в каких условиях она будет использоваться. Кстати, чем лучше резина ведёт себя на асфальте, тем хуже её свойства на бездорожье. Соответственно шины, показывающие отличные результаты вне дорог, могут быть просто никакими на трассе.
Есть, например, резина, демонстрирующая чудеса на бездорожье, но на трассе потолок скорости для неё, заложенный конструктивно, — 40-50 км/ч.
Если вы планируете ездить на рыбалку, то, вероятно, стоит выбрать шины, которые хорошо ведут себя в грязи. Конечно, на берегах водоёмов в Алматинской области достаточно много песчаных участков, однако заболоченных мест, да и солончаков, намного больше.
Для езды по горам лучше подходят шины, уверенно работающие в грязи и на камнях.
Кстати Одна и та же шина может вести себя совершенно по-разному, будучи установлена на разные модели внедорожников. Ведь на её поведение заметно влияют параметры самого автомобиля, особенно его масса, геометрические показатели (клиренс, углы рампы, въезда, съезда), тяговое усилие, передаваемое на колёса.
Более точно узнать о том, какие шины лучше всего подходят для конкретных условий, можно из различных сравнительных тестов, публикуемых в автомобильной прессе, или у продавцов шин в специализированных магазинах.
Бонус к ответу
«Крылья, ноги… Главное — хвост!»
Помните мультфильм, где гриф учил страуса летать? Долго они спорили, что лучше — крылья или ноги. Точку в споре поставила ящерица, заявив, что главное — хвост!
Напрашивается аналогия с внедорожниками. Кто-то считает, что высокую проходимость обеспечит мостовая подвеска, другие — за рессорную подвеску, третьи утверждают, что любой внедорожник без блокировок — паркетник. Все они забывают, что именно грамотно подобранная резина обеспечивает проходимость автомобиля в большей степени, чем всё остальное вместе взятое.
В общем, ящерица права: главное — хвост шины!
Ответ подготовил Евгений Каримов.